Что такое грех? Как он появляется в природе человека? И как от него избавиться?

Аудио
Скачать .mp3

Что такое грех? Как он появляется сейчас в природе человека? И следующий вопрос, который естественно проистекает, - как от него избавиться?

Есть, я бы сказал, два (не буду говорить там богословские всякие вещи) разных таких момента или два разных понимания. Один из них, который всегда был присущ всему дохристианскому миру, как правило, в том числе ветхозаветному сознанию, ветхозаветной религии, - что грех - это есть нарушение того закона, который дает Бог человеку. Точно по тому же образу, по которому царь или государство издают законы к исполнению каждого человека. Нарушение этого закона влечет за собой (если меня поймали) наказание. Вот одно понимание греха, то есть -  это нарушение внешнего по отношению ко мне закона, данного Богом. Заповеди – это что такое? Это внешние предписания. Я бы и ограбил бы кого-нибудь, и украл бы, но вот Бог запрещает. Вот это понимание называется «юридическим пониманием». Оно пронизывает все дохристианское сознание и, кстати, я бы сказал, все западно-христианское сознание,  пронизывает действительно. Отсюда мы видим в католицизме, например, такие понятия как «удовлетворение правосудию Божию», отсюда понятие «заслуг человека» и т.д.

Что говорит святоотеческая мысль? Совершенно иное. Это удивительно даже. И что пробудилось, и что фактически узнало русское богословие только после того, как стали переводить на русский язык святоотеческие писания во второй половине 19 века. Что же говорит святоотеческое богословие, святоотеческая мысль? То, что, оказывается, грехом является не нарушение внешней по отношению к человеку  воли Божией, а нарушение той природы, моей собственной, человеческой природы, своего собственного человеческого естества, которое является богозданным. Т.е. грехом я наношу рану себе. Не просто нарушаю внешний закон  – на красный свет проехал на машине, а я себе занозу вонзил куда-то в пятку, на гвоздь наступил.

Т.е., оказывается, каждый грех – это есть не что иное как рана, наносимая самим человеком самому себе: телу, душе, духу. Почему это является и грехом против Бога, как мы говорим? Откуда это? Это потому что (повторяю еще раз) мы созданы Богом. Законы существования нашей человеческой природы – это законы, данные Богом. Но основная суть греха какая, значит? Не в том, что мы нарушаем внешний закон, не юридическое требуется понимание Бога, а, я бы сказал, нравственное - мы себя казним, мы себя раним, мы себе причиняем страдание. Вот мы чем нарушаем волю Божию, вот почему опасен грех, вот почему так постоянно предупреждает нас Священное Писание, и святые отцы предупреждают нас: «Не грешите». Как мать говорит ребенку – не делай того, того, того. Часто приходится приводить на лекциях пример, как я узнал, что такое грех. Зимой мы с моей маменькой любвеобильной выходим на улицу. Я за ручку держусь. И она мне говорит: «Лешенька, смотри, не лизни язычком ручку». Но вы представляете…Что только маменька сказала… Только она отвернулась, слышит уже крик и вопль. Лешенька уже своим язычком прилип к этой ручке! И я узнал, что такое грех. Грех -  это то, что мне приносит страдания, что мне вредит, разрушает мою природу, а не просто то,  что-то внешнее, что я  нарушаю по отношению к себе – нарушил волю маменьки. Вот, оказывается, где суть греха.

Вот два, как видите, очень существенно различных понимания греха. А то, знаете - так, грех, ох, как это даже интересно. Интересно – ну, пожалуйста, сядьте на горячую,  раскаленную сковородочку. Интересно, правда же? Или пройдитесь по колючей проволоке – это же интересно.

 

А почему действительно говорят, что грех так сладостен? И, собственно,  вся современная цивилизация именно на этом и построена. На потакании человеку, на соблазнах различного рода. А нам говорят: «Чего ты, не бойся. Это все вполне приемлемо. Мало того – это твое право. И тут  много говорят о правах человека. На то, на другое, на пятое, на десятое имеешь право. Право на различного рода  злоупотребления, на то, чтобы человек свободно раскрывал свои страсти.

 

Дело вот в чем, что здесь есть, я бы сказал, одна тонкая  вещь. Ведь, обычно, грехом является злоупотребление, а не употребление. Есть замечательное латинское изречение: «Абузус нон ест узус» -  злоупотребление-это не употребление. То, что мы должны питаться, есть, пить и многие всякие вещи – это совершенно естественно и  грехом не является. Грехом что является? Когда вместо того, чтобы поесть - я объедаюсь;  вместо того, чтобы выпить - я напиваюсь;  вместо того, чтоб жениться (выхоть замуж) – я начинаю там бегать и т.д. Вы понимаете? Грехом-то оказывается  злоупотребление тем, что является необходимым для человека, что должно употребляться в мере разумной. Например, злоупотребление питанием. Даже в молитве «Отче наш» мы говорим: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сам Христос и ел, и пил. Вы подумайте только! Первое чудо, которое совершил в Кане Галилейской… Причем  что сделал, не вино в воду, а воду в вино даже претворил. Дак вот, если говорить о самой сути природы греха. Она связана с чем? Со злоупотреблением. Это злоупотребление, которое становится уже навыком, становится, может быть, страстью. И тогда человек терзает себя, он становится как наркоман, который жаждет наркотиков, как пьяница, жаждущий алкоголя. Вот, оказывается, в чем причина. Вот откуда это влечение. А социальная среда – она может быть очень разной. Может социальная среда направлять человека на удерживание себя от этих вещей. Если бы, например, это бы христианская среда. А может быть точно наоборот. Но, посмотрите, средства массовой информации в своем подавляющем большинстве разжигают, как раз, злоупотребление. Деньги – хорошо или плохо? Смотря в чьих руках. Оружие – хорошо или плохо? В чьих руках, как пользоваться и т.д. Вот оно в чем дело. Когда вам по телевидению говорят – алчность, и разжигают…Уже все становится ясно. Вот так. Вот какова природа этого явления, и почему грех, как говорят, сладостен. Потому что мы, к сожалению, постепенно, и через развитие своих страстей, и через ту социальную среду, которая помогает этому развитию, становимся наркоманами.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​