Какие опасности подстерегают человека на творческом пути?

Аудио
Скачать .mp3

Сегодня я гулял в Кусковском парке и увидел там одного очень интересного юношу. Ему где-то 15 лет, и он продаёт свои картины. Они очень красивые: акварельные, карандашные, видно, что очень большой талант. Все рассматривают его произведения, хвалят его. Глядя на такого талантливого молодого человека, я задумался о том, какие подводные камни могут подстерегать человека на его творческом пути. Что Вы могли бы посоветовать молодым людям, которые только начинают свой путь в творчестве или какой-то другой сфере?

Я никогда не даю совета, если меня не спрашивают.

Ну вот, например, я спрашиваю.

Тогда спросите о себе, а не о нём.

Я о себе спрашиваю.

Все художники живут со своего творчества. Что тут такого? Я когда занимался творчеством, тоже продавал картины размером 2 кв.метра по 5 рублей, по 3 рубля. Это не даром было. Но так как дёшево получалось, то они всё равно погибли. Если бы я продавал их по 2000 иностранных рублей, то они бы до сих пор сохранились, потому что люди ценят по-разному. Ничего в этом плохого нет, а всяких соблазнов очень много, потому что художественную среду именуют «богемой» — это очень опасное болото. Там, конечно, очень много всяких миазмов, и это главный соблазн для молодого человека. Очень много гибнет и актёров, художников, поэтов, на корню, потому что там, во-первых, постоянные искушения собственной талантливостью, тщеславие растёт, гордыня, зависть. Например, в театральной среде очень развита зависть. Вот недавно мы были свидетелями случая в Большом театре: худруку плеснули в глаза кислотой. Это как раз типичный случай. А так, к сожалению, очень много и пьянства, вообще больше соблазнов, чем в любой другой среде. Но если человек просто работает, ему нравится творчество…хотя, к сожалению, так бывает, что обычно людям нравится то, что безнадёжно плохо, потому что для того, чтобы воспринимать искусство, нужно быть так же готовым, как сам художник. Настоящие ценители искусства очень редко бывают также талантливы от природы. Как правило, человек должен учиться, поэтому все великие коллекционеры учились понимать живопись. Там особый язык, и нужно очень разбираться, потому что обычный обыватель не может разобраться в таких вещах, это мы видим даже по музыке, которую люди слушают. То, что популярно, вообще музыкой не является, ни в каком виде! К сожалению, особенно для людей молодых, которые никогда этому не учились — на них влияет больше мода, нежели собственный анализ музыкальных произведений.

А если кратко, то чем бы Вы посоветовали вооружиться молодому человеку на его пути?

Книгами и мастерством. Очень хорошо поучиться у какого-то мастера, который и нравится, и действительно умеет, и имеет некое признание, но только не у самого известного. У него и времени не будет и зачастую самые известные мастера действуют в угоду публике, а не святому искусству. Это тоже соблазн. Человек может научиться творить на потребу публике. Это всегда во вред качеству. Ну и книги, конечно. Есть масса книг. Если он живописец, есть книга француза Эжена Фромантена об изобразительном искусстве, которую я всем рекомендовал.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать