Значение Креста в жизни христианина

28 сентября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 27 сентября 2013

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители! Сегодня у нас в гостях клирик Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга иерей Максим Устименко. Батюшка, по традиции благословите наших телезрителей!

- Бог благословит вас! Поздравляю всех телезрителей с праздником Воздвижения Креста Господня!

Звоните нам и не забудьте, пожалуйста, выключить звук у телевизора! Батюшка, расскажите поподробнее о празднике, который мы сегодня празднуем.

- Этот праздник связан с более поздней эпохой от времени Христа и его апостолов. Это 4-ый век от Р. Х. Связан праздник с обретением Креста в Иерусалиме. А за день до него мы празднуем уставное предпразднество, а также празднество -  Обновление Иерусалимского храма. Это обновление означает, что место Иерусалима был обновлено, и стало христианским. После земной жизни Спасителя прошло менее 40 лет, и Иерусалим в 70 году был разрушен войсками Тита и Веспасиана. Разрушен город был до основания, и сбылось пророчество Спасителя, что «не останется тут камня на камне» из-за того, что они не приняли Его и отвергли Его проповедь.

Храм Соломона был разрушен, и осталась по сей день только стена с закрытыми золотыми воротами. Это место было сожжено, перепахано, засыпано песком. Во 2-ом столетии здесь был построен новый город, но уже языческий. Он стал называться Элия Капитолина. Сначала город назывался Элия Адриан, потому что был построен в 135 году римским императором Адрианом, а затем - Элия Капитолина. В этом году исполняется 1700 лет Миланскому эдикту. Император Константин одержав победу в западной Римской империи над своим соперником Максенцием, даровал свободу вероисповедания христианам. Уравнял их в правах наравне с язычниками. Христианский культ отныне мог отправляться, так же открыто, как до этого совершались языческие обряды и жертвоприношения. Христианская церковь вышла из катакомб и подполий. Наверное, так как мать Константина Елена была христианкой, сердце императора было расположено к христианам.

Издав эдикт, Константин отправляет свою пожилую мать в Палестину, чтобы она нашла место страданий Христа, место воскресения Спасителя. Он возвращает древнему Иерусалиму его законное историческое название. И в 326 году императрица Елена прибывает в этот город, проводит раскопки на месте Голгофы и пещеры воскресения Христа. Христиане хранили предание, где находится это место. Чтоб отвратить христиан от священного места, был насыпан из камней и песка искусственный холм, над которым возвышался храм в честь языческой богини Венеры (богини Афродиты – у греков) и стояла статуя Юпитера (Зевса). Холм был разобран. По преданию на это место указал иудей по имени Иуда, который затем принял Таинство крещения. Обрели пещеру, Голгофу, человеческие останки казненных людей. И вместе с останками нашли части древ, которые использовались для распятия, гвозди. По преданию, обрели табличку с тремя надписями на иудейском, греческом, латинском языках «Иисус Назорей Царь Иудейский». Патриарх Макарий, епископ Иерусалимский, приложил различные части древа к усопшему человеку. И когда коснулись тела умершего древом креста, этот покойник воскрес. Также женщина, увидевшая древа креста, исцелилась.

Народ во множестве стал стекаться к священному месту для поклонения кресту. Из-за столпотворения патриарх Макарий стал воздвигать этот крест над народом. Народ припадал на колени и пел много раз: «Господи, помилуй». И отсюда в церкви сохраняется обычай: накануне Праздника в конце всенощного бдения после пения Великого славословия и выноса креста в кафедральных соборах и соборных храмах по согласию правящего архиерея совершается чин Воздвижения креста. Народ поклоняется кресту и поет: «Господи помилуй».

- Можно ли кремировать тела скончавшихся православных людей? А если нельзя, то почему?

- У язычников кремация была распространена. Они рассматривали тело как временное пристанище для души. Наши языческие предки - славяне тоже сжигали усопших родственников. Вопрос о погребении связан с христианской антропологией. Бог вселился в человеческую плоть и стал человеком. Господь в плоти совершил тайну нашего спасения. И он не просто «использовал» это тело. Тело – это святыня. Когда Он лежал в гробе, то сошел в ад душой. А потом Он воскресил это тело. Перед погребением тела совершают обряд приготовления тела, читают Псалтырь над усопшим, торжественно отпевают. Человеческое тело готовят к вечности. В будущем тело будет преображено, «обожено» и войдет в Царствие Небесное.

- Но мы знаем из истории, многие христианские мученики были сожжены, отданы на съедение зверям…

- Конечно, Господь ведает о спасении людей. Да и сейчас многие в пожарах погибают. Тут важно наше отношение к останкам усопшего человека. Останки в лике святых мы почитаем и называем их мощами. Прикладываясь к этим мощам, мы веруем, что в них жила особая и изобильная благодать Святого Духа.

- Читательница спрашивает: почему мы именуем крест Господень Честным?

- Мы почитаем крест Его как святыню. В 326 г. был обретен и воздвигнут крест Христов. В 7-ом веке персидский царь Хасрой захватил Иерусалим, увез крест в плен в Персию, и  с 614 г. по 628 г. крест был в плену. Потом он был освобожден императором Ираклием и возвращен в иерусалимский храм. С тех пор церковь отмечает праздник воздвижения Креста в честь двух событий: сначала в честь постройки иерусалимского храма на месте Голгофы в 335 г. а потом – в честь возвращения Креста из плена. Дата праздника у христиан: 14 сентября по юлианскому календарю. Празднуют также все древние дохалкидонские церкви, в том числе армянская церковь. Римско-католическая церковь празднует 14 сентября по григорианскому календарю. Протестантские церкви отвергли этот праздник.

Уже в 1-ом веке этот Крест почитался, правда, тогда Христа распятого не изображали на нем. Использовали украшение креста орнаментом или молодыми побегами, символизирующими цветение. Как и армянская церковь - украшает цветущими побегами. Историк конца 2 в. – начала 3 века по Р.Х. Тертуллиан писал: «Христиане изображают на себе крестное знамение. И пресвитеры их так же благословляют народ, изображая над ними крестное знамение». Крест понимается нами теперь не только как орудие казни.

В римскую эпоху же место распятий из-за страха избегали. И восставших рабов под предводительством Спартака, после подавления восстания распяли на крестах вдоль дороги, чтоб другим неповадно было бунтовать. Казнь на кресте была практически бескровной. Гвоздь забивался в руки между лучевой костью и костью предплечья, и в ноги в районе пяточной кости. Там практически нет кровеносных сосудов, но есть многочисленные нервные окончания. И «бедняга» долго и мучительно умирал на кресте. На него палило Солнце, в него впивались многочисленные насекомые. Казнь длилась в течение 2-3 дней, а иногда 5-7 дней. Это было страшно. Римляне не казнили через распятие граждан римской империи. Например, апостол Павел был римским гражданином, и его казнили через отсечение головы.

В Кресте заключены начало уничижения Спасителя, и начало Его прославления. Его слава лежит через Его крестные страдания – и в этом необъяснимая Тайна искупления человека.

- Когда архиерей ведет Богослужение, он складывает определенным образом пальцы. И в этих перстах зашифрованы символические буквы имени Спасителя. Объясните, батюшка.

- Три сложенных перста символизируют три ипостаси нашего Бога Пресвятой Троицы, и два перста, прислоненных к ладони, означают две природы Спасителя. До реформ патриарха Никона в 17 веке наши соотечественники крестились двумя перстами вот таким образом (демонстрирует). Символика та же самая: богочеловечество Иисуса Христа. При этом средний палец, приложенный к указательному пальцу, означает, что божественная природа приклонилась к человеку. Три пальца, сложенные вместе – в честь триединого Бога. Правда в 17 веке эти реформы произвели раскол, и московское священноначалие наложило клятвы на «старое» крестное знамение. В 1971 г. эти клятвы были упразднены.

Священники в единоверческих церквях, служащие по старому, дониконовскому обряду, так же осеняют народ в храме. Но в 17 веке наряду с троеперстием вошло в практику и особое священническое благословение, пришедшее к нам от греков. Называется оно имясловное (именословное) благословение. Так благословляют только архиерей, епископы и пресвитеры, священники. Перстосложение означает «Иисус Христос» похожестью на буквы Его имени.

Продолжим далее рассказ об апостоле Павле. Мы слышим в храме слова: «Братья, слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, есть сила Божия. Ибо сказано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец, где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своей мудростью не познал Бога премудростью Бога, тогда угодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости. А мы проповедуем Христа распятого: для иудеев соблазн, а для эллинов – безумие. Для самих же призванных иудеев и эллинов – Христа, Божью силу и Божью премудрость». В этих словах заложено огромное евангельское благовестие. Дело вот в чем.

Христиане Коринфа были разделены. Практически произошел раскол. Одни именовали себя сильно духовными людьми, знающими особые тайны Божии. Других коринфских христиан называли слабыми, немощными. И вот апостол Павел говорит, какою огромною ценою приобретено это спасение! Человек не имеет права превозноситься перед Тайной искупления; человек не имеет права на гордость, будучи в церкви. Апостол обвиняет коринфян в «мудрости», антониме греческого слова «софия», в глупости, безумии. Иудеи требуют знамения, они требуют от Мессии, чтобы он совершил те чудеса, которые были совершены пророками в Ветхом завете. Чудеса должны были стать «доказательствами», что Иисус есть истинный Мессия. Они желали иметь царя, который железной рукой сметет иго римлян. Но вместо этого звучат проповеди о Мессии распятом, униженном, оплеванном. Это является для них соблазном. Но греческое слово «скандал» означает не просто соблазн, а ловушку, приманку. То есть человек, попадая в ловушку, капкан, не способен воспринимать силу евангельского благовестия.

Эллины говорили: да, есть Единый разум, создавший через свое Слово весь видимый мир. Это премудрость. В человеке есть дух, который отражает в себе эту премудрость. Но всю жизнь человек томится в темнице души. Тело является могилой, гробом души. Если душа освобождается, зачем ей нужно это тело? Тем более распятие Бога в человеческом теле. Поэтому вероучение Христа для них стало безумием. Для эллинов и иудеев эта проповедь о кресте является НЕПРИЕМЛЕМОЙ.

Но для эллинов и иудеев, ставших христианами, эта проповедь о кресте является великой тайной искупления, Божией силой! Является возвещенной ветхозаветными пророками премудростью Божьей, воплощенной в Христе - Слове Божьем!

- Является ли оберегом крестное благословение, совершаемое мной над моими внуками, которые уезжают от меня? Является ли грехом употребление крещенской воды не натощак?

- Слово «оберег» - языческого происхождения. Мы должны избегать таких понятий. Икона, крест, святая воды это великие святыни. Ни в коем случае не обереги! Мы знаем, что наша сила в нашей вере в Христа распятого и воскресшего, а не в предметах. Воспитывая детей в вере, мы должны их осенять крестным знамением, провожая из дома в детский сад или школу, или провожая спать вечером. И когда дети будут уходить из нашей семьи и создавать собственную семью, мы их осеняем уже иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы, изображая крест. Перед крестом трепещут все силы ада.

Второй вопрос теперь. Великая агиасма (греч. слово Αγίασμα — святыня) или святая вода должна приниматься натощак. Раньше существовали различия между водами. Одни воды были освящены в крещенский сочельник. Другие были водами, освященными в День Крещения. Сейчас у нас воды, освященные в эти два дня, «приравнены друг к другу». Давайте эту воду своему сыну. В ней особая благодать.

- Теперь давайте поговорим о кресте для каждого человека в отдельности. Чем является крест для каждого из нас?

- Господь сказал: «Кто хочет следовать за мной, пусть возьмет свой крест, отвергнется себя и идет вслед меня». Крест это определенные житейские трудности, обстоятельства, которые нам посылаются свыше или мы сами виноваты в обстоятельствах. Под понятием крест также понимается наше терпение и наше смирение. С миром должны мы принимать от Бога житейские обстоятельства. Если мы с верой будем нести свой житейский крест, тогда Господь будет рядом с нами. Он говорит в Евангелии от Матфея: «Возьмите меня как иго, и я успокою вас». Если мы со смирением понесем крест свой, то мы почувствуем благодатную силу Божью.

- Но крест ведь вел к смерти…

- Мы рассматриваем крест через призму Нового завет. Мы знаем, что крест это победа над смертью, над адом, над злом, над этим миром. Все равно крест сияет для нас как Царство Божие.

- С одной стороны этот день радостный: обрели крест Господень. А с другой стороны этот день скорбный: читается отрывок Евангелия о страстях Христовых. Как этот день переживать?

- Это день поста. Но не такого строгого поста как в день Страстной пятницы в Великий пост. В этот день совершается Евхаристия в отличие от Страстной пятницы.

- Как креститься человеку, крещенному в армянской апостольской церкви, но посещающему русскую православную церковь: слева направо или справа налево?

- Чтобы не смущать верующих, креститесь как русские православные, справа налево. А чтобы участвовать в Таинствах, надо официально перейти в лоно русской православной церкви. Дело в том, что мы не считаем армянскую церковь православной в догматическом смысле. Чтобы перейти в лоно русской православной церкви, перекрещиваться вам не надо.

- Почему потребовалась такая жертва Господа для нашего спасения?

- Логически до Тайны искупления мы не дойдем. Самая широко известная теория – юридическая теория. Для преодоления разделения человека от Бога должно быть совершено искупление - принесена кровная жертва. И совершить жертвоприношение мог только первосвященник. Христос, принеся себя в жертву на кресте, символизировал собой и первосвященника, и жертву. Ответить на вопрос «зачем?» – человек никогда не сможет. Апостол Павел же сказал: для эллинов это безумие, для иудеев соблазн.

- Можно ли православному человеку ходит на службы в костел, но при этом не участвовать в Таинствах? Можно заходить в инославные храмы?

- Заходить можно. А участвовать в Таинствах вы не имеете права.

- В правилах поведения в храме написано, что в воскресные и праздничные дни земные поклоны делать не следует. Как быть, если во время Евхаристии прихожане опускаются на колени?

- В это время лучше смотреть, как в алтаре поступает священник. Если священник перед Святыми Дарами, стоящими на престоле, делает земной поклон, то и вы совершайте его. Соответственно, если священник делает поясной поклон, то и вы совершайте поясной поклон.

- Расскажите о традиции ношения христианами нательных крестов, и о том, какие кресты бывают вообще.

- У египетских христиан было принято носить на руке татуировку в виде креста. Либо на головном уборе человека вышивалось изображение креста. В русской традиции существует обычай при крещении младенца надевать ему на шею крестное знамение.

Что касается видов креста, бывает четвероконечный крест, бывает шестиконечный, бывает восьмиконечный крест. Это связано, скорее, с иконографией. Крест изображался с древности, но распятие на нем стало изображаться гораздо позднее. К тому моменту, когда стали изображать распятие, люди стали забывать, как совершалась эта казнь.

- Как избавиться от малодушия и различных страхов?

- Малодушие и страхи возникают от нашего маловерия. Вера это доверие своей жизни Богу, воля которого всегда благая. Поэтому страхи неуместны. В душе верующего нет места сомнениям.

- Как совершать милостыню?

- Апостол Павел сказал: «Благотворите ко всем, а наипаче тем, кто в одной вере». Поэтому помогайте тем, кто просит ради Христа. Тот кто подаст чашу холодной воды ради Христа, Господь того не оставит. Хотя сейчас много попрошаек, профессиональных, ложных нищих встречаются. Как разобраться? Конечно, не от хорошей жизни они поступают так. Но хотя бы для успокоения своей совести, подайте им. Даже если они и обманут при этом, я думаю, Господь вас не забудет.

- Наш эфир подходит к концу. Скажите нашим зрителям напутственное слово.

Дорогие братья и сестры желаю вам всяческой благодати Божией. Пусть сила Честнаго и Животворящего Креста пребудет со всеми нами и нашими близкими! С праздником!

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Олег Сиротин.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры игумен Филарет (Пряшников). Тема беседы: «Как научиться любить».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​