Как говорить с учениками на высокие и серьезные темы?

Аудио
Скачать .mp3

Как говорить с учениками на высокие и серьезные темы? Мне кажется, есть две крайности: можно говорить о высоком слишком сухо и серьезно, и тем самым вызвать отторжение у своих учеников. Можно снизить планку, и говорить о высоком, как бы развлекая учеников, тем самым высокое, как бы пропадает, теряется суть. Как здесь быть?

Вы совершенно правы, потому что формализм будет гибельным по своим последствиям. Не будем забывать, что дети очень проницательные существа. Не потому, что они учились в Скотланд-Ярде, не потому что у них есть прослушивающие устройства, но потому, что их сердца еще относительно чисты. Ребенок моментально разгадывает шестым чувством всякую фальшь, неискренность, формализм.

Если педагог для галочки отрабатывает какую-то тему, но сам внутренне не причастен ей, на корню засушивается это нежное растение - высокая тема. Дети, безусловно, остаются безучастными к ложному пафосу современного педагога. Поэтому от нас, учителей, требуется сочувствие теме. "И нам сочувствие дается, как нам дается благодать"... Мы должны прожить ее. Сейчас такое время, когда педагог не может вещать с высокой колокольни, как Псаки и Керри, вы посмотрите на этих лидеров современности, которые живут двойными стандартами. Педагог должен делиться: чем богаты, тем и рады, доставать из-за пазухи самоцветы и бережно вкладывать их в сердечные котомочки учителей.

У меня есть своя теория относительно Вашего вопроса. Если педагог хочет быть услышанным, хочет предугадать, как отзовется его слово, должен подружиться с русским литературным языком, языком нашей классической прозы и поэзии.

Педагог должен уметь слушать себя со стороны. Я знаю по опыту, что даже с маленькими детьми можно говорить, как со взрослыми, но только с большой одушевленностью, большим вниманием. В палитре обращения к детям должны присутствовать и уместная шутка, и искрометный юмор, и тонкая ирония, когда речь  идет о высмеивании абстрактных недостатков, пороков, дабы таким образом совершить профилактику и настроить детей правильным образом в отношении тех страстей, которые вот-вот пробудятся в их сердцах.

Педагог должен быть многообразен, многообъемен в своем общении с детьми. Ему важно не только уметь рассказать, но и показать жестом, мимикой, своего рода игрой предмет своей речи. При этом в педагоге не должно быть актерства, театральщины, он всегда остается самим собой, но в нем должно совмещаться все: и солнце и луна, и земля и море, и все это за счет вербальных средств, интонационного богатства. Педагог в идеале универсал, который должен быть причастен ко всем искусствам в той мере, в какой он знаком с миром мировой культуры.

 

Протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать