Как в таком большом городе как Москва стараться жить по-христиански?

Аудио
Скачать .mp3

Отец Мелхиседек, мы живём в мегаполисе. Я слышал, что мегаполисы часто называют Вавилоном. Как в таком большом городе как Москва, в таком Вавилоне стараться жить по-христиански?

Я не совсем с этим согласен. Я вспоминаю, что я когда-то задал этот вопрос отцу Иоанну Крестьянкину: «Батюшка, сейчас Москву вторым Вавилоном называют» Это были где-то 90-е годы. А он сам был москвич, служил в храме Рождества Христова в Измайлове. Потом уже была Рязанская область, ссылка, Псковские Печоры. Он говорил: «Какой же это Вавилон! В Москве было сорок сороков храмов, и сейчас вся Москва в крестах и куполах. В монастырях чудотворные иконы Казанской Божьей Матери, Утоли мои печали, Нечаянная радость, Всех скорбящих радость и многие другие, мощи князя Даниила, Алексия митрополита Московского, Матроны Московской. А сколько монастырей! Новодевичий, Новоспасский, Даниловский, Зачатьевский, Рождественский, Сретенский! Я не согласен с тем, что Москва — второй Вавилон. Я бы сказал, что Москва — второй Иерусалим». Кто ищет грязи — тот её найдёт, кто ищет святыни — тот её найдёт. Посмотрите сколько возможностей в этом большом городе для христианина! Много храмов с разными расписаниями служб — каждый человек найдёт по своему вкусу и внутреннему расположению. Где-то служат покороче, где-то подлиннее, где-то с монастырским уставом, где-то с приходским. Здесь хор мужской, здесь смешанный, в Сокольниках вообще есть хор слепых, где-то дети поют. Такие возможности есть только в мегаполисе, где есть и свои недостатки, и свои преимущества. В мегаполисе устраиваются всякие выставки, вечера, встречи, сюда привозят святыни. А в деревне появились христиане, появилась некая обстановка, но до храма далеко, автобусы не ходят, своей машины нет, попробуй выберись! Так что это тоже палка о двух концах. Вроде бы нет суеты, нет этой рекламы, нет столько народу, а с другой стороны и храма нет, и ежедневного богослужения нет. Куда податься? Вроде бы есть возможность, есть время, а храма нет. В сельской местности службы устраиваются только в субботы-воскресенья.

Всё зависит от внутреннего устроения человека. Иуда рядом со Христом был и погиб, Мария Египетская была в пустыне и спаслась. Здесь всё зависит от внутреннего расположения, потому что Бог есть везде. Мегаполисы спасению не содействуют и не мешают, всё зависит от внутреннего расположения. А соблазны везде найдутся.

Я вспомнил жизненную ситуацию, когда представитель национальных меньшинств приехал в большой город. Там живёт его национальная диаспора. Его спрашивают: Машина есть? — Нет. — Будет. Дом есть? — Нет. — Будет. Невеста есть? — Нет. — Найдём. Русский приехал в какую-то деревню: Сидел? — Нет, не сидел. — Сядешь! В этой истории какая-то доля правды есть. В сельской местности, если христианин трудится и достигает успеха, появляется зависть, а в городе её нет. Поэтому везде есть свои плюсы и минусы. Но Оптинские старцы говорили: «Место не способствует и не мешает спасению». Всё зависит от человека. Есть даже такая поговорка: «Не все в монастыре спасаются, и не все в миру погибают». Всё зависит от нашего внутреннего расположения.

 

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы