Что такое промысл Божий? Есть ли у нас свобода воли?

Аудио
Скачать .mp3

Есть ли у нас свобода воли? Ведь вся свобода ограничивается промыслом Божьим. Получается, что свобода формальная, несовершенная?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо немного разобраться, что такое «промысел Божий». Я его представлю в такой вот картине. Бог есть врач, но какой? Премудрый и любвеобильный. То есть в высшей категории Врач. И вот приходит к Нему больной, начинает у Него лечиться. Этот Врач, конечно, даёт ему самые оптимальные средства для лечения, говорит, что надо делать то-то и то-то… Это понятно, но мне всё делать трудно: я что-то сделаю, что-то не сделаю. Моё состояние здоровья постоянно меняется, правда же? И смотрю, врач меняет мне предлагаемые средства лечения: то одно, то другое, то даёт третье… Я удивляюсь, но факт-то таков.

Что такое «промысел Божий»? Это те действия Божии, которые прямо меняются от наших действий, от нашей свободы. Антоний Великий по этому поводу очень хорошо пишет: «Когда мы живём по-Божьи [я сокращённо говорю], то мы соединяемся с Духом Божиим, и нам бывает благо. Когда же мы нарушаем эти заповеди, то мы отступаем от Бога и соединяемся с демонами-мучителями. И тогда мы страдаем...». Так вот, «промысел Божий» это, оказывается, не есть что-то, просто от Бога исходящее, ничего подобного!

Промысел Божий полностью зависит от нашего состояния, только в данном случае не телесного, как у наших врачей, а духовного состояния. И Он, как Врач, меняет эти средства по отношению к нам. В зависимости от чего меняет? В какой степени мы грешим, или напротив, ведём христианскую жизнь; в какой степени мы обращаемся к Нему, или напротив, отталкиваем Его («не мешай, Господи, я и без Тебя как-нибудь справлюсь»). Вот это духовное наше состояние определяет действия Божии по отношению к человеку. Так что человеческая свобода остаётся всегда присутствующей в полной мере, а действия Божии обусловлены и зависимы от этой нашей свободы. Вот, оказывается, какой характер соотношения между Божественной волей (или «промыслом Божиим») и человеческой свободой.

Под «свободой человеческой» подразумевается наше отношение к добру и злу, а не к тому, куда я пойду. То есть к нашей духовной направленности. Ведь, как мы уже говорили, состояние нашего духа определяет всю нашу жизнь, во всех её деталях. Мы даже не видим этого, а всё определяет наше настроение. Знаете, когда начальник зол, то говорят: «Сегодня к нему не ходите, подождите немножко». Вы тут не виноваты, а «по шапке» достанется, раз у него настроение такое, - это мы понимаем. Точно так же в отношении духа. Действия Божии зависят полностью от нашей свободы, ибо Он любит нас. Премудрость Божия и все Его действия направлены на то, чтобы дать человеку наилучшие условия для его исправления, чтобы он свободно определил себя к добру или злу. Не закрывается свобода человека ни на одну йоту и никогда! Бог только создаёт оптимальные условия выбора.

Вот мой брат сделал что-то пакостное, и я мучаюсь, рассказать или не рассказать другим? Как хочется рассказать, не могу… Да нельзя же рассказывать! «Скрой прегрешения брата твоего», - говорят отцы. А мне очень хочется всем рассказать, и…, и…, и… я рассказал всем. Поздравляю! Вот так…

 

профессор Московской Духовной Академии и Семинарии

Алексей Ильич Осипов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы