Заповеди блаженства как ступени духовной лестницы. Урок 3

1 сентября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
3 урок. Заповеди Блаженства показывают нам путь обожения, но проходить его важно с рассуждением. Прп. Симеон Новый Богослов учит, что восхождение по лествице блаженств подобно тому, как мы идем по ступеням обычной лестницы – по порядку. И невозможно войти в Царствие Небесное тому, кто не идёт путём добродетелей по указанному порядку. 

– Митрополит Дорофей Влахос в книге "Православная духовность" пишет, что заповеди блаженства показывают нам духовную стезю – путь обожения. Путь, ведущий к исцелению нашей поврежденной природы. Осознание своей духовной нищеты, то есть осознание своей поврежденности страстями, приводит человека к покаянию и блаженной скорби. Именно на этом пути человек обретает смирение и внутреннее спокойствие. Живя в духовном смирении, он еще сильнее жаждет Божиего оправдания и стремится к соблюдению заповедей в своей повседневной жизни. Храня заповеди, он сподобляется милости Божией и еще больше очищает свое сердце, а в очищении души и заключаются заповеди. Вот только проходить этим путем, который святые отцы еще называют лествицей блаженств, важно с рассуждением и разумением. Преподобный Симеон Новый Богослов учит, что восхождение по ней на небо подобно тому, как мы идем по ступеням обычной лестницы. По ней ведь никто не начинает подниматься со второй или с третьей ступени, минуя первую. «А те, которые покушаются отступать от такого порядка восхождения, трудятся напрасно», – замечает преподобный и добавляет: «Как невозможно взойти на верхние этажи жилища без лестницы, так невозможно войти и в Царствие Небесное тому, кто не идет путем добродетели по указанному порядку». И порядок этот очень важен. Ведь неслучайно Господь расставил ступени духовной лестницы в строго определенной последовательности. Об этом порядке, а также о правильном прохождении каждой ступени наш сегодняшний разговор.

– Неистребимо в человеческой душе желание счастья. Между тем это слово есть соучастие, когда ты имеешь единую часть с Источником счастья и блаженства. Таким Источником может быть лишь Бог. Внимательно читая заповеди Нагорной проповеди, мы прежде всего останавливаем наше внимание на девяти ступенечках заповедей блаженства. Изначала между нами, дорогие друзья, возник договор не перескакивать эти ступеньки, потому что можно легко споткнуться и упасть гораздо быстрее, чем совершается восхождение. Кто высоко забрался, а главное, сделал это быстро, несообразно с нашей собственной природой, тому больно и падать. Вот почему мы на каждой ступенечке еще должны постоять столько, сколько нас продержит там Господь. Нищета духовная, потуги смирить себя в очах Божиих, покаянный плач, устремление взора не вовне, а внутрь собственной души, увидев в которой грех, человек никнет долу и сокрушается сердцем.

Внимательней к своей духовной жизни! Ведущий внутреннюю жизнь борется с раздражительностью, которая всегда выводит нас вовне, ведь не случайно выражение "выйти из себя". Жажда и алкание правды – это стремление водворить в собственной душе Божественный порядок – царство гармонии, чистоты, истины, любви. Тогда христианин действительно становится целеустремленным: правой рукой строя, левой не разрушает. Он обрел самый настоящий смысл жизни. Обрести в сердце Царствие Небесное – это задача из задач, вполне достижимая для тех, кто имеет доброе произволение.

"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут". Мне кажется, что с этой заповедью лучше всего соотносится русская пословица: "Чем богаты, тем и рады", а также закон из учебника физики Блеза Паскаля: "В сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаковый". Если в вас поселились хотя бы начатки, крапинки смирения, кротости, сокрушения духа, если вы приобщились к утешению, которое тотчас дает о себе знать в награду за безгневие, долготерпение, умение оправдать людей и обвинить самих себя, вам тут же захочется поделиться этими сокровищами с окружающими. Так устроено человеческое сердце: чем больше вы собрали духовных благ, тем более вам хочется благодетельствовать ими и правых, и виноватых, и ближних, и дальних. Например, если вы существо, старающееся хранить себя от худых мыслей, если вы любите целомудрие, то, смотря на блудницу, вы ее осуждать не будете. Вы сокрушитесь душою и пожалеете ее: как она несчастна, какое темное лицо, как она противоречит собственной женской природе. А женская природа – это материнство, семейственность, а вовсе не развращенность. Итак, "блаженны милостивые, ибо они помилованы будут".

Стихия христианской души – сострадание, умение пожалеть, простить, проявить участие, внутренне помолиться о человеке. И напротив, жесткость, неприязнь, отторжение, когда мы зачеркиваем того или иного нашего оппонента и он более для нас не существует, очень подозрительны и несовместимы с христианским устроем души. "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут". Об этом Сам Христос свидетельствовать будет на Страшном Суде. Каков ты с людьми, таков и Бог с тобой. Правы те святые отцы, которые говорят о том, что Бог берет с нас пример, изрекая наши вечные определения. Вот почему за милость нам нужно хвататься, как за соломинку. Не всякому по плечу постничество, не у всякого достаточно чист ум, чтобы непрестанно молиться и собеседовать с Богом, но пожалеть бездомного, поделиться куском хлеба с голодным, сказать слово утешения тому, кто близок к отчаянию, – много трудов здесь не требуется. Требуется лишь малое – отзывчивость, умение не затворять сердце, но раскрывать створки души своей навстречу страждущему миру. Христос Спаситель всего прежде являл Свой прекрасный лик и обращал Свое вещее слово и возлагал Свою целящую десницу на униженных и оскорбленных.

Вот почему больше всего от Господа доставалось черствым, застегнутым на все пуговицы людям в мундире, знавшим внешние правила и ритуалы фарисеям и книжникам – лицемерам, которым совершенно чуждо сострадание. «Суд без милости не сотворившим милости». Милостью, милосердием мы спасемся, ибо человек, хотя бы в малом потрудившийся в этой добродетели, оказывается открытым для золотого дождя Божией благодати, мгновенно снисходящей в доброе, сострадательное, отзывчивое сердце. "Где просто, там ангелов со сто". Евангельское учение самодоказуемо, оно раскрывает свой духовный смысл, едва лишь только мы из слушателей превращаемся в делателей.

Знакомясь с шестой заповедью, мы начинаем разуметь, для чего даны предыдущие пять и для чего Господь предлагает нам Свое учение – деятельное исполнение евангельского закона. Какова цель? А цель эта, дорогие мои братья и сестры, – очищение сердца. Евангельское учение – это учение покаяния, а покаяние – это живая вода, которая струями омывает наше запорошенное, запачканное грехом сердце. Если мы не спешим и не опережаем события, но предоставляем Самому Богу вести нас по ступенькам евангельских блаженств, то вот уж виден противоположный берег, шестая заповедь: "Блаженны чистые сердцем".

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». А кто и что нам мешает созерцать свет Божественной славы – горний мир? Кто и что препятствует видеть нам здесь, на земле, печать Божественных совершенств, которая лежит на всем творении – следы правды, святости, всемогущества, благости Творца? Мешают нам наши страсти, которые грязными пятнами гнева, гордости, похоти покрывают сердце и делают его слепым. Но едва лишь только сокрушенный плач и опытная кротость, нелицемерное милосердие и подлинное смирение внедрятся в нашу душу через церковные таинства Исповеди, Причащения, через всегдашнее воззрение в самих себя, самоукорение, молитву, готовность ратоборствовать с грехом, наступит час, когда упомянутые нами змеи умрут, страсти потеряют свой накал. Они, может быть, не исчезнут совершенно, но как будто усохнут, станут менее действенными, безжизненными. По крайней мере, мы научимся вовремя распознавать их приближение и успешно будем прогонять их прилоги, помыслы, атаки, которые с каждым месяцем, годом будут становиться все слабее и немощнее.

Сердце есть орган богопознания. Сердце есть таинственное зеркало, в котором отражается небесный мир. В наше сердце взирает Небесный Отец, а Его очи, по выражению премудрого Соломона, в сто крат сильнее солнечных лучей. Блаженны чистые сердцем, которым мало-помалу приоткрывается Божественный мир. Значит ли это, что мы увидим Бога лицом к лицу? Нет, сущность Божества постигнуть не может никто, но, общаясь с ближними, вместо вчерашних грехов и страстей, которые вызывали в нас слепое раздражение, мы увидим милые лица, мы увидим задумчивый взор, мы увидим сокровенное добро, присутствующее в каждом человеке. Выходя на лоно природы, мы затаив дыхание будем следить за рельефом пейзажа, за мерным течением звезд, будем видеть проявление Божественной гармонии в колышущейся листве; в движении волн нам откроется Творец в Его славе и великолепии. А заглядывая внутрь самого себя, по мере очищения сердца, мы будем осознавать присутствие Божие. В чем оно проявляется? В светлой мысли, обращенной к Создателю в молитве, в ощущении Божественного вездеприсутствия, Его непреступной святости и величии, в ощущении своей немощи, слабости и малости, но при этом нашу малость не отвергает Господь, но принимает нас, как возлюбленных детей. Ибо Он посылает нам не духа боязни, но Духа любви, ощущая начаток, который в душе мы вопием. Мы молимся "Отче наш, иже еси на небесех", признавая в Господе самое родное и близкое нам существо, общение с которым для нас и свет, и воздух, и самое дыхание.

Сердечная чистота – сокровище неоценимое. Приобщившись ему, мы вкушаем блаженство, по сравнению с которым все радости мира материального суть черепки и осколки. Человек с очищенным сердцем в состоянии постигать промысл Господень о себе самом. Он глубоко мыслит о людях, он исполнен трепетной благодарности Творцу, видя, как заботится Небесный Отец и опекает все, что создал и ведет мир к заведомой блаженной цели, ради которой тот сотворен из небытия. Человек, чистый сердцем, видит в Евангелии чудеса Божественной премудрости и, вникая в закон заповеди, услаждается, радуется тому, что Бог питает его нетленным и живым словом. Чистый сердцем человек понимает, чем был счастлив и каким блаженством обладал Адам, которому Бог даровал способность постигать сущность вещей и нарекать каждое творение приличествующим ему именем. Чистота сердца есть одновременно и премудрость, и участие в замыслах Творца, благодарственное расположение к Богу – Промыслителю и Спасителю нашему, есть та нетленная пища, вкушать которую мы начинаем здесь, на земле, а по поселению в мир иной обретаем полноту, которая не может быть описана словом и очерчена мыслью.

Итак, дорогие друзья, игра стоит свеч. Господь Бог, призывающий нас восходить по заповедям блаженства, растворяет горечь трудов своей животворящей благодатью. И пусть мы только-только приступили к священному деланию – очищению души, пусть тщеславие и гордость еще сильно мучают нас, но, сознавая, что нашим жребием является смирение и кротость, любовь и милосердие, чистота сердечная, черпая утешение в таинствах, мы не ослабеем на пути, но будем год от года все с большей бодростью и радостью двигаться по направлению к Небесному Иерусалиму, одновременно готовясь претерпеть все, что ниспошлет нам Бог для достижения нравственного совершенства.

 

Ведущая: Ольга Баталова
Расшифровка: Михаил Белов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​