Есть ли в наше время примеры святой жизни?

Аудио
Скачать .mp3

– Как Вы считаете, в наше время достаточно добрых примеров? Складывается такое впечатление, что подобных примеров становится все меньше и меньше.

– Отвечая на Ваш вопрос, мне бы хотелось кое-что зачитать из книги великого святого нашего времени преподобного Паисия Святогорца, из первого тома его произведений «С болью и любовью о современном человеке». Благодаря своему богодухновенному, проницательному взору старец Паисий пишет о нашем времени: «Раньше было много богатырей духа, а в нашу эпоху не хватает живых примеров. Я говорю сейчас вообще о Церкви и о монашестве. В наше время умножились слова и книги, но умалились жизненные опыты. Мы лишь восхищаемся святыми подвижниками нашей Церкви, не понимая того, насколько велик был их труд.

Чтобы это понять, надо потрудиться самим, надо полюбить святых и от любочестия (есть такое греческое слово, прямого синонима нет в русском языке, это как бы стремление к жертвенности) приложить усилия к тому, чтобы быть на них похожими. Конечно, Благий Бог примет во внимание и особенности нашей эпохи, и условия, в которых нам приходится жить, и спросит с нас в соответствии с этим. И если мы предпримем хотя бы малый подвиг, то увенчаемся больше, чем христиане древней эпохи».

То есть Господь учтет, в каких условиях мы живем, и если мы хоть немного предпримем такой ревности к добродетели, увенчаемся даже больше.

«В старину существовал подвижнический дух. Каждый старался подражать другому. При этом ни зло, ни нерадение не могли устоять. Было изобилие добра, был подвижнический дух, и поэтому человек нерадивый не мог устоять в своем нерадении. Его увлекал за собой общий поток добра. Помню, как-то в Салониках мы ждали сигнала светофора, чтобы перейти улицу. Загорелся зеленый, человеческая масса тронулась, и я почувствовал, что меня несет вместе со всеми. Мне оставалось только переставлять ноги и приближаться к противоположной стороне улицы.

Я хочу сказать (акцентирует преподобный Паисий), что если все идут в одно и то же место, то кому-то одному сложно не идти вместе со всеми – даже если он этого не хочет. Другие увлекают, ведут его вместе с собой. Но сегодня, если человек хочет жить честно, духовно, то в мире ему не находится места, ему приходится нелегко. И если он будет невнимателен, то покатится под горку, его унесет вниз мирской поток.

В прежние времена было обилие добра, обилие добродетели, хватало добрых примеров, и зло тонуло во множестве добра».

Ясно, что во все времена люди грешили и были разные беззакония, но зло тонуло в общем потоке добра.

 «То немногое бесчинство, которое существовало в миру или в монастырях, было незаметно и не вредило людям. А что происходит сейчас? Злых примеров изобилие, а то немногое добро, что еще осталось, не ставится ни в грош. То есть сейчас происходит прямо противоположное: малое добро тонет во многом зле и у власти находится зло.

Если у одного человека или у нескольких людей есть подвижнический дух, это весьма помогает другим. Потому что если кто-то духовно преуспевает, то польза от этого будет не только ему самому, но и тому, кто его видит». 

Видите, как акцентирует внимание преподобный Паисий? Имея подвижнический дух, подвизаясь, ты вольно или невольно помогаешь другим.

«То же самое и с человеком расхлябанным – он воздействует на других. А если расслабляется один, расслабляется другой, то постепенно, неприметным образом, вокруг не остается уже ничего хорошего. Поэтому (очень важные слова, так хотелось бы, чтобы мы все почаще приводили их себе на память) среди царящей расхлябанности очень поможет подвижнический дух. Нам надо быть чрезвычайно внимательными в этом отношении, потому что нынешние люди, к несчастью, дошли до того, что даже принимают законы, насаждающие расхлябанность и распущенность».

Примеров огромное количество, и в европейских, так называемых цивилизованных странах, даже не будем сейчас эти примеры упоминать.

«Даже подвизающихся принуждают к исполнению этих законов. Поэтому подвизающиеся должны не только не поддаваться влиянию мирского духа, но и не сравнивать себя с людьми мира сего. Сравнивая себя с мирскими, христиане начинают считать себя святыми (естественно, христианин, сравнивая себя с явно порочными людьми, может возомнить о себе, что он праведник), затем расслабляются и в итоге доходят до того, что становятся хуже тех, с кем они себя сравнивали. Образцом в духовной жизни должны быть святые, а не люди мира сего. Хорошо бы совершать по отношению к каждой добродетели следующую работу: находить святого, который этой добродетелью отличался, и со вниманием читать его житие. Тогда человек увидит, что он еще ничего не сделал, и будет продолжать свою духовную жизнь со смирением». 

И преподобный Паисий приводит очевидный пример: когда во время спортивных соревнований бегуны преодолевают какую-то дистанцию, то они не оглядываются на отставших, иначе сами отстанут, они смотрят только на тех, кто впереди. «Если я,  – говорит преподобный Паисий, – буду успокаивать себя помыслом, что я не самый плохой, есть хуже меня, то постепенно моя совесть начнет усыпляться и я закончу тем, что мое сердце станет бесчувственным, словно его покрыли слоем штукатурки». Вот как преподобный Паисий мудро говорит о ситуации нашего времени.

 

священник Димитрий Беженарь

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы