О семи Вселенских Соборах

Аудио
Скачать .mp3

– Скажите, чему учит нас опыт святых отцов семи Вселенских Соборов?

– Да, действительно, Святая Церковь завтра чтит память святых отцов семи Вселенских Соборов, это настоящие богатыри духа, те, которые не щадили своей жизни, самоотверженно боролись за чистоту православной веры, за то, чтобы сокровище Священного Предания и Священного Писания изложить понятным языком против ересиархов и еретиков, которые потрясали основы христианской веры и уводили многих чад Церкви Христовой в дебри своих заблуждений.

Почему Святая Церковь установила память святых отцов семи Вселенских Соборов? Есть отдельный воскресный день, когда Святая Церковь чтит память отцов Первого Вселенского Собора, Седьмого Вселенского Собора, шести первых Вселенских Соборов и, как в завтрашний день, память отцов всех семи Вселенских Соборов. Восьмого Вселенского Собора, разумеется, не будет, потому что вся божественная истина изложена человеческим языком, записана и хранится в Святой Церкви. Хочется в общих чертах напомнить даты этих Соборов и против кого они были созваны.

Первый Вселенский Собор был созван в городе Никее в 325 году, при императоре святом равноапостольном Константине Великом, против ересиарха Ария, который был пресвитером Александрийским. Он был образованным человеком и, как бы мы сказали современным языком, очень энергичным, амбициозным. Даже, может быть, он был успешным миссионером в ту эпоху (прошу меня простить за горькую иронию), который по-своему трактовал евангельские истины, исповедуя, что Господь Иисус Христос не единосущен Богу Отцу, что Он всего лишь первое творение Бога. А раз Иисус Христос не Бог, а лишь первое творение, раз не было истинного, реального воплощения Бога, значит, и невозможно спасение. Если Бог не воплотился – значит, человек не будет спасен.

Второй Вселенский Собор был созван в Константинополе в 381 году против ереси Македония. Ересь македонианства (духоборчества) была логическим следствием ереси Ария. По сути, Македоний был не только последователем Ария, логическим продолжателем его заблуждений, но он неправо учил о Третьей Ипостаси Святой Троицы – Духе Святом. Разумеется, на Втором Вселенском Соборе были осуждены все остатки арианства и полуарианства. Даже люди, не имеющие богословского образования, хорошо знают, что на Первом и Втором Вселенских Соборах был составлен Никео-Цареградский Символ веры – краткое изложение основ нашей веры.

Третий Вселенский Собор был созван в Эфесе в 431 году против ереси Нестория, который был архиепископом Константинополя, он также незаурядная личность. Надо сказать, что многие ересиархи были по-своему талантливыми личностями, подвижниками, очень эрудированными, энергичными, амбициозными людьми. Несторий был таковым, и он неправо учил о соединении двух природ во Христе, и Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную Деву Марию называл не Богородицей, а Человекородицей или лишь Христородицей. Против него был созван Собор, который осудил это лжеучение.

Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году в Халкидоне против ереси монофизитов (именно с таким наименованием эта ересь вошла в историю, от слова «монос» – единая природа), изображающей, что Божественная природа во Христе полностью поглотила человеческую, то есть якобы не было реальной человеческой природы во Христе, не было соединения двух природ, а лишь Божество поглотило человечество. И эта ересь, так же как и арианство, и несторианство, очень потрясала основы христианской веры. Много верных чад Церкви, много колеблющихся людей было увлечено этим лжеучением, особенно в среде монашествующих, а Египет был колыбелью монашества. В Египте было немало монофизитов и до сих пор, к сожалению, есть.

Пятый Вселенский Собор был созван при святом императоре Юстиниане Великом, без преувеличения – при одном из величайших императоров Византии и богословов, в 553 году в Константинополе, где были осуждены, по сути, пережитки монофизитства, некоторые главы в произведениях отцов Церкви, которые так или иначе высказывались, может быть, не совсем о православном вероучении. И что немаловажно, на Пятом Вселенском Соборе окончательно была осуждена ересь Оригена и сам Ориген. Это очень полезно знать нам, современным людям, потому что сейчас есть немало людей из числа околоцерковной интеллигенции, которые восхищаются Оригеном, считают его несправедливо осужденным, что вроде как его осудили по зависти многие из тех, которые сами якобы учились по его произведениям. Поэтому нам важно помнить, что на Вселенском Соборе император Юстиниан, который был богословски образован, разобрал учение Оригена и в своем вступительном слове, что называется, по полочкам разложил эту ересь.

– Напомните, в чем состояло учение Оригена.

– У него целый конгломерат самых разных лжеучений, и многие те ереси, которые изложены в его произведениях, стали впоследствии родоначальниками других еретических учений, в частности о переселении душ, а также это апокатастасис, то есть вера во всеобщее восстановление, что якобы в конце все покаются (и дьявол, и демоны) и будут автоматически Богом прощены без внутреннего изменения, и много других неправых мнений. Любой желающий может познакомиться с деяниями Пятого Вселенского Собора и основательно узнать, за что был осужден Ориген и его лжеучения.

Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году против ереси монофелитов. Если монофизиты учили о единой природе Господа Иисуса Христа, о Божественной природе, поглотившей человеческую, то монофелитство – это лжеучение, что во Христе была лишь Божественная воля и не было реальной человеческой воли, которая во всем покорилась Божественной. В 680 году в Константинополе был созван Вселенский Собор (а до этого велась очень  продолжительная борьба с этой ересью), и ересь была окончательно осуждена.

Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году в Никее, так же как и Первый Вселенский Собор, где была окончательно осуждена ересь иконоборчества. Вот на этих семи столпах истины – семи Вселенских Соборах – зиждется православное Предание.

 

священник Димитрий Беженарь

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать