Как следует поступать, если мы видим примеры оскорбления наших религиозных чувств и поруганий наших святынь?

Аудио
Скачать .mp3

- Как следует поступать, если мы видим примеры оскорбления наших религиозных чувств и поруганий наших святынь: в СМИ, в книгах, в театральных постановках или еще где-то? Как реагировать на искажение истории и подвига наших предков? В преддверии 9 Мая возникает естественное желание: они защищали родину и нас, а мы должны защитить их и все, что для нас дорого и священно. Но кто-то говорит, что не нужно обращать на это внимание, чтобы не делать им, хулителям, рекламы в виде огласки. Другие утверждают, что не следует выступать резко против, надо, мол, вступать в диалог, объяснять, полемизировать. Как же всё-таки поступать?

- Спаси Господи! Какой мудрый, глубокий и актуальный накануне Дня Победы вопрос, учитывая все те события, свидетелями и очевидцами которых мы сейчас являемся. Прежде всего хочется сказать: существует некая духовная закономерность. Надо помнить, что Господь наш Иисус Христос в Евангелии называет диавола ложью и отцом лжи: когда он говорит, то говорит свое и просто не может говорить правду. Диавол, как злая сущность, отпавшая от Бога и желающая погубить человека, сам истину не ищет и не хочет, чтобы люди искали истину. Поэтому надо иметь в виду (таковы реалии нашего мира, в котором мы живем, мира после грехопадения), что есть люди, которые, говоря словами старца Паисия Святогорца, живя неправедно и не каясь в грехах, дают диаволу права над собой, кто-то в большей мере, кто-то в меньшей. После этого человек, сам того, может быть, не осознавая умом (его ум парализует враг нашего спасения), становится невольным орудием диавола и его действий в этом мире. Он становится переносчиком лжи, ненависти, кощунства, богоборчества, всего самого инфернального, богоборческого и человеконенавистнического. Люди, которые таким образом дали диаволу права над собой и стали его орудиями, с нашей, христианской, точки зрения нуждаются в жалости: они несчастны. Это все равно, что вилка, которая не виновата, в чьих руках она оказалась. Несмотря на то что они стали орудиями врага, надо не забывать, что у них свободная воля и они стали причиной того, что происходит. Мы будем всегда на этой земле сталкиваться с проявлениями злой человеческой воли, помноженной на злую волю диавола, с богоборчеством, осквернением святынь. И хорошо, что Вы это отметили, ведь память о ветеранах Великой Отечественной войны, которые проливали кровь на полях сражения за будущее, за всех нас, тоже надо чтить с благоговением.

Здесь очень важный момент. Когда возникает совершенно естественное желание защитить святыни, то диавол расставляет для нас, неопытных, силки, капканы и очень ловко прикрывает их, чтобы мы не заметили, и при этом тонко играет на человеческом тщеславии, как бы говоря: «Не спеши осуждать, надо сначала узнать о театральной постановке, кощунственном фильме, о книге, богоборческой статье, вызывающей резкую, негативную реакцию. Нет, сначала ты сам почитай, сам посмотри. Не спеши осуждать, надо вступить в диалог с тем человеком, понять, что он хотел сказать, что он имел в виду». Вспоминается один случай: несколько лет назад трое девочек-подростков поиздевались над своей сверстницей, искалечили ее, и она оказалась в больнице. В интернете была буря комментариев по поводу этого происшествия. Все оправдывали этих трех малолетних садисток, говоря: «Не спешите их осуждать. Та, которая оказалась в больнице, пострадавшая жертва, сама виновата. Надо с девочками поговорить, надо узнать, а что они хотели: ее убить или только поиздеваться. Надо понять их мотивы». И таким образом из этих, прощу прощения, сопливых садисток делают героев. Весь интернет бурлит: их имена, фамилии, фотографии. Вместо того чтобы общественность осудила эту подростковую жестокость, их делают героинями. Когда уже нет никаких нравственных норм, можно осквернять святыни, оскорблять чувства верующих, и с этим человеком нас призывают вступать в диалог. То же и с кощунственным спектаклем в новосибирском театре. Находятся деятели, которые говорят: «Надо пообщаться с режиссером, художником, узнать, что они имели в виду. Должно быть, у тебя своя точка зрения, не спеши осуждать». Мы не осуждаем человека, потому что его будет судить Бог, но есть предосудительные поступки, слова, дела, выступления, книги, статьи. Все здравомыслящее общество должно реагировать на негативные поступки и совершенно однозначной должна быть последовательная реакция на проявление жестокости, кощунства, осквернения святынь, то есть на поступок, а не на людей (их будет судить Господь), но за людей надо помолиться. Когда говорят: «Не спеши осуждать, противодействовать», - не надо дискутировать с такими людьми. Есть люди, которые, став орудием врага рода человеческого, не способны к диалогу. С ними говорить просто не о чем, нет платформы, общего знаменателя. Есть люди циничные, с которыми тоже не о чем говорить, они в ответ вам будут улыбаться: «А это искусство, а это самовыражение, мой художественный замысел».

 

Протоиерей Димитрий Беженарь

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы