Каковы критерии истины в богословии?

Аудио
Скачать .mp3

Критериями истины в естественных науках являются логичность, связность, проверяемость, фальсифицируемость и предсказательная сила. Каковы критерии истины в богословии?

Хороший вопрос. Критерием истины в православном богословии, еще раз подчеркиваю – в православном богословии, является согласное учение по данному вопросу святых отцов. Если есть такое согласное учение святых по данному вопросу, я говорю – это есть истина.

Если нет, бывает такое? - бывает. Я вам только что привел пример: одни отцы прямо говорят, что муки будут вечные; другие, рядом с ними, причем, друзья – никто никого не осуждал, говорят: «Нет, они будут иметь конец». Что является истиной? Тайна. Не знаю, чего-то мы не понимаем, видите.

Но есть вопросы, по которым святые отцы говорят совершенно однозначно, и тогда мы говорим: «Это есть истина».

Например, первый Вселенский Собор постановил в борьбе с Арием, что Христос по Своему Божеству единосущен Отцу, а не подобносущен. Не подобный, а едино, в одной сущности – это очень серьёзно. То есть Святая Троица имеет единую сущность, одну, а не три одинаковых.

На втором Вселенском Соборе – что Святой Дух, опять-таки, является действительно Ипостасью Святой Троицы, единосущной.

Видите, даже Вселенские соборы принимали догматические решения, так называемые «оросы», и мы говорим: «Да, следовательно, это истина». Слышите? Следовательно.

Я не знаю, слушайте, кто знает, чем отличается рождение Сына от исхождения Святого Духа Святой Троицы, покажите мне этого богослова, – никто, мы не понимаем. Но они это говорят, значит, это верно, я отступать от этого не могу – это истина.

Так вот, в православном богословии единство мнений святых отцов, единство учений святых отцов. Почему? Потому что, когда мы видим это единство, следовательно, эти святые отцы высказывали не свое предположение, не свое мнение, не то, как им кажется, а это единство свидетельствует о том, что Духом Божьим они получили это знание по данному вопросу. Этим, кстати, православие решительно отличается от  католицизма и от протестантизма.

В католицизме последней инстанцией и критерием истинности является слово Папы. Догмат, решение Папы, - я вам цитирую, - действительны, то есть истинны, сами по себе, а не с согласия Церкви. Слышите? Догмат – не с согласия Церкви, а «сами по себе».

Знаменитый католический богослов Беллармин по этому поводу писал: «Если бы Папа зло назвал добром, а добро назвал злом, то мы должны следовать его слову, чтобы Церковь не погрешила против совести». Вы слышите? Разница есть? Еще бы!

В протестантизме, там вообще нет критерия. То есть они называют критерий – Библия. Тогда мы спрашиваем, простите, если Библия – критерий, то все должны быть уже едиными, а вы посмотрите, все понимают Библию по-разному. Кого же слушать?

Протестантизм, возникнув в ХVI столетии, тут же начал рассыпаться. А почему? Потому что они сказали: «Sola Scriptura» - только Писание», никаких святых отцов. А ярким выразителем этой страшной мысли явился сам Лютер. Вы знаете, что он сказал? Ух, какую фразу, послушайте только: «Я не возношусь и не считаю себя лучше докторов и соборов. Но Я моего Христа считаю выше всякой догмы и соборов». Слышите, – Я! Весь протестантизм на чем основывается? – на личном мнении отдельных людей. Такой-то богослов так сказал, а другой этак.

Сейчас, страшно, что происходит в этой области. На этих всемирных экуменических ассамблеях дошло дело того, что, например, в Австралии, я там был, мы, православные, все там собрались и буквально заявили протест, потому что протестанты там выступили с критикой самых основных положений Христианской веры. Уже Христос – не обязательно Бог, а это великий человек. Не нравится – хорошо, Он великий экстрасенс. Вот и все, слышите?

Это что такое? Вы посмотрите на эти несчастные картинки Рождества Христова, которые к нам приходят, где Иосиф рисуется молодым мужчиной. Ах, какая семья, святое семейство! Мы не понимаем, какое кощунство в этой открытке: «Так что, Иосиф разве отец?»

Всё! Христианства нет одним махом, если Иосиф отец. И мы часто, как глупенькие: смотрю, берут красивые картиночки Рождества Христова – молодое семейство, счастливая семья… До чего докатиться, слышите?

В протестантизме уже отрицаются основные догматы христианства. Это беда. Почему? А потому что «Я моего Христа считаю выше всякой догмы и соборов». Здорово? Вот так вот. Я – моего, а он – своего, а этот – тоже своего.  И пошло, и рассыпались, как горох.

Тем православное христианство и велико, что оно говорит: «Вот наш критерий, вот он, истинный – согласное учение отцов по данному вопросу». Святых отцов. Есть оно – все, вопрос решен. Нет его, – еще остается поле для богословских исследований. Вот так.

 

Расшифровка: Римма Адомайтите

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы