Как жить по воли Божией?

Аудио
Скачать .mp3

– Говорят, нужно жить по Божьей воле. А как узнать, какова Божья воля?

– Дело в том, что воля Божья – это евангельский путь жизни. Поэтому мы все свои поступки, мысли, планы должны проверять: расходятся они с Евангелием или нет. Вопрос непростой. Старец Амвросий говорил, что воля Божия узнается из дел. Каким образом? Об этом и Лествичник говорил. Это или чрезвычайный успех в начале дела после молитвы, или, наоборот, казалось бы, непреодолимые препятствия. Это такая тонкая вещь. Или когда попутный ветер дует в том или другом деле, или вообще как будто весь мир ополчился и не дают дело сделать.

Как, например, старец Амвросий Оптинский дал обещание принять монашеский постриг. И как только он принял это решение, возникла масса непреодолимых препятствий. Как раз это и свидетельствует о том, что враг не пускал его. Тем более это надо было делать. И старец Амвросий про себя говорит: «Я человек мягкий, я очень долго жался». Жался – то есть долго не решался, пока уже Божий Промысл не вмешался в его жизнь, когда особым призванием он был призван на монашеский путь.

А вообще спасение во многом совете, и воля Божия, конечно, узнается через совет: совет старшего с младшими, детей с родителями, мужа с женой, жены с мужем, христианина со священником, духовником. Потому что спасение во многом совете. Не в совете со многими, но во многом совете. Чрезвычайно важно задуманное дело или задуманный вопрос решать советом. Даже во врачебной практике (я тоже убедился в этом) все-таки надо знать одно мнение, другое, третье, и истина где-то посередине. Oдно мнение – вплоть до операции, а другой говорит, что там ничего нет. Из-за чего это возникло? Это возникло из разных мнений.

Кстати, оптинские старцы (и в частности старец Амвросий) говорили: «Края – бесовские». Преподобный Макарий первым начал говорить о том, что крайности (то есть левый край и правый край) – бесовские. Истина и правильный царский путь – это путь золотой середины. В этом правильный взгляд на жизнь. И у него относительно золотой середины тоже есть замечательная мысль: «Сестра Мелитона, держись среднего тона. Возьмешь высоко – будет нелегко, возьмешь низко – будет склизко. А ты, Мелитона, держись среднего тона».

Вот сейчас был пост (уже заканчивается), люди почувствовали из внутреннего опыта и состояния, что начинают поститься как-то усерднее – и не остается сил на молитву: мысли о еде; в храме на всенощной тоже себя слабовато чувствуют. Одна прихожанка решила подкрепиться: наелась рыбы, креветок, картошки с макаронами. Потом говорит: «Теперь желания молиться нет. Теперь хочется отдохнуть, поспать, телевизор посмотреть или что-нибудь легонькое почитать». Вот такие крайности: с одной стороны, нет сил на молитву, с другой стороны, после объедения вообще уже молиться не хочется, уже мысли не об этом. У оптинских старцев тоже была такая мысль: «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому надо всегда тонко чувствовать свою меру даже в простой еде: с одной стороны, чтобы она была в меру, с другой стороны, чтобы не было чрезмерного отягощения.

Старец Василий Великий говорил: «Мы не плотоубийцы, а страстоубийцы, и мы должны поститься так, чтобы у нас были силы творить добрые дела». Дай телу по силе его, все остальные силы обрати на внутреннего человека. То есть это все вещи нужные, но внешние; это листья, а плоды – это то, что будет в нашем сердце. О плодах духа апостол Павел сказал: «Плод же духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». Поэтому любой пост и христианская жизнь в конце концов должна вылиться в плоды христианской веры, потому что вера без дел мертва. И вера без жизни по вере будет не совсем правильной или вообще даже неправильной.

 

архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать