О молитве Ефрема Сирина

Аудио
Скачать .mp3

- В дни Великого поста в храмах часто произносится молитва Ефрема Сирина. Расскажите, что это за молитва и к чему она призывает?

- Эта молитва была любима не только отцами-пустынниками и непорочными женами, но и великим поэтом России Александром Сергеевичем Пушкиным, творчески переложившим молитву преподобного Ефрема Сирина на поэтический лад. Святого Ефрема Сирина называли ласточкой церковной. Живя в раннем средневековье, он был исполнен духовной премудрости, его сердце познало благодатный плач, он имел дар слез, ходил перед лицом Господа, как Адам в раю. Ему принадлежат и многие другие молитвы.

Молитва, которую мы часто произносим в «дни печальные Великого поста», имеет своей целью осуществить то, ради чего мы постимся – очистить сердце от празднословия, любоначалия, властности, амбициозности, от нецеломудренных помыслов, от гордостного самоутверждения. И напротив, обручить душу начаткам Христовых добродетелей: смирения, братолюбия, кротости, благодарения. Потому достаточно часто на богослужениях эта молитва повторяется с поклонами земными и поясными.

Когда мы, взяв корзину, заполненную илом или землею, начинаем регулярно промывать ее ключевой водой, мало-помалу через отверстия в корзине уходит прах, нечистота - и вот уж перед нами чистая тара. Таково и наше сердце. Если мы постоянно промываем душу словами «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми, дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему», Бог Своею благодатью очищает наше сердце. И тогда, как писал Михаил Юрьевич Лермонтов «И верится, и плачется, и так легко, легко».

- Если эта молитва является руководством к нашему христианскому деланию, то почему ее не читают в храмах ежедневно? Почему она не включена в обиход православного христианина?

- Всякая молитва есть обращение к Всесвятому Богу, и всякая молитва таит в себе то, о чем мы говорим. Молитва пред началом всякого дела, обращенная к Святому Духу, завершается словами «прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». А скверны – это дух гордости, обидчивости, гадкие мысли, которые человек может удерживать, а может выталкивать из сферы своего сознания.

Молитва Господня, которая считается столпом всех прочих молитв, заканчивается словами «и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Значит, всякая нечестность, лукавство, заискивания, лесть – все это истребляется из недр человеческой души, если мы просим Господа защитить нас от лукавого духа.

Таким образом, в нашей Церкви множество молитв, которые чередуются: одни мажорные, другие проникнуты духом покаяния. Немощному ребенку нужно всегда менять занятия. Некая монотонность, однообразие могут человека утомить. Соответственно, Церковь, как наша мать, постоянно меняет эти регистры.

В дни Великого поста интонация богослужений, постовые мелодии минорные, протяжные, они напоминают реку, медленно движущуюся, которая увлекает душу и влечет в море богопознания.

На Пасху песнопения и приветствия наполнят душу динамикой, радостью. Бог нас очень любит и, как малых детей, ведет по поприщу спасительному, приноравливаясь к ограниченности нашей человеческой природы.

 

протоиерей Артемий Владимиров

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы