Как правильно воспитывать детей, почему они исчезают из Церкви в возрасте 13-ти лет?

Аудио
Скачать .mp3

Каковы Ваши рекомендации по воспитанию детей, мальчиков, особенно в возрасте от 13 лет, почему они исчезают из Церкви именно в этом возрасте?

Потому что мы беремся воспитывать мальчиков только тогда, когда им стукнет  тринадцать лет. Какие мы умные! Прямо невозможно, сколько у нас ума – палата! До этого возраста мы так и ничего – все ничего, а потом: «ах, что случилось!» Я недавно прочитал у преподобного Варсонофия Оптинского, замечательного подвижника, замечательного святого: «Однажды я видел сон, увидел маленькую девочку, которой было лет семь, а может, даже и пять. Я ее увидел в аду. Я ее спрашиваю: «Ты как сюда попала?»  В изумлении: «Ты, ребенок, как ты сюда попала?» И она отвечает: «За скверные мысли».

Мы все время смотрим – ангелочки, ангелочки и ангелочки… И не наблюдаем, и не говорим, и не работаем над детьми. А оказывается, в каком возрасте - особенно сейчас-то! Варсонофий писал в начале двадцатого века – а сейчас-то что творится! Что только наши дети видят, слушают и читают. Вы подумайте, что происходит, чем заражают, каким ужасом уже! А мы не обращаем внимания на это. Вон, посмотрите - йоги. Я помню, фильм смотрел - маленькая девочка в пять лет – она уже пытается сморщить свой лобик, чтобы научиться концентрировать внимание. Мы учим детей молиться? Самое большее – чему мы учим? Как попугая. И радуемся - что попугай произнес все слова. Забыли, что нет молитвы там, где нет внимания -  нет её. Это самообман, когда мы просто читаем молитву, а внимания нет. С детства надо приучать к вниманию в молитве, чтобы понимал ребенок, помочь ему в этом, с детства! Семилетняя девочка – за скверные мысли, это в начале двадцатого века… В двадцать первом – надо отнять еще года три или четыре.

Вот с какого времени нужно обращать внимание на воспитание детей, а  не тогда, когда уже возраст становится таким что уже невозможно сделать. Макарий Египетский, идя с учениками своими, говорит одному ученику: «Вон видишь росток? Выдерни его». Тот раз – и выдернул. Идут дальше – росточек побольше, покрепче. «Выдерни мне его». Тот выдернул. Идут еще дальше. «Вот этот». Он двумя руками выдернул. Идут еще дальше – уже не может, все вместе взялись ученики, едва вытащили. А потом дальше – вообще уже дерево. Наша страшная беда, что мы доводим до состояния  уже такого дерева, когда ничего сделать не можем, а потом начинаем кричать – ах, что нам делать! Приходится отвечать – а что вы до этого делали? До этого? Кормили, поили, одевали, отправляли в школу, и больше ничего.

«За скверные мысли»… Когда я прочитал – знаете, меня это так поразило, действительно, думаю, что и вас тоже.  Вот оказывается, откуда уже надо начинать, помогать с любовью, помогать детям избегать этой скверны. Вырабатывать иммунитет нужно у детей против  этой скверны, чтобы было отталкивание. От этой несчастной рок-музыки дикой, которая разрушает человека, разрушает изнутри, без всяких слов, освобождая в нем самые страшные инстинкты, какие только есть, разрушительные инстинкты. Надо со вниманием и любовью, но уже заниматься вот с какого возраста. Тогда, может быть, мы получим добрые результаты.

           

 

Вы говорите, что три четверти проблем  - это проблемы родителей. А что делать с родителями?

Родители…. Родители святы, что же нам с собой делать, это дети у нас… Вот с родителями  собственно и была речь -  что надо становиться православными не по форме, не по закону Божьему, а по заповедям Божьим. Нужно создавать в семье атмосферу православной жизни. Разумную, с любовью, но атмосферу жизни. Мы ничего не делаем. Бывают ли у нас совместные молитвы? Я не знаю – может, у кого-то и бывают, но редко. Бывают ли у нас совместные чтения хорошей литературы – я обращаю на это очень большое внимание, все психологи, воспитатели! - совместное чтение. Когда семья может собраться и кто-то вслух  - отец или мать читает. Хорошо  Святые книги читать, а может и другие даже, можно и Достоевского почитать, или «Камо грядеши», и художественную литературу хорошую, потому что надо и художественную литературу читать. Совместное чтение имеет огромнейшее значение. Это скрепляет всю семью, приобретается какое-то взаимное доверие, дружеское такое. Это очень много значит. Но конечно, особенно,  что важно читать – «Евангелие» или «Послания  Апостолов», и объяснить. Это же основа основ для нас – Священное Писание.

В какой-то семье идет чтение Евангелия. Прочитали главу, и потом смотрят все дети – ну что, папа, скажешь? Как вот это понять? Или мама. Папа не знает, что сказать - бегом в магазин - «Толкование» давай. Вот хорошо, нашел – вот как. Вот спасибо, папа.

Вот каким образом только можно постепенно воспитываться,  мы не можем воспитывать, не воспитывая себя. Без чтения Слова Божьего, без чтения Святоотеческой литературы, без чтения хорошей художественной литературы, без хорошей музыки. Ведь есть великолепная церковная музыка, и не только церковная. Без совместного прослушивания, прочитывания, осмысления, когда вопросы и ответы, споры, могут даже быть дискуссии, когда уже подрастает ребенок. Я же помню, в какую полемику я бросался. Как это здорово! И когда вдруг получаю ответы – это просто замечательно.

Тогда семья становится единой, тогда дети, действительно, воспитываются  в единстве, родители приобретают авторитет  у ребенка. Вот оказывается, если  таким образом мы, родители, будем воспитываться, тогда воспитаем и детей.

 
Алексей Ильич Осипов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X