Как правильно воспитать ребенка? Запрещать ли компьютерные игры?

Аудио
Скачать .mp3

Я вижу, что для моих детей самое интересное в жизни это телевизор и компьютерные игры.  Как правильно поступить:  запретить это совсем или как-то ограничить? Если запретить, то дети в школе будут смеяться над моими детьми.

Да, это постоянный вопрос. К сожалению, мы хватаемся за детей только тогда, когда уже поздно. Знаете, нажали на курок – пуля летит. Что теперь делать с пулей? Как изменить ее траекторию? Это удивительно. До тех пор, пока они не приобретают какой-то самостоятельности в поведении, когда они уже действительно что-то могут делать сами, до этого времени мы ничего не делаем. Просто растим, одеваем, обуваем, питаем. И срываем свои эмоции на них.

А вот то, о чем мы говорим, чтобы прямо с детства воспитывать так, чтобы не было никакого лидерства; ты не лучше других – у кого одни способности, у других иные; относись с великодушием к своим товарищам, а не свысока; борись с этим гадким чувством превозношения и тщеславия и прочие вещи. Мы делаем это? Когда мы ничего не делаем, а потом они вырастают. И мы не знаем, что нам теперь делать.

Мы приучаем к хорошей литературе? Есть же масса прекрасных книг, которые подойдут и детям, и подросткам. Есть великолепные книги, которые воспитывают замечательные качества человека. Чего интересного мы даем? Какая альтернатива?

Вот я бы эту маму спросил. Вам не нравится, что это компьютер и игры, что вы предлагаете? Ничего? Ничего нельзя предлагать. Природа не терпит пустоты, помните закон Торричелли? Разве мы не помним это? Что даете? Ничего? Я не знаю в данном случае, но в основном – ничего. Просто отнять компьютер и все. Это все равно, что отнять у человека что-то вкусное. Тогда он бросится на невкусное, потому что у него голод-то есть. Что ж мы делаем?

Поэтому, что уже сейчас делать с ребенком, я не знаю. Но можно сделать попытку, найти хорошую литературу, самим прежде ее надо прочитать и самим начать рассказывать о том, как интересно написано. Не насилием, а увлечением. Увлечь, сказать: «книжка такая интересная!» и начать рассказывать. «Не хочешь узнать, что дальше?»

Почитайте «Князь Серебряный» Толстого - не оторвешься просто! Или «Камо грядеши» Сенкевича, или «Юрия Милославского» Загоскина, или Аксакова «Семейную хронику» или «Детские годы Багрова-внука». Это ж невозможно оторваться! Альтернатива же нужна. Нельзя же просто отрывать. А есть интересные жития, допустим, русских святых...

Но для этого что нужно? Родителям самим надо это прочитать. Какой ужас! «Мне некогда»... Мне надо найти того, кто произнесет магическое слово и все – больше он к компьютеру не прикасается. Ну, хорошо, я произношу магическое слово, он больше не прикасается. Что дальше? Дальше он подумает, и пойдет с друзьями куда-нибудь, начнет колоться, пить. Это лучше?

Нужно думать, что мы должны предлагать ребенку, а не просто говорить о том, что нам делать, чтобы он не занимался компьютерными играми и прочими вещами. Я просто сказал – хотя бы надо литературу. Но надо интереснейшую литературу, такую, чтобы увлекала. Но самим же надо познакомиться с ней. И не просто сунуть книгу – он ее отбросит – а начать рассказывать, да так рассказывать, чтобы он прилип «а что дальше?». А дальше не скажу, почитай сам.

Я же помню, как мальчишкой «Три мушкетера» каких-нибудь читаешь, бегаешь по улице и вдруг вспомнишь, что там еще что-то есть. Ой, радость-то какая! Приду, буду читать дальше, что там Дартаньян еще сделал с Артосом, Партосом и Арамисом.

Нужно выход энергии направить в другое русло, с вашей точки зрения лучшее. Искать. Трудиться надо! Но это очень сложно. Как у меня недавно спросили: «С дочкой что-то происходит, ей 12 лет, а у нее кто-то внутри живет». Ну, как называют их – бесноватые. Вот ищут, к кому бы надо обратиться, кто поможет. «Вы не подскажите?». Я ответил: «Почему же? Подскажу» - «К кому?» - «К себе». Мы все ищем, кто бы сделал, а я каким был, таким бы и остался. А я – мамаша – ничего не хочу с собой делать.

Мы не понимаем того, что связь матери и ребенка живая. Нужно маме взяться за себя. Продумайте свою жизнь от того момента, как помните, запишите все бессовестные поступки, которые вы делали,  когда кого оболгали, кого обманули, когда украли, когда еще что-то такое сделали. Запишите все. Найдите священника, перед которым вы можете откровенно сказать об этом. Ни кого попало, а того, к которому у вас есть уважение, доверие. Покайтесь перед Богом, священник только свидетель. Снимите с себя этот жуткий груз десятилетий. Покайтесь. И тогда увидите, что с вами произойдет, и увидите, что с вашим ребенком начнет происходить.

А мы не хотим себя трогать ни на одну йоту.  Мы хотим, чтобы кто-нибудь что-нибудь сделал, отчитал и все в порядке. И мой ребенок будет здоров. И пойдет колоться, и рок-музыку включит так, что только держись, и потом придет полусумасшедший, после тяжелого металла. И ничего ему не будет, «море по колено». Вот это мы хотим? Забыли, что родители и ребенок – единое еще целое, и наше взаимовлияние очень сильное. И если вы хотите что-то сделать, надо не искать «кто бы что-то сделал», какого-то шамана или колдуна, не важно в каком образе он будет. А то ищем, «кто отчитывает?». Какой ужас! Вместо одного беса в ней будет пять после отчитки – вот что вы сделаете.

 

Алексей Ильич Осипов.

Расшифровка: Анна Поздняк.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать