Как жить по воли Божией?

Аудио
Скачать .mp3

– Говорят, нужно жить по Божьей воле. А как узнать, какова Божья воля?

– Дело в том, что воля Божья – это евангельский путь жизни. Поэтому мы все свои поступки, мысли, планы должны проверять: расходятся они с Евангелием или нет. Вопрос непростой. Старец Амвросий говорил, что воля Божия узнается из дел. Каким образом? Об этом и Лествичник говорил. Это или чрезвычайный успех в начале дела после молитвы, или, наоборот, казалось бы, непреодолимые препятствия. Это такая тонкая вещь. Или когда попутный ветер дует в том или другом деле, или вообще как будто весь мир ополчился и не дают дело сделать.

Как, например, старец Амвросий Оптинский дал обещание принять монашеский постриг. И как только он принял это решение, возникла масса непреодолимых препятствий. Как раз это и свидетельствует о том, что враг не пускал его. Тем более это надо было делать. И старец Амвросий про себя говорит: «Я человек мягкий, я очень долго жался». Жался – то есть долго не решался, пока уже Божий Промысл не вмешался в его жизнь, когда особым призванием он был призван на монашеский путь.

А вообще спасение во многом совете, и воля Божия, конечно, узнается через совет: совет старшего с младшими, детей с родителями, мужа с женой, жены с мужем, христианина со священником, духовником. Потому что спасение во многом совете. Не в совете со многими, но во многом совете. Чрезвычайно важно задуманное дело или задуманный вопрос решать советом. Даже во врачебной практике (я тоже убедился в этом) все-таки надо знать одно мнение, другое, третье, и истина где-то посередине. Oдно мнение – вплоть до операции, а другой говорит, что там ничего нет. Из-за чего это возникло? Это возникло из разных мнений.

Кстати, оптинские старцы (и в частности старец Амвросий) говорили: «Края – бесовские». Преподобный Макарий первым начал говорить о том, что крайности (то есть левый край и правый край) – бесовские. Истина и правильный царский путь – это путь золотой середины. В этом правильный взгляд на жизнь. И у него относительно золотой середины тоже есть замечательная мысль: «Сестра Мелитона, держись среднего тона. Возьмешь высоко – будет нелегко, возьмешь низко – будет склизко. А ты, Мелитона, держись среднего тона».

Вот сейчас был пост (уже заканчивается), люди почувствовали из внутреннего опыта и состояния, что начинают поститься как-то усерднее – и не остается сил на молитву: мысли о еде; в храме на всенощной тоже себя слабовато чувствуют. Одна прихожанка решила подкрепиться: наелась рыбы, креветок, картошки с макаронами. Потом говорит: «Теперь желания молиться нет. Теперь хочется отдохнуть, поспать, телевизор посмотреть или что-нибудь легонькое почитать». Вот такие крайности: с одной стороны, нет сил на молитву, с другой стороны, после объедения вообще уже молиться не хочется, уже мысли не об этом. У оптинских старцев тоже была такая мысль: «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому надо всегда тонко чувствовать свою меру даже в простой еде: с одной стороны, чтобы она была в меру, с другой стороны, чтобы не было чрезмерного отягощения.

Старец Василий Великий говорил: «Мы не плотоубийцы, а страстоубийцы, и мы должны поститься так, чтобы у нас были силы творить добрые дела». Дай телу по силе его, все остальные силы обрати на внутреннего человека. То есть это все вещи нужные, но внешние; это листья, а плоды – это то, что будет в нашем сердце. О плодах духа апостол Павел сказал: «Плод же духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». Поэтому любой пост и христианская жизнь в конце концов должна вылиться в плоды христианской веры, потому что вера без дел мертва. И вера без жизни по вере будет не совсем правильной или вообще даже неправильной.

 

архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы