Нецерковные исторические свидетельства о Христе. Письмо Плиния Младшего императору Трояну

Аудио
Скачать .mp3

Свидетельство историка Плиния Младшего. Младшим он называется потому, что был и Плиний Старший – известный римский ученый-естествовед. Данное письмо относят к 110 году.

Плиний императору Траяну.

...Я никогда не присутствовал на следствиях по делу о христианах: поэтому я не знаю, чем и в какой степени их следует наказать или как вести дознание. Я очень колебался, надо ли, вынося приговор, делать разницу между возрастами или же ничем не отличать нежный возраст от людей взрослых, прощать ли раскаявшихся, или же человеку, который был христианином, отречение не идет в пользу, и следует наказывать само имя, даже при отсутствии преступления, связанного с именем.

 - Какая постановка вопроса. Это Рим, право которого до сих пор изучается на юридических факультетах. Кажется, здесь все должно быть железно по закону, и здесь такие слова «даже при отсутствии преступления»…

Пока что с теми, кого приводили ко мне в качестве христиан, я придерживался такого образа действий. Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал второй раз и в третий, угрожая им казнью…

- Представьте, что вас вызывают и спрашивают, угрожая казнью. Если вы римский гражданин, вам повезло, просто отрубают голову мечом. Если не римский гражданин – тут разнообразие велико, но самое интересное – христиан ко львам. Очень красочно это показано в последней редакции фильма «Камо грядеши». На сцене группа христиан – человек двадцать; металлические решетки, а за ними прыгают друг через друга леопарды и львы; решетки медленно поднимаются… жуткая вещь…

Все христиане это прекрасно знали, многие видели эти картины. И теперь человека допрашивают, христианин он или нет. По римскому праву надо было спросит второй и третий раз, предупреждая, что тебе будет, если…

Когда посмотришь этот фильм, поймешь силу исторического аргумента: кто же согласится принимать эту религию, чтобы, не дай Бог, узнают, что я христианин, и что со мной будет. Когда посмотришь, как дикие звери начинают рвать живых людей… кто примет эту религию. Стоит представить себе эту картинку. Итак, спрашивает не кто-то, а сам правитель, спрашивает в первый раз, во второй и в третий:

…упорствующих велел уводить на казнь. Я не сомневался, что какова бы не была сущность их признания, их следовало, конечно, наказать за непреклонную закостенелость и упрямство. Были же такие безумцы, которых я, как римских граждан, решил отправить в Рим. Вскоре, в ходе самого разбирательства, как это обычно бывает, преступников стало набираться все больше и больше, и появились многочисленные виды их. Мне был предложен список, составленный неизвестным и содержащий много имен. Тех, кто отрицал, что они являются христианами или были ими, я решил отпустить, когда они вслед за мной призвали богов, совершили пред изображением твоим, которое я с целью велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того обругали Христа: настоящих христиан нельзя принудить ни к одному из этих поступков. Другие, названные доносчиком, сказали, что они христиане, а затем отказались от этого, сказав, что они были христианами, а затем отпали, некоторые за три года, другие за много лет назад, некоторые даже за двадцать. Все они почитали и твое изображение, и статуи богов, и обругали Христа. Они утверждали, что вся их вина ил заблуждение состояли в том, что они, обычно по определенным дням, собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как Бога…

Обращаю ваше внимание на самое главное: воспевали Христа как Бога.

…и клятвенно обязывались не преступление совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. После этого они обыкновенно расходились и приходили опять для принятия пищи, обычной и невинной…

 - Их обвиняли в том, что на своих собраниях они умерщвляли младенцев, пили их кровь, ели их мясо.

…но что и это они перестали делать после моего указа, которым я, по твоему распоряжению, запретил тайные общества. Тем более счел я необходимым под пыткой допросить двух рабынь, называвшихся прислужницами…

 - Так перевели светские переводчики дьяконисс.

 …и не обнаружил ничего, кроме безмерного, уродливого суеверия, поэтому, отложив расследование, я прибегаю к твоему совету. Дело, по-моему, заслуживает обсуждения, особенно вследствие числа тех, над кем нависла эта угроза: множество людей всякого возраста, всякого звания и обоих полов идут и будут идти на гибель. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям, но кажется, ее можно остановить и помочь делу. Достоверно установлено, что покинутые храмы…

 - Проповедь христианства оказалась настолько сильной, что языческие храмы были покинуты.

…опять начали посещаться, торжественные службы, давно оставленные, восстановлены и корм для жертвенных животных, на которых до сих пор едва-едва находился покупатель, теперь опять распродаются. Из этого легко заключить, какое скопище людей можно исправить, если дать место раскаянию”.

Самое замечательное в этом свидетельстве – твердое убеждение всех, что это не просто святой, а это Бог, единственный Бог, в отличие от всех тех, кому поклонялись прежде.

Если вспомнить, что в тридцатых годах Христос был распят и воскрес, значит, за период в сорок лет произошло такое изменение в этой провинции. При этом надо учесть, что тогда не было ни радио, ни газет, ни телефонов, ясно, каким образом произошло это обращение. Значит, там происходило нечто другое, что мы видим в Деяниях апостолов, что действительно поражало людей. Мы с вами говорим и не знаем, что такое слово благодати, исходящее из уст человека. Мы произносим слова, и все. Если бы Господь хоть раз дал нам ощутить, что такое слово благодати, какая это потрясающая сила. Сила, проникающая в сердце, даже не в ум. Апостольская проповедь не была просто словами, но это было слово благодати, сопровождающееся потрясающими знамениями. Иначе язычники не могли бы поменять свою веру, так просто веру не меняют. Здесь были потрясающие слова, сопряженные с действиями. Ведь все видели, что происходит с людьми, искренне принимающими христианство.

Только что на Всенощной читалось Евангелие, где говорится, каковы признаки верующего: именем Моим будут изгонять бесов, начнут говорить разными языками, на кого возложат руки, сразу исцелят, мертвых воскресят… Вот, что поражало людей. Проповедовали и воспевали Христа как Бога, а никак иначе.

Здесь бы очень помог фильм, чтобы восстановить то, как это было, насколько возможно, без всяких лишних эффектов, рекламности. Мы бы тогда увидели всю силу христианского воздействия на души людей, а не только умы.

 

Алексей Ильич Осипов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​