Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Как во время поста сохранить душевный мир, особенно когда люди просят о помощи и человек вынужден переключаться на внешние дела, тем самым теряя особый внутренний настрой?
– Из-за просьбы человек не должен терять свой настрой, а вообще чтобы не потерять мир во время Великого поста, надо как можно больше есть сладкого, особенно на первой неделе поста, потому что замечено (и я не раз это замечал), что люди во время Великого поста, особенно на первой неделе, становятся хмурыми, озабоченными, раздражительными и даже злыми. Казалось бы, вы столько времени проводите в молитве, настроились на пост, но почему вдруг сам пост перестал приносить плоды? Плод поста – это перемены в душе; плод же духовный, как говорит апостол Павел в Послании к Галатам, – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, вера, воздержание. Где эти плоды? Их нет, потому что человек зациклился только на том, что он ест. Ешьте побольше, ешьте сладкое, потому что от конфет, меда, орехов, пастилы и зефира у человека поднимается настроение. Как говорят: «Кто любит сладкое? Мухи, дети и монахи». Поэтому я говорю уже из опыта, что когда поем сладкого, становлюсь чуть-чуть повеселее. И другим советую, потому что от недостатка калорий люди становятся раздражительными. Это неправильно. Надо быть предельно внимательными к первой неделе поста, чтобы гасить в себе раздражительность, недовольство и какую-то озабоченность тем, что съесть, а что не съесть, а также быть внимательными к тому, как мы ведем себя в храме, на работе, с родными и близкими.
Мысль Вашего вопроса я уловил: человек настроен на духовный лад – и вдруг какая-то просьба. Например, неверующая жена просит начать ремонт. Это тоже искушение. С одной стороны, пост – это полтора месяца из двенадцати. Владыка Александр (Тимофеев), который рукополагал меня в дьякона и священника, говорил нам, семинаристам, когда мы учились: «Как вы проведете первую неделю поста – так проведете весь пост. Как вы проведете весь пост – так проведете и весь год». То есть первой неделей поста мы настраиваемся на весь пост, а постом испрашиваем милости Божией на весь предстоящий год.
Авва Дорофей сказал, что Великий пост – это десятина для Бога, особое время посвященности себя Богу, поэтому какие-то внешние дела надо сократить до минимума, а когда о чем-то попросили, то здесь, конечно, надо иметь определенную мудрость и снисходительность. Простой пример: приходит послушник к своему старцу, постучался в дверь, а старец за молитвой не услышал. Послушнику показалось, что был какой-то ответ, он вошел в келью, прервав молитву. Старец спрашивает его: «Что ты хотел?» – «Отче, я хотел исповедоваться и кое-что у тебя спросить». Он исповедовался, спросил что хотел и в конце говорит ему: «Авва, прости меня, что я оторвал тебя от главного дела». И тогда старец отвечает: «Мое главное дело – принять тебя с любовью и отпустить тебя с любовью».
У Феофана Затворника есть интересное письмо, где он отвечает на вопрос: «Как быть, если постучали в келью и попросили срочно о помощи на каком-то послушании, а я стою на молитве?» И он говорит: «То, что ты получил на молитве, – мир, успокоение, доброжелательность, любовь, – покажи это твоим братьям, покажи это в монастыре, в своей жизни, потому что молитва от тебя не убежит, ты можешь быть с Богом в любое время, но когда надо показать плоды молитвы и оказать любовь, которая должна быть не абстрактной, – сделай это, ведь послушание, просьба брата – это дело любви». Апостол Павел так и говорит: «Будем любить друг друга не словом или языком, а делом и истиной». Любовь начинается с языка, особенно женщины расположены к словам, не зря говорят, что женщины любят ушами, поэтому тем, кто хочет с ними иметь мир, добрые отношения, надо почаще говорить им хорошие слова. Даже старец Амвросий Оптинский говорил: «От ласки у людей бывают другие глазки». Поэтому не надо стесняться в добрых словах и добром расположении, плоды молитвы должны вылиться в дела, а не в раздражение: «Подождите, я сейчас дочитаю, домолюсь, а потом приду». В таком случае ты придешь только тогда, когда уже всё сделали. Здесь нужно иметь определенную меру и рассудительность, потому что доброе дело может убежать, а молитва всегда с нами.
архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!