Как определить ложную духовность?

Аудио
Скачать .mp3

Пожалуй, самый простой критерий, доступный пониманию даже человека, не ведущего духовную жизнь, – это отношение к нашим ближним, то есть отношение к окружающим людям. Преподобный Паисий Святогорец очень мудро на это же обращает внимание. Отвечая сестрам монастыря апостола Иоанна Богослова, когда они его спрашивали о восточной духовности, он говорит: «Представьте, на берегу моря сидит человек, занимающийся йогой или какими-то восточными психофизическими упражнениями, и вдруг в море кто-то начинает тонуть и просить о помощи. Человек, занимающийся медитацией, концентрацией внимания, даже не обратится к нему, а может быть, даже с раздражением отвернется. А православный монах, который творит молитву Иисусову, тут же отложит четки и побежит спасать. По крайней мере, начнет предпринимать усилия, чтобы спасти утопающего. Он временно отложит молитву ради спасения ближнего». Даже у преподобного Иоанна Лествичника есть такие слова: если ты творишь молитву, но пришел к тебе брат, постучал в келью, попросил о помощи, отложи молитву и окажи любовь брату, потому что молитва есть добродетель частная, а любовь – добродетель всеобъемлющая. То есть ради того, чтобы послужить брату, отложи молитву, потом закончишь свое правило – вот принцип отношения к ближним. На самом деле даже человек, не ведущий духовную жизнь, может  понять, что православная духовность ориентирована на любовь к ближним. А духовность восточного мистицизма эгоистична, замкнута на себе.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы