Не является ли Новый год неким «похитителем» Рождества?

Аудио
Скачать .mp3

– Мы немножко об этом порассуждали с дочкой. Разговор возник о том, что нам, церковным людям, хочется, чтобы Рождество имело значимость, статус, а у светской публики Новый год. И действительно, весь акцент делается на новогодние праздники, мы к ним готовимся, у нас весь праздник вокруг Нового года. Конечно, это смещенные акценты, потому что изначально было не так… А у народа осталось желание праздника. И осталась генетическая память о том, что столько-то веков где-то в середине зимы был какой-то праздник, который был очень радостным, сильным, ярким. Но акценты сместились...  Причем это произошло сравнительно недавно, несколько десятков лет назад. И создается атмосфера ликования, праздника, а на самом деле что празднуем? Какой смысл, какое событие?

В Рождестве празднуем спасение человека, личный праздник каждого, мы друг друга поздравляем с днем рождения Господа, потому что это событие, реально изменившее ход человеческой истории. А Новый год – ну, смена календаря. Что здесь такого? Давайте будем праздновать начало весны, начало лета, начало осени – повод всегда можно найти. И вот этот шумный праздник проходит – мы дарим подарки, пишем письма Деду Морозу… Потом это все заканчивается, а на Рождество уже запала не хватает.

Для церковных людей на самом деле никакого особого торжества и не надо, потому что главное событие происходит в храме во время литургии. И человек, который верит в Христа, всю полноту праздника ощутит, прожив вот эту тихую радость ночной Божественной службы. Ему больше ничего не нужно – ни брызг шампанского, ни каких-то салютов; это все внешнее и для внешних. Беда получается в том, что для наших нецерковных близких Рождество получается украдено Новым годом – все силы финансовые и физические потрачены на Новый год. Когда наступает Рождество, мы, конечно, делаем какой-то стол, собираемся, говорим: «С Рождеством Христовым!»…

Но как передать радость духовную людям, которые никак ее не прожили? Просто на каких-то словах за общим столом? А человеческие ресурсы уже тоже потрачены. Конечно, это печально. Но у человека есть хорошее качество: он все может очеловечить. Даже какие-то бессмысленные события он может наполнить теплотой человеческого общения.

В этом году у нас так получилась, что была не моя череда служения литургии, служил другой священник. И ночная служба на Новый год своим чередом прошла, те, кому нужно, кто привык быть в храме, встретили Новый год в молитве. А у нас получилось, что дети, все как один, стали просить: «Давайте вместе соберемся!» То есть для детей это оказалось важно – собраться всей семьей. И так здорово – все приготовили подарки, причем приготовили заранее, серьезно. Хорошие подарки, хорошие слова.

Собрались, послужили молебен вместе, потом сели и подвели итоги прожитого года, потом каждый высказал какие-то слова благодарности, пожелания. Это получилось настолько по-хорошему, по-домашнему! Мы часа три просидели без всякого напряжения, безыскусно; пообщались. Детям это важно. Понятно, что для них, может быть, пока сложно воспринять Новый год во время ночной службы. Нужно пойти им навстречу и попытаться сделать что-то хорошее, доброе, семейное, человеческое – это тоже неплохо. Даст Бог, когда-то дорастем до литургии в храме. А пока так.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​