Истинность христианства. Научно-философский аргумент

Аудио
Скачать .mp3

В чем заключается научно-философский аргумент? В науке есть два очень важных принципа, по которым только теория и может быть признана научной. Первый – должно быть эмпирическое подтверждение этой теории, проще говоря, должны быть факты. Пока фактов нет, теория остается на уровне гипотезы. Хороший пример – пример с нейтрино, которая теоретически была открыта лет за тридцать до экспериментального ее открытия. Все тридцать лет существование этой частицы было гадательным предположением.

Второй важный принцип – принцип верифицируемости, то есть возможность проверить, еще раз провести опыт и экспериментально подтвердить, так ли это. Например, факт может быть единичным, для научности необходима группа фактов.

Теперь попробуем с этой – научной – точки зрения подойти к христианству. Итак, первое – необходимы факты. Утверждать можно все, что угодно, а кто видел Бога. Никто! Об этой ситуации в книге «Свет невечерний» очень хорошо сказал Сергей Николаевич Булгаков: «Гора религиозных фактов полностью покрывает холм скептицизма». Религиозных фактов, действительно, потрясающее количество в любом народе.

Назову несколько имен, и тут же все станет очевидным для любого человека. Святитель Николай – это необозримое море чудес. Сказать, что о нем пишут сказки, это значит огромное число людей объявить сумасшедшими. Бесконечное множество чудес, начиная с его рождения и по сей день, особенно много их совершается на море, потому он и считается покровителем всем плавающих по морю. Ксения Петербургская – такое же невероятное количество фактов среди огромного количества уже наших современников. Иоанн Кронштадтский… Только три этих имени, и уже достаточно говорить о том, что эти люди совершали действия, которые полностью выходят за рамки возможных объяснений. Этих фактов столько, что отрицать их совершенно бессмысленно. Чудеса – это факты. Можно рассуждать по поводу их природы. Поскольку вам тут же могут предложить факты другого порядка: связанные с экстрасенсорикой и шаманизмом. В чем различие? Экстрасенсорное, как правило, связано с непосредственным контактом с живым человеком, с воздействием на него. Шаманизм связан даже с определенным ритуалом. В христианских фактах ничего этого нет, никакого контакта нет, а чудеса совершаются. С точки зрения первого принципа научности, христианство вполне ему удовлетворяет.

Второй принцип верифицируемости, проверка. Какова основная идея всех христианских проповедников, начиная с самого Христа? «Вкусите и видите, яко благ Господь». Попробуйте пойти по христианскому пути жизни. Если Вы хотите провести эксперимент, Вы должны делать то и другое, и тогда только можете судить о верности его или ложности. Значит, надо попробовать идти этим путем, на котором сказано, как надо жить, чтобы убедиться, что Бог есть, что душа человеческая может с Ним соприкоснуться, что это такое благо, за которое человек готов подвергнуться страданиям и самой смерти. Христианство в этом смысле проверяемая религия. Она настаивает и говорит, что и бесы веруют и трепещут, но тот, кто не осуществляет самой жизни на христианских началах, просто уподобляется этим бесам. Жить надо, чтобы проверить самому.

Путь открыт. Метод ясен. Неисчислимое множество людей прошли этим путем. Причем, самых разных людей: и прекрасно образованных, и полностью невежественных; и богатых, и нищих; и умных, и неразумных; и мудрецов, и простецов. Опыт этого множества людей остался известным Церкви в их Житиях, богослужебных текстах, этот опыт остался зафиксированным, чтобы множество людей убедилось, что то, о чем говорит христианство, есть истина. Принцип верифицируемости в христианстве осуществляется с полной ясностью: не одна-две проверки, а бесчисленное множество не только святых, но и множество нас, грешных, убеждается в том, что есть Бог и есть возможность переживания соприкосновения с Ним, переживания благодати Божией. Это удивительное, грандиозное количество фактов, которые опытным путем подтверждают, что то, о чем говорит Новозаветное откровение проверяемо, проверено бесчисленное количество раз.

Это начала чисто научного порядка. Почему святые отцы называли именно аскетику, а не догматику, наукой  из наук, искусством из искусств, художеством из художеств. Итак, христианство, действительно, удовлетворяет двум этим основополагающим научным принципам.

В начале я сказал о научно-философском аргументе. Научную сторону мы рассмотрели, какова же сторона философская? Какими проблемами занимается философия? Понимание смысла, сущности бытия, цели и смысла человеческой жизни, в этом состоят основные вопросы философии. По самой идее философия предлагает человеку мировоззрение. Христианство представляет собой мировоззрение, которое отвечает на все жизненно важные вопросы человека, причем, не чисто теоретически, как это делает философия, а подтверждает эту теорию бесчисленным количеством опытов. Христианство в этом смысле является философией, но превосходящей любую теоретическую философию, поскольку связано с опытом и основывается на нем.

Следующее утверждение может быть отнесено как к научной, так и философской стороне рассматриваемого аргумента. В христианстве нет утверждений, которые бы противоречили человеческой совести и человеческому разуму. То, чему учит христианство, подчас не может быть осмысленно до конца. Но  какое из мировоззрений предлагает нам концепцию, которая может быть осмыслена до конца? Такого мировоззрения, такой философской системы нет. Но христианство предлагает цельное мировоззрение, которое отвечает на все жизненно важные вопросы, особенно же, оно дает человеку ясный ответ о смысле человеческой жизни. Но ответ не просто теоретический, а подтверждаемый фактами. В этом смысле  христианство представляет собой чистое мировоззрение, которое возвышает человека нравственно, освобождает его от безнравственной порабощенности, в нем нет ничего, что могло бы отрицательно влиять на нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие человека. Напротив, христианство дает очень твердую основу  для любого рода деятельности. Это основа, прежде всего, заключается в том, что Бог есть любовь и премудрость.

Христианство дает веру в то, что все, что происходит с человеком, есть благое деяние Бога. Христианство дает возможность человеку мужественно противостоять всем испытаниям. Это то благо, которого мы в атеизме не найдем. В атеизме лишь случайности и закономерности, но чаще всего закономерности, нам не известные. В христианстве иной взгляд: любой человек, причиняющий мне страдания, лишь орудие, само неведущее и непонимающее. Прошу вас очень запомнить это, что все наши недруги, все те, кто причиняют нам различные неприятности, все осуждающие нас – лишь слепые орудия в руках любвеобильного и премудрого Промысла Божия. Никто не может нам ничего сделать без попущения Божия: ни один человек, никакая сила. Представьте, какую жизненную основу дает человеку христианство.

Поступай сам по совести и честно и будешь непоколебим, ибо Бог с тобою. Такое великое благо христианство дает человеку уже здесь на земле, а не в той жизни. Почему христиане в самых тяжелых условиях испытывали великое благо? Взять хотя бы пример Никона (Беляева), который в тяжелейших обстоятельствах лагеря: оплеванный, униженный, сидящий на зоне среди шпаны, пишет оттуда в своих письмах «радости моей нет конца». В конце двадцатых годов двадцатого века он почти повторяет слова мученика  Евстафия: «Мучения сии суть радость рабом Твоим», мучения же эти были такими: скребками сдирали кожу и поливали раскаленной смолой. Мучители же его были просто потрясены. Вот почему так части мучители бросали все и заявляли: «я христианин», за что тут же были подвергаемы казни. Что делали при этом христиане? Брали тела этих мучителей как честные останки, записывали их диптихи, и мы до сих пор почитаем их как святых мучеников. Вот, какую твердость духа, мужество перед лицом неприятностей и скорбей дает человеку христианство. Христианство – великая помощь в нашей земной жизни. Невольно вспоминается пари Блэза Паскаля, который говорил, что человек верующий ничего не теряет и в земной жизни, напротив, его даже уважают, как честного человека, а если Бог есть, он все получит и там. Неверующий человек здесь ничего не выигрывает, но зато там теряет все, если Бог есть. Паскаль грозился написать такую книгу, после которой ни один атеист не сможет и пикнуть. Написать книгу не успел, но разрозненные мысли остались, их издали, потому что они интересны и актуально до сего времени. Ведь вопросы одни и те же во все века, как и сам человек.

           

Алексей Ильич Осипов.

           Расшифровка: Юлия Подзолова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы