Что правильно и что неверно в почитании икон?

Аудио
Скачать .mp3

- Что правильно и что неверно в почитании икон?

- Для лучшего понимания правильного в почитании икон приведу пример. С каким уважением, подчас благоговением мы относимся к фотографиям людей, которых любим и уважаем, например, своих родителей, друзей. Мы никогда не позволим кому-либо взять и растоптать такую фотографию, хотя, казалось бы, это просто бумажка, но оскорбимся и даже возмутимся таким поступком. Почему? Потому что отношением к этой фотографии выражается наше отношение к самому человеку, который изображен на ней.

Так же с иконами. Если мы уважаем даже грешных людей, то не с большим ли благоговением мы должны относиться к святым людям и их образам. Икона - это образ этого человека, и когда мы видим икону, то понимаем, что кланяемся не ей самой, но тому, кто на ней изображен. Это правильное отношение.

Неверное отношение возникает тогда, когда мы начинаем рассматривать икону как чуть ли не само Божество, начинаем относиться к иконе так же, как к самому святому. Приведу простой пример: многие сейчас едут к иконе Неупиваемая Чаша, чтобы самому или родственникам избавиться от пьянства. Как-то я спросил, а если помолиться перед другой иконой - Казанской или Иверской, поможет или нет? И начинается всякие "ну" и "но". Так кому же мы молимся? Иконе или Богоматери. Оказывается, есть большая опасность поднять почитаемый образ на уровень самого почитаемого святого. Тогда мы легко можем превратиться в язычников, которые делали идолов и рассматривали их, как богов.

К иконе мы относимся с благоговением и почитанием, но всегда понимаем, что это лишь то, что связывает нас с тем, кто изображен на этой иконе, чтобы не превратиться в язычников.

Спрашивают, как же чудотворные иконы? Очень просто. В принципе нет икон не чудотворных, все иконы чудотворны. Чудо совершает не икона, но оно совершается через святого или Самим Христом по силе веры обращающегося к ним человека. Помните, как Христос пришел в Свое отечество и не сотворил чудес за неверие их. Когда Христос спросил отца бесноватого ребенка, имеет ли он веру, тот ответил: Господи, верю, помоги моему неверию. Оказывается, без веры никакое чудо произойти не может, ибо только верой мы открываем душу для действия божественной благодати. Поэтому не икона спасает и даже не святые, но Господь по молитвам того святого, к которому мы обращаемся. А то подчас появляется такое отношение к иконе, когда иконой мы заменяем и Самого Христа, и Богоматерь, и святых. Это надо понимать и относиться очень серьезно.

 

Профессор МПДАиС Алексей Ильич Осипов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы