Юмор и пост

7 декабря 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

Передача из Санкт-Петербурга. Эфир от 6 декабря 2013 года.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители, в эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий – Михаил Кудрявцев. Сегодня у нас в гостях клирик храма св. пророка Илии на Пороховых митрофорный протоиерей Виктор Сорокин.

Здравствуйте, батюшка! По традиции благословите наших телезрителей.

 

- Божие всем благословение, благодати и человеколюбия Господа.

 

- Спаси Господи, батюшка! Сегодняшняя наша тема: «Юмор и пост». Батюшка, скажите, пожалуйста, уместно ли во время поста чувство юмора?

 

- По сути своей я человек серьезный, хотя и люблю тонкий юмор и шутку, острую, но не пошлую. К  сожалению, случается, что люди воспринимают шутку неадекватно и, хотя она была абсолютно беззлобна, вдруг обижаются. Чувством юмора обладали многие великие люди: и наши писатели, и духовенство, дореволюционное и нынешнее.

Что касается поста, он должен быть и в сладость и в радость, пост ведь не в одном исполнении предписаний по поводу пищи. Пост телесный без духовного не имеет смысла. Глубокое понимание поста, как о том писали святые отцы Церкви, связано, прежде всего, с работой над собой, внутренним самопреображением. Если от поста до поста, от исповеди до исповеди мы не меняемся, то смысла они не имеют. Человек вполне может позволять себе какие-то шутки и юмор, ничуть тем поста не нарушая. Юмор и пост, на мой взгляд, вещи вполне совместимые.

 

- Вопрос телезрителя: «Какова мера поста для трехлетнего ребенка? Можно ли ему смотреть отечественные мультфильмы, ходить на новогоднюю елку»?

 

- Думаю, лишать ребенка такой радости и заставлять поститься, если он не имеет представления, для чего это нужно, не имеет никакого смысла, также как и лишать его новогодней елки. Но везде должно быть чувство меры, в том числе в юморе и шутке.

 

- Во время поста бывают трудности, искушения, конфликты…

 

- Они бывают не только во время поста, но в течение всей жизни, и надо стараться переживать их с любовью. Когда во главе всех поступков лежит любовь, то всё легче – и не обижаться, и уступать, и переживать трудности. Если мы христиане по сути, то должны переносить все трудности и искушения с пониманием, для чего они нам посылаются, ведь очень часто это для нашей же пользы.

 

- Чувство юмора помогает с ними справляться?

 

- Непременно, ведь если на все смотреть сквозь черные очки, то ничего не получится. Вот сегодня серые тучи, а завтра - солнышко. Животные с радостью встречают каждое утро, животное всем своим поведением благодарит за жизнь, как за дар. Почему же человек не должен благодарить? В жизни очень много трагичного, но, тем не менее, мы это переживаем. Даже если болезни мы будем воспринимать как милость Божию, то гораздо легче их переживем. Чувство юмора и оптимизм часто помогали мне переносить собственные недуги.

 

- Вопрос телезрителя: «Маленькая дочка наряду с игрушками любит играть и маленькими иконками, целует их, прикладывается, но и играет. Допустимо ли это?»

 

- Нельзя расценивать поступок дочки как грех: она не понимает, что именно является предметом её игры. Ей надо с любовью и тактом объяснить, что это не просто предметы, а проявление святости, если, конечно, она способна понять это по возрасту.

 

- Как научиться смеяться над своими проблемами и трудностями?

 

- Над своими проблемами мы, как правило, не смеемся - смеемся над проблемами и трудностями других. Со своими бежим к другим, чтобы нам посочувствовали. Поэтому часто таинство исповеди превращается в жалобы на обстоятельства своей жизни, на то, как все плохо. Но и «плохо» надо принимать с радостью.

 

- Вопрос телезрителя: «Как относиться к творчеству Михаила Задорнова? И второй вопрос: как понять грань между юмором и пошлостью?»

 

- Юмор Михаила Задорнова лично я не очень люблю. Хотя у многих из нас сейчас непростая и часто неустроенная жизнь, но все же в шутке не должно быть злости и пошлости, не должно быть нехристианской окраски. Из телевизионных передач мне нравится «Одна за всех», конечно, не все сюжеты, но в некоторых из них тонко и метко показан национальный юмор.

 

- Как же все-таки найти грань между юмором допустимым и таким, от которого надо отказаться?

 

- Когда смеются над недостатками другого человека - это недопустимо, ведь они есть у каждого из нас, только один Господь без греха. Юмор тоже должен быть с любовью. Если искать одни лишь недостатки, мы будем только их и видеть.

 

- Каким должен быть смех, и не грешно ли смеяться?

 

- Смеяться не грешно, если иметь в виду, как смеяться, где и почему. Смех и насмешка – слова одного корня, но абсолютно разные по сути. Насмешка связана с гордыней и осуждением человека, над которым насмехаются. Но если шутка уместная и не злая, почему бы и не посмеяться?

 

- Может быть, есть какая-то история из Вашей жизни?

 

- Истории бывали разные, тридцать с лишним лет я батюшка, разные были обстоятельства, и люди встречались разные. Когда я служил в Выборге, одна бабуля позвонила в коммунальную квартиру, где я жил, и спросила: «Здесь живет Витя Сорокин?» Ей ответили, что здесь такого нет, никак не могли понять, что это обо мне.

Там же, в Выборге, я пришел в магазин посмотреть рыбу, а тут одна бабушка как вскрикнет: «глядите, батюшка пришел за рыбой, пропустим его» - так я и взял рыбу.

Не могу вспомнить специально какие-то истории, вот если бы меня предупредили заранее,  покопался в памяти и подготовился.

 

- Вопрос телезрителя: «Как объяснить ребенку, зачем поститься в Рождественский пост, ведь Рождество Христово – это радость»?

 

- Во-первых, пост – средство приготовления человека к смыслу этого праздника. Надо смотреть на возраст ребенка, степень его духовного развития. Прежде всего, жить необходимо так, чтобы не требовалось специально ничего объяснять. В семье надо вместе поститься, вместе молиться, вместе ходить в храм. К великому нашему несчастью, сейчас у нас все разобщены. Раньше вся жизнь шла совместно, а сейчас многие молодые мамы даже не понимают, что значит - молиться за ребенка. А ведь ребенка надо «поливать», «удобрять» - растить. Растить – означает давать силы для роста, а это и есть пост, молитва и причастие, причем, совместные. Если ребенок видит, что все это делают родители, у него не будет желания поступать иначе.

 

- Вопросы о том, как совместить пост с празднованием Нового года возникают от того, что пост – это время скорби. Так ли это?

 

По-гречески слово исповедь - «метанойя», и переводится как «перемена ума». Если мы не меняемся от исповеди к исповеди: как были раздражительными или обжорами в начале поста, остаемся такими же в его конце, в таком посте нет смысла. Пост не время скорби. Ученики Господа были свидетелями Его страданий, но после Воскресения пребывали в радости. Великий пост – это «весна духовная», путь через крестные страдания и Голгофу к Воскресению. Однако при этом надо оставаться самими собой, не надо притворяться.

 

- Есть ли связь между Рождественским постом и тем, в каком состоянии находилась Пресвятая Дева Мария? Ведь она была беременна, путешествовала в Вифлеем – значит, переносила трудности. Или не это является причиной поста?

 

- Думаю, что не это является причиной установления Рождественского поста. Традиции его начинаются едва ли не с апостольских времен. И смысл их в приготовлении себя к встрече этого великого и светлого праздника.

 

- Апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь». Как Вы думаете, имел ли он в виду при этом и здоровое чувство юмора?

 

- Конечно же, я не могу сказать, что именно думал апостол Павел. Однако в позитивной оценке обстоятельств нашей жизни может содержаться и чувство юмора. Недавно была телевизионная передача про нашего великого композитора Соловьева-Седова. Умирая, он сказал, что отдал бы все свои ордена и награды лишь за то, чтобы погулять по лесу, вдохнуть его благоухание. В этом смысл слов «радуйтесь и веселитесь» - за все благодарить Бога, в том числе и за чувство юмора, которым Он, случается,  нас одаривает.

 

- Вопрос телезрительницы: «Берегитесь закваски фарисейской», - говорит Господь ученикам, а те думают, что Он имеет в виду, что они не взяли хлеба. Когда я читаю это место в Евангелии, то смеюсь. Не грешно ли смеяться над Евангелием?»

 

- Смеяться над Евангелием, конечно, нельзя, но бывает так, что во время чтения Евангелия приходят мысли, которым не должно приходить. В храме Евангелие лежит на Престоле, где приносится бескровная жертва, Евангелием осеняют молящийся народ, поэтому смеяться над ним не стоит. Смеяться тоже надо с умом.

 

- Ведь бывает смех и от радости, и от умиления при чтении?

 

- Бывает. Не слезы же лить над Евангелием, где все пропитано радостью, которая должна быть нам путеводной звездой.

 

- Один наш телезритель через Интернет приводит такую цитату: «Горе вам смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете». Относится это к нашей теме?

 

- Восплачем и возрыдаем все мы в любом случае, потому что будет Второе пришествие Господа Иисуса Христа и будет Страшный суд, на котором мы должны будем дать ответ за нашу жизнь. Жизнь грешная у всех нас, о чем говорит молитва перед Святым Причастием. Сейчас мы приуготовляемся к Страшному суду, вечной жизни. Если мы этого не делаем: не помогаем и не молимся о других, то будем плакать и рыдать об этом на Страшном суде.

 

- Вопрос телезрительницы: «Авва Дорофей пишет о том, что поститься мы должны десятую часть года, значит тридцать шесть с половиной дней в году, откуда тогда появились еще посты?»

 

- Тридцать шесть дней так, как это положено, мы и в посту не постимся. Пост лишь средство нашего очищения. В течение нашей жизни мы едим и пьем столько всего, чего не надо бы, а затем еще расплачиваемся за это болезнями. И если мы будем поститься более тридцати шести дней, вреда нам от этого точно никакого не будет.

 

- Как Вы думаете, откуда у людей такой страх поста?

 

- В своей личной жизни я соблюдаю пост с шести лет, и он никогда не был для меня чем-то особенным. Моя бабушка постилась, как я вспоминаю, своеобразно: первую неделю Великого поста перед Причастием в первую субботу, затем Крестопоклонную и, конечно, Страстную седмицу. Кроме того во все дни, кроме среды и пятницы, насколько я помню, мы вкушали рыбу, хотя Великим постом это допустимо лишь дважды. Почему-то у меня пост никогда не был связан исключительно с воздержанием в пище.

 

- Вопрос телезрительницы: «Почему у нас в сначала Новый год, а потом Рождество? Почему бы не сделать так, как это во всем мире, хотя я ни в коей мере не за экуменизм»,

 

- Это проблема не экуменическая, а календарная, потому что мы праздник Рождества Христова мы празднуем по старому стилю. В свое время властью была проведена календарная реформа, а так как всякая власть от Бога, воспримем это как Божие попущение. Для нас же это лишняя возможность проявить себя христианами: пусть везде разгул, а мы в это время должны показать пример постящихся людей. Рождественский пост не так строг - кроме среды и пятницы, допускается вкушение рыбы - и соблюдать его не так трудно. Покойный Владыка Никодим – невзирая на всю клевету, которую на него воздвигали, – был человек строгой молитвенной жизни и воздержания, и хотя был очень болен, соблюдал пост со всей строгостью. При высокой степени диабета всю первую неделю Великого поста вкушал лишь воду и хлеб, а теплую пищу лишь после первой литургии. На гражданское празднование Нового года он совершал молебен, благословлял трапезу и уходил. Календарная проблема существует, но для людей, всю жизнь проживших в Церкви, перемены в церковном календаре могут вызвать сейчас несогласие и даже протест.

 

- Вопрос телезрительницы: «В чем может заключаться радость жизни человека, потерявшего самого близкого своего человека? Как вновь обрести радость жизни без него?»

 

- Без любимого человека очень трудно обойтись, трудно как-то восполнить эту пустоту. Говорят, что время лечит, но когда речь идет о самых близких, случается наоборот: чем больше проходит времени, тем рана становится даже острее. Прежде всего, надо молиться за любимого  человека и положиться на Божии любовь и милость. Связь между живыми и умершими не прерывается, и Церковь все время это подчеркивает. Особо молиться надо за тех, кто ушел без покаяния, без Причастия, и успокоить в этой утрате может только молитва.

 

- Батюшка, можно ли в пост смотреть добрые юмористические передачи?

 

- Смотреть в пост увеселительные передачи по-христиански неправильно. Есть семьи, где находят силы в посту абсолютно отказаться от телевидения, другие же считают, что это абсолютно безобидно. Прежде всего, речь опять о том, что смотреть и как смотреть. Ничто не должно обладать нашей жизнью, быть страстью. Для многих просмотр телевидения становится такой страстью. Когда что-то обладает нами так, что мы забываем про чтение Священного Писания, богодуховных книг, тогда это становится недопустимым во время поста.

 

- А смотреть  телепередачи как утешение в унынии, например?

 

- Телевизор в унынии не утешит. Можно увидеть такое, что оно лишь увеличится, даже от одних новостей.

 

- Скажите, батюшка, какая связь между оптимизмом и юмором?

 

- Это немного разные понятия. Оптимизм – позитивное отношение ко всем событиям, это принятие воли Божией, какая она есть. Воспринятая с пониманием и терпением воля Божия и есть оптимизм. Юмор – это скорее свойство ума, умозрительность, мне лично так кажется. Сам я люблю пошутить, посмеяться, но никого не обижая и не осуждая.

 

- Вы говорите, что новости по телевидению в основном печальные…

 

- Надо с сочувствием относиться к людям, которые были участниками этих новостей, но и надо помнить, что наша жизнь зависит от нашей греховности, когда мы живем без Господа, без Церкви, без церковных Таинств.

 

- Вопрос телезрителя: «Как реагировать на анекдоты о священниках и вере?»

 

- На месте телезрителя я бы никогда их не слушал, ведь судить, в том числе священников, может один Господь Бог. Как правило, в таких анекдотах высмеиваются поступки священников, а это лишь развращает человека. Оценить адекватно ситуации, в которых мирянин, не будучи батюшкой, никогда не бывал, невозможно. Анекдот – прежде всего оценка, критика. Только Господь может осудить священника в его поступках.

 

- Вопрос телезрителя: «Раба Божия Вера на пути к вере, стремится соблюдать церковный устав, но семья еще не религиозная и собирается отмечать Новый год. Как ей готовить праздничный стол, участвовать ли в празднике семьи?»

 

- В семье не должно быть никакого разделения. Если человек не понимает, для чего это нужно, не надо насильно навязывать. Традиция празднования Нового года установилась у нас давно. Как говорится, лучше малый мир в семье, чем большая война. Опять же должно быть чувство меры. Праздник ведь не только застолье, можно отметить его по-разному. Прежде чем сесть за стол, можно помолиться, сходить на новогодний молебен, приготовить детям новогодние подарки. Но все должно быть с воздержанием, не надо забывать, что идет время Рождественского поста, и общие правила надо соблюдать.

 

- Вопрос телезрителя: «Я живу в общежитии, все время у кого-то день рождения, играет громкая музыка, невозможно сосредоточиться на молитве, а соседка по комнате задает вопросы, зачем я в тот или иной момент перекрестилась».

 

- Произносите молитвы в уме. Если живешь в общежитии, соседей необходимо уважать. Надо приспосабливаться, выполнять свое молитвенное правило, не смущая их. Если человек постоянно молится, слова молитв переходят в память, и тогда никто не будет мешать молиться в уме.

 

- Есть ли связь между смехом и гордыней?

 

- Гордыня всегда происходит из чувства внутреннего превосходства. Смех же может быть добрым. Главное, чтобы никогда не нарушалась грань между смехом и осуждением. Можно смеяться, никого при этом не затрагивая. Если же смеешься над кем-то, значит, превозносишься над ним. Грань эта очень тонкая, также как между рассуждением и осуждением.

 

- К сожалению, эфир наш подходит к концу. Прошу Вас благословить наших телезрителей.

 

- Дорогие телезрители, Божие вам всем благословение, помощи Божией в соблюдении Рождественского поста. До светлого праздника Рождества Христова осталось совсем немного времени. Храни всех вас Господь!

 

Гость передачи: прот. Виктор Сорокин.

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает сотрудник Синодального отдела внешних церковных связей, насельник Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Стефан (Игумнов).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​