Можно ли дарить ребенку телефон?

Аудио
Скачать .mp3

– Можно от этого и отказаться; например, уйти в пустыню. Или в монастыре человеку, не связанному с монастырским сайтом, а просто живущему там, никто не мешает выбросить телефон и вообще никогда этим не пользоваться. Вряд ли кто его за это осудит, назовет ретроградом или еще как-то. Но человек социальный, человек, живущий в этом мире, имеющий жену, детей, а стало быть, зону своей социальной ответственности, должен не отвергнуть нечто, а научиться этим пользоваться.

Это, кстати, тоже иногда неправильно понимается. Объективно: ребенка надо научить жить в этом мире. Задача семьи: научить ребенка пользоваться этим миром так, чтобы не повредилась его душа. Но это же не основание для того, что если ему во взрослом возрасте придется пользоваться телефоном, значит, уже в три года надо купить телефон. «Все равно ведь он будет этим пользоваться? Значит, пусть раньше этому научится». Вовсе нет. Надо понимать, что ребенок – это ребенок, а детская психика – это совершенно иной мир, чем психика взрослого.

Ребенок должен состояться как человек, он должен ощутить развитие своей личности, а значит, и своей ответственности и свободы (что, кстати, является темой Рождественских чтений в этом году). И когда он сформируется как личность, он сможет пользоваться в этом мире чем угодно. Но если мы раньше сломаем этот механизм, когда личностью он еще не стал, а привычками обрастает очень быстро, то он не сможет сформироваться как личность.

Телефоном-то он и так научится пользоваться – не ахти какая вещь. А вот состояться как личность, научиться пользоваться тем багажом накопленных человечеством культурных ценностей, нравственных ценностей, вообще любых ценностей он уже не сможет, потому что в нем механизм этот сломан. Получается, ради того, чтобы он научился пользоваться телефоном, мы отучаем его от возможности пользоваться всем тем, что есть кроме телефона. И вот это – определенная родительская безответственность. Потому что каждый понимает, что ребенок с телефоном – это не очень хорошо, но это гораздо спокойнее, чем ребенок без телефона.

«Я ему дал игрушку, и он играет. Смотрит там какие-то картинки, ролики – хорошо, он мне не мешает, я могу в это время позаниматься чем-то важным (например, почитать книгу). Я могу почитать книгу, а он сидит с телефоном». Он так и будет сидеть с телефоном, но ведь ответственность родителя – чтобы он нашел радость в общении с книгой; если не с книгой, то хотя бы со знанием, с природой, собакой, кошкой, со сверстником, дедушкой, бабушкой.

Это моя ответственность. Поэтому я знаю, что должен научить ребенка пользоваться компьютером, гаджетом, Интернетом, в целом этим миром, наполненным соблазнами и, в сущности, лежащим во зле. Машиной, парковкой, рестораном, кафе, самолетом, поездом, маршруткой, такси – всем этим я должен научить ребенка пользоваться, но только тогда, когда это ему действительно будет нужно и он сможет выработать к этому правильное отношение. Это степень моей собственной взрослости, зрелости.

И родители должны об этом помнить. Но пример, который Вы привели, поскольку все-таки новогодние дни, меня неожиданно заставил вспомнить то, что для многих православных христиан является проблемой: отношение к новогоднему празднику, поскольку идет пост. И что такое вообще новогодний праздник? Это же ни о чем, бессодержательно, действительно бессодержательно. Собственно, то, что мы помним из нашего детства: Новый год – это украденная в советское время у праздника Рождества атрибутика, нагрузившая новогодний праздник.

Вся атрибутика Нового года – рождественская и помещенная в новогодний праздник –  становится бессмысленной и бесплодной, потому что она для другого праздника создавалась. Только в празднике Рождества все это обретает смысл – елка, подарки, ночь, проведенная в бдении, чудеса, которых мы ждем. А Новый год как бы украл все это. И на этом основании многие хотят взять и запретить это, убрать из жизни, чтобы ребенок этого не видел, в этом не пребывал. Это напрасно, потому что, пережив новогодний праздник, человек больше чувствует и Рождество – если отнестись к этому с умом.

Важно не отпустить ребенка в «свободное плавание» по новогодним развлечениям, а показать ему: «Ты празднуй, это все хорошо – маскарады, хлопушки, бенгальские огни, это все здорово, но знаешь – чудо совершается не в новогоднюю ночь, а в рождественскую. Потому что Небо сошло на землю, потому что с нами теперь живет Бог, потому что Он везде – и в твоем сердце, и в моем. И каждую ночь Он обновляет Свое присутствие в мире, вновь и вновь преклоняет во тьму нашей жизни Свой свет, Свою любовь, Свое благоволение в человецех. Потому это особый праздник».

И подготовить ребенка к этому во время Рождественского поста чтением святочных историй, которые есть и у западных писателей, и у наших, – так, чтобы человек настроился на чудо. И подарки дарить не в Новый год, а в Рождество, когда им самое место. Каждый подарок, кому бы мы его ни подарили, есть подарок, подаренный Христу. Рождественский подарок тем и ценен, что это подарок, который мы приносим Христу. Об этом нужно вспомнить. И всем нам, христианам, нужно вспомнить, что такое рождественский подарок и почему его все должны дарить (и всем должны дарить).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы