Как вырвать себя из духовно-нравственного падения в мире?

Аудио
Скачать .mp3

Как вырвать себя из духовно-нравственного падения в мире, где столько пропаганды греха, искушений, в телевизоре, в Интернете, на улице – везде в обществе. Еще в церкви я вспоминаю о Боге, молюсь, а вне храма молитва не всегда идет от сердца. Думать о Боге, каяться в грехах тяжело – даже замечать грехи. Посоветуйте, пожалуйста.


Я бы, конечно, советовал обратиться к людям духовно опытным. Сами понимаете, этот вопрос относится к категории духовной жизни.

Меня иногда спрашивают: поделитесь своим духовным опытом. Я отвечаю: если я только поделюсь, то мы все в болоте утонем…

Нам нужно делиться не своим духовным опытом – да избавит Бог от этой горделивой мысли, а опытом и учением святых отцов – святым опытом, то есть правильным опытом, чистым опытом. В данном случае я могу только сказать: обратите внимание на некоторые принципы.

Христос сказал, что верный в малом над многим будет поставлен. Мы не придаем никакого значения так называемым мелким грехам. Мы совершенно не следим за своими словами, за своим отношением к людям, за своей душой.

Как мы относимся к другим людям? Мы совершенно спокойно осуждаем направо и налево, сверху и донизу. И абсолютно не раскаиваемся в этом.

Верный в малом над многим будет поставлен. Если мы не будем следить за собой в малых вещах, то мы, конечно, конечно ничего не избежим.

Есть закон, открытый святыми. Закон взаимной связи как грехов, так и добродетелей. И отцы прямо говорят (и это важно бы изучить), что некоторые грехи порождают другие и невозможно справиться с другим, пока мы не справимся с предыдущим.

Почему? Потому что он порождает это.

Приходится постоянно приводить пример: с аллергией мы не справимся никакими мазями – сколько бы ни мазали свой нос, – а нужно узнать у врача: от чего аллергия? От апельсинов. Всё! Бросьте есть апельсины! И аллергия прошла. А никакие примочки и мази не помогут.

Так и здесь – то же самое. Очень важно нам знать, что наша невнимательность по отношению к своим мыслям, к своим чувствам, к своим желаниям обязательно приводит к поступкам. К общему духовному и нравственному состоянию. Никто никогда не становился убийцей просто так. Он в мыслях совершал все это! Сотни и тысячи раз… Его дух наконец окончательно утверждался в этом, и после этого он становился убийцей. Это закон, психологический закон. Так и здесь.

Теперь в отношении молитвы, о которой сказали: молюсь и прочее.

Какая молитва?.. Что проку, если мы молимся и не делаем ничего того, что должно соответствовать молитве?

Надо вспомнить замечательную Евангельскую притчу, как один был должен 10 тысяч талантов (кстати, талант золота – это 50 кг, талант серебра – 25 кг, и понятно, какая сумма, : хоть золота 10 тысяч, хоть серебра).

И помните, когда этот пал перед господином: прости меня. Тот простил. А что дальше? Тот встретил своего товарища, который должен ему 100 рублей. Тот просит: прости меня. Не простил.

И какой результат? Господин говорит: ты, злой раб, я тебе простил столько, а ты ему – копейку? Так вот – все у него забрать.

О чем разговор идет? Мы часто говорим: я молился, я молилась… Как ты молилась? Ты обещала Богу: Господи, постараюсь больше не повторять того, другого, третьего? Есть ли искреннее покаяние? Есть ли обещание Богу доброй совести? Или нет?

Молитва без покаяния – не молитва. Молитва без внимания – пустой звук. Это же надо понимать.

И более того даже. Если уж о чем-то серьезном мы говорим, то Господь сказал: молитва без поста, то есть без хотя бы элементарного понуждения в области даже внешней жизни, оказывается, бессильна. Помните, ученики не смогли изгнать беса. Христос изгнал. Они спросили: почему? Христос сказал: сей род изгоняется молитвою и постом.

А мы… Помолиться – ладно, свечку поставить – хорошо, и записку написать.

Это молитва, да? Или помолиться: дай, дай, Господи, мне того и другого. Это молитва?..

Истинная молитва сопряжена, во-первых, с покаянием во грехах; во-вторых, с элементарным, хоть небольшим подвигом понуждения себя.

Вот так, я думаю, можно вырвать себя из такого духовно-нравственного состояния. Нужно начать понуждать себя, начать правильно молиться, начать следить за своим внутренним миром.

И если мы хотя бы в малом – в том, на что еще способны, будем что-то делать, тогда Господь поможет нам сделать и большее.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы