Как следует общаться с человеком, впавшим в заблуждение?

Аудио
Скачать .mp3

– Допустим, происходит общение с человеком, который впал в ересь. Как ему об этом сказать? Если сказать прямо, то человек может обидеться, это может его оттолкнуть. Если не говорить вовсе, то получается какое-то косвенное согласие с его убеждениями. Как здесь быть?

– И даже более того (хочу немного развить Вашу мысль), если человеку об этом вообще никак не говорить, это не только согласие с его заблуждением, это его еще больше утверждает в его заблуждении. Если православный христианин будет с откровенным еретиком или человеком, попавшим в какое-то еретическое сообщество, говорить на равных, общаться просто как брат, улыбаться, говорить: «И ты правильно веришь, и я правильно верю, и у нас благодать, и у вас благодать, и у меня спасение, и у вас спасение», то это еще больше утверждает такого человека в его лжеучении. Таким образом, православный христианин косвенно, даже без злого умысла, является как бы виновником того, что вечная участь этого заблудшего человека будет весьма печальной.

Поэтому, конечно, человеку, который находится в еретическом заблуждении, надо об этом говорить. Тут есть грани. Одно дело дипломатия. Да, надо говорить дипломатично, вежливо, так, чтобы человека действительно не обидеть, помочь расположить его к диалогу, попытаться найти общую платформу как некий общий знаменатель, для того чтобы диалог действительно получился, чтобы человек мог тебя слышать, а не просто замкнулся, обиделся и так далее. А с другой стороны, если потакать и со всем соглашаться, то тогда мы уже отступаем от истины православной веры,  становимся, сами того не осознавая, предателями своей веры.

– Чтобы вступать в такой продуктивный диалог, нужно самому быть очень подкованным и искренне верующим человеком. Как укрепить свою веру?

– Подкованность подкованности рознь. В первую очередь надо быть глубоко воцерковленным человеком, то есть надо самому жить в русле Предания, самому исповедоваться (а не просто призывать других: «Кайтесь, кайтесь, исповедуйтесь»), самому причащаться Святых Христовых Таин, соблюдать посты, совершать молитвенное правило (не так: сегодня помолился, завтра устал, послезавтра какие-то дела, потом какие-то проекты – молиться некогда). Нужно молиться неукоснительно, потому что молитва – это возношение ума и сердца к Богу, Источнику жизни. Как можно без молитвы быть христианином? Нужно читать слово Божие. В молитве мы обращаемся к Богу, а в Священном Писании читаем, как Господь обращается к нам. То есть без молитвы, поста, покаяния, без жизни внутри Церкви просто интеллектуальная подкованность так и останется просто интеллектуальными знаниями, которые были и у книжников и фарисеев. У них было очень много знаний, а Христа они не узнали.

 

священник Димитрий Беженарь

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы