Как научить ребенка использовать современную технику во благо?

Аудио
Скачать .mp3

– Наверное, отдельная тема, такой бич современности – увлеченность техникой, которую иногда называют техноманией. С одной стороны, возможность использовать Интернет, смартфоны дает некую пользу в виде возможности получать сведения, грубо говоря, из карманного устройства, иметь при себе целую энциклопедию, какие-то книги и смотреть полезные фильмы. Но это же может использоваться в негативном ключе, когда вместо пользы появляются лишь фотографии в соцсетях, собираются лайки, ловятся покемоны. Или если говорить о компьютерных играх, то это всегда превращается в какие-то страшные детские зависимости от компьютерных игр, перерастающие потом во взрослые зависимости. Как с этим быть? Где найти грань между полезно – неполезно, дозволено – не дозволено? Как Вы считаете?

– Одна знакомая руководительница образовательного учреждения как-то поехала поправить здоровье в санаторий и, поселившись там, настроившись на какой-то отдых и восстановление сил, вдруг узнает, что на следующий день или через день на эту санаторную базу должны приехать несколько отрядов детей. Для нее, конечно, это был серьезный шок, потому что никак не планировался и не ожидался отдых с такой компанией. По сути, она решила уехать, но подумала: «Подожду, потерплю немножко». Когда дети приехали, прошел день, второй – тишина, не видно, не слышно… А сто пятьдесят  детей ожидалось, это такая веселая компания. Ее это настолько поразило, что решила пойти разобраться. Заходит, смотрит: в корпусах дети сидят и каждый в своем гаджете, то есть дети абсолютно изолированы от живого, естественного, реального мира.

Я не знаю, как эту проблему решить, у меня нет никаких добрых советов, кроме того что телефон должен быть телефоном, обычным, простым, кнопочным телефоном для связи. Для детей он не должен быть фотоаппаратом, компьютером, потому что есть такое понятие в духовной жизни, как соблазн. Взрослый человек не может удержать себя от соблазна, чтобы не «залипнуть» в сетях (вроде начинает смотреть переписку, потом раз… кустик на кустик, деревце за деревце, так и ушел далеко в лес). Он не может управлять собой, он попадает во власть этих программ, картинок, которые, кстати, делают очень умные дяди и тети и получают за это огромные деньги с единственной целью, чтобы заинтересовать, зацепить наше внимание, лишить нас свободы и увлечь в этот мир витруальной реальности, в мир грез. Взрослые не могут с этим справиться, хотя обладают системой ценностей, понимают, что хорошо, что плохо, у них есть понимание времени, что время – деньги, время – это жизнь, у них есть какое-то понятие об аскетике, что нужно управлять своей волей.

А что мы требуем от детей? Дети незрелые, они не умеют собой управлять, они не понимают, зачем нужно от этого отказываться, когда это здорово, «прикольно», будоражит какие-то эмоции, доставляет удовольствие. Как от этого защитить детей? Проблема еще и в том, что у нас нарушено общение, мы разучились и не умеем общаться. Даже встречаясь с друзьями, сидя за столом в кафе, каждый из четырех участников встречи «сидит» в своем телефоне. Нам трудно общаться.

Та же руководительница рассказывала, что когда студенты выходят на практику в медицинские учреждения, они боятся вступить в контакт с пациентом, им легче сидеть и заполнять какие-то бумаги во время практики, чем идти и разговаривать. Это просто жуткая катастрофа, что мы ушли в этот неживой мир, в мир подмен, фальшивый мир и всячески поощряем детей, давая им  соблазн в виде этой разной техники. А дети, даже при всем нашем желании, чтобы они смотрели доброе, обычно находят гадости, смотрят эти гадости и питаются ими. Поэтому по мне – лучше, чтобы были простые телефоны за тысячу рублей, чтобы можно было созвониться, а когда воля окрепнет годам к пятнадцати–шестнадцати, уже можно позволить более дорогой, но и то смотреть, насколько человек стал более-менее сознательный.

– Может другая проблема появиться из-за кнопочного телефона за тысячу рублей, когда у остальных одноклассников телефон, скажем, за десять тысяч рублей или за пятьдесят. Начинается зависть и даже высмеивание в зависимости от того, кто учится в классе и как воспитали детей.

– Да, эта проблема тоже есть. Но это задача родителей научить ребенка «не прогибаться под изменчивый мир». Должен быть контакт между родителями и детьми, чтобы они могли, здраво поговорив, понять, что зависть никуда не денется, но с этим надо бороться, в этом и есть задача детско-родительских отношений: не потакать греху, а преодолевать его.

Хотя, конечно, наверное, есть альтернатива, и к этому нужно приходить. Я надеюсь, что мы когда-то к этому придем, но в свое время;  должны быть небольшие учебные заведения общего образования в рамках хорошо сформированной общины, то есть должны быть школы внутри приходов, где прихожане-учителя, прихожане-ученики. И все это в рамках здоровой атмосферы может быть выстраиваемо по определенным правилам, законам. Это у меня как у настоятеля стоит такая задача. Может быть, когда-то мы к ней придем. Я думаю, что если мы уйдем от этих школ, где несколько сот или тысяч учеников и люди совершенно разных ценностей, если будут школы попроще, но покрепче, тогда вопрос может быть решен. Нужно защищаться от инфекции.

 

протоиерей Евгений Попиченко

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать