Критерии правильной и ложной молитвы

Аудио
Скачать .mp3

Вы очень много говорите в лекциях о правильной и неправильной молитве, и это, действительно, необходимо, чтобы молитва не стала празднословием. Сейчас Вы упомянули о плодах молитвы, а каковы они?

Молитва имеет разные уровни, соответственно различны и плоды.  Самый первый этап, на котором, к сожалению, многие и остаются – это так называемые гласные молитвы, те, которые читаются вслух или про себя, но при этом в них все равно участвует язык. Каковы ее плоды? Говорят, что если человек совершает ее со вниманием, пониманием и покаянием, то одним из важных плодов является приучение ума к внимательной молитве.

Одно из страшных бедствий нашего христианского народа - потеря внимания во время молитвы, чем молитва обесценивается и просто уничтожается. При внимательной гласной молитве ум постепенно приучается удерживать внимание – это первый и важнейший плод. Затем постепенно согреваются душа и сердце, и человек понемногу умиротворяется. Это плоды первой ступени молитвы, но есть и другие ступени.

Какие?

Молитва гласная может постепенно и незаметно для самого человека, который постоянно понуждает себя к молитве, перейти в молитву умную, совершаемую не только языком, но в уме. Каким образом? Например, когда мы лежим перед сном, мысли сами приходят нам в голову.

Молитва постепенно переходит с языка на ум – и это очень большое достижение. То, что становится содержанием ума – неизмеримо выше. Действие молитвы здесь тоже более сильное – она производит некое радование души. Умная молитва очень действует на сердце. Одним из законов духовной жизни является положение о том, что сердце не может долго противиться уму. Во время умной молитвы человек начинает ощутимо чувствовать действие призываемой благодати Божией. Появляется гораздо больший мир, радость и соответствующие результаты в поведении человека в жизни – это уже вторая ступень.

 

Вы говорите об умиротворении, радовании, но в лекциях часто предупреждаете о необходимости различать духовное и физическое. Как здесь отличить духовные плоды от физиологии? И здесь будет уместен вопрос о том, чем молитва отличается, например, от аутотренинга?

Это очень насущный вопрос. Дело в том, что есть критерий, который позволяет судить о направлении, в котором мы идем. Этот критерий таков: правильная молитва обязательно должна сопрягаться с правильной жизнью. Если человек молится, как ему кажется, с благоговением, но при этом продолжает воровать или лукавить, нисколько этим не смущаясь и не каясь, в таком случае молитва может привести к тем ложным состояниям, которые могут увести человека в совсем другую сторону. Обычно это происходит по простой причине, которую надо четко понимать.

Один из святых, Петр Дамаскин, выражая опыт многих святых отцов, говорит: «Первым признаком начинающегося здравия души является все большее видение своих грехов». Причем оно расширяется до таких пределов: «видение своих грехов, как песок морской». Это один из важнейших критериев. Человеку очень легко сориентировать себя на поиск восторгов, радостей и внешних плодов. Когда человек ищет этого, молитвенное обращение действует на его психику и может производить то, что святые отцы называют «ложное утешение», «ложные радования». Более того, они могут привести к более серьезным последствиям, потому человек и должен знать этот важный критерий.

Если я живу, как мне кажется, нравственно, постоянно молюсь, но ощущаю все большие духовные сладости - я должен знать, что иду не туда. Даже в добрых делах и молитве я все равно согрешаю – вот что должно открываться при молитвем правильной. И тогда у человека все больше возрастают чувства смирения и собственного недостоинства, а из них происходит все большее покаяние. Этот критерий – спасительный якорь, за который нужно держаться всеми силами. Происходит видение поврежденности всей человеческой природы, а значит, в первую очередь, самого себя, и тогда человек даже в своих добрых делах осознает эту поврежденность и может сказать с Макарием Великим: «яко николиже сотворих благое пред Тобою».

Вот тогда будут даны и правильные утешения, о которых также говорят святые отцы: и мир, и радость, и благодарение Бога, но при условии видения своей греховности. Вот та линия, тот водораздел между вещами, одинаковыми с виду, но прямо противоположными по содержанию.

В качестве примера перескажу небольшой видеофильм, который я видел на конгрессе в Канаде. За пять минут в нем была показана вся история человечества: человек был изображен в виде муравья и показаны все этапы человечества – каменный век, машины и, наконец, - ядерный взрыв. Атомный гриб, груды камней от небоскребов – и тут из какой-то расщелины выползает муравей. В это время мы видим Божественный перст с неба: «Видите, что вы наделали, строители своего счастья…» Муравей увидел этот перст, ему стало интересно, и вот он бегает вокруг него, изучает… перст его не трогает – и наконец, что делает муравей? Он впивается в этот Божественный перст и начинает качать из него кровь. Этот замечательный фильм поразил меня глубиной своей мысли. Так и в молитве, можно начать качать кровь, то есть, искать наслаждения, а это страшный обман. 

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы