Как следует наказывать детей?

Аудио
Скачать .mp3

Как, на Ваш взгляд, следует наказывать детей, если следует их наказывать вообще? И как правильно их поощрять?

Конечно, следует, учитывая, что "наказ" есть научение, вразумление. Если учитель, обманувшийся в своем ученике, который проявил дерзость вместо кротости или непорядочность вместо честности, слукавил, когда нужно сказать правду, учитель движением брови, переменой интонации показывает ученику, что между ними отныне дистанция. Учитель не может быть старшим другом ребенка, который в коридоре вслух выругался матерной бранью. Если учитель имеет нравственный авторитет, то таким образом отстранив себя несколько от ребенка, он может даже без лишних слов дать ему понять, в чем его беда.

Наказывать можно самыми разными способами, важно только помнить, что дети тянутся к справедливости. Если педагог справедлив, если он осторожен и мудр, не бьет мимо цели, то внутреннее чувство правды в нашкодившем ребенке всегда согласится с мерой наказания, необходимой для того, чтобы тот осекся, подумал, куда он зашел и как ему возвратиться на дорогу чести и добра.

Безусловно, коль скоро речь идет о педагогах, мы должны знать, что нам позволено, что нет. Недопустимо из уст педагога услышать, например: бараны или еще что-нибудь похлеще. Это нравственное падение, если не преступление со стороны педагога.

Мы должны хорошо понимать, в чем наша сила, в чем бессилие. Выставить ребенка за дверь или поставить жирный "кол" за то, что он рассеянно смотрел в окно, когда я объясняю новый материал - это топорные методы, которые говорят о том, что мы имеем дело не с нейрохирургом, а с мясником. Если мной движет разум и любовь, я всегда могу попридержать такого зарвавшегося молодчика, употребить такие интонации в голосе:

- Да, как Вы можете? С кем я имею дело? Это Вы, приличный молодой человек, или распоясавшийся молодчик?

Все эти обертоны, интонации усваиваются за десятилетия опытным педагогом. Думаю, главной его творческой победой является искусство установить такую атмосферу уважения к знаниям, мной передаваемым, к званию педагога, который всегда должен быть непорочен, одет с иголочки, всегда должен быть предметом, если не восхищенного, то  напряженного внимания со стороны детей. Когда дети хотят подражать педагогу и невольно усваивают его хорошие манеры, его слово, его реакции, это уже большое дело - педагог возвышается до статуса эталона. Но за этим стоит огромный внутренний труд, которого дети не видят и не понимают, но плодами которого они счастливо пользуются.

 

Протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать