Чем отличается покаяние священнику от домашнего покаяния перед иконой?

Аудио
Скачать .mp3

Дело в том, что когда мы исповедуем свои грехи перед человеком, который в данном случае представляет собой свидетеля перед Богом, то психологически мы испытываем совершенно другое состояние. Одно дело: я говорю перед Богом. Другое дело: я говорю перед живым человеком, который меня слушает. Психологически это очень важно. Это человека заставляет понудить себя назвать эти вещи, которые я не хотел бы никому называть и никому говорить. В данном случае совершается акт того понуждения, о котором Христос сказал: «Царство Божие силою берется» - нудится по церковно-славянски. И достигает его тот,  кто нудит себя, понуждает себя. Поэтому Церковь ввела это Таинство - Таинство Покаяния.

Второе.  Тот, кто ходил на исповедь, искренно ощутит всегда после исповеди то, что он говорит. Он подошел к священнику, сказал об этих вещах, батюшка прочитал разрешительную молитву. Человек ощущает после этого ту легкость, то освобождение, которое переживается в его душе. Происходит это некое освобождение. В Таинстве Покаяния, действительно, ощутимо переживается та благодать Божия, которая  дается человеку в результате его безыскусной простой исповеди.

Желательно, чтобы перед тем, как подойти к батюшке, нужно, пожалуйста, еще раз перед Богом вспомнить - обязательно вспомнить, что я сделал. И сказать – говорить, конечно, не все на свете – (мы и перечислить никогда не сможем), сказать, конечно, самое основное. И вот тогда этот акт – психологический акт понуждения себя – он в этом случае является причиной или условием того, что действительно мы получаем облегчение  души своей.

А если есть священник, у которого можно еще и совет получить -  это вообще прекрасно. Но если даже этого нет - ну нет такого священника! - тогда нужно назвать грехи – как перед Богом -  все самое основное. Не пишите талмуды эти – простите меня, что я так выражаюсь! Когда напишут, а то еще – дадут батюшке: почитай,  а я пока на рынок схожу. Речь идет не об этом. На исповеди нужно сказать только самое главное. И вот та разрешительная молитва, которую читает священник, это же молитва не его, это молитва Церкви, это разрешение от самого Бога. И человек ощутил вот то облегчение, которое приносит душе исповедь.

А то, что мы говорим, что сами у себя - это нисколько не отрицается. Мы и должны сами каяться перед Богом. Причем должны каяться не только утром или вечером, а тут же. Вот осудил человека - тут же внутри себя: «Господи, прости меня, я сам в десять раз хуже его!» Тут же надо каяться. Да, это надо. Но Церковь ввела еще Таинство Покаяния, потому что это дает нам облегчение, а  Церковь только об этом и заботится – чтобы нам было все-таки легче.    

 

Профессор МПДА Алексей Ильич Осипов.

 

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы