Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Город Арамиль Свердловской области. Храм во имя Святой Троицы. Он сам и территория вокруг него – место духовной силы. Когда-то здесь, в Арамильской слободе, прижилось и набрало мощь казачество, были построены заводы, которые дали толчок к развитию промышленности на Урале. Не случайно именно Арамильскую слободу со временем назовут «матерью уральских городов». И, конечно, жители Арамиля свою силу поддерживали православной верой и трепетным отношением к первому храму, который время не пощадило.
Иерей Игорь Константинов:
– Эти руины – остов, фундаментная часть старого храма, который был до того, как по проекту архитектора Малахова был построен этот храм.
Отец Игорь Константинов был назначен настоятелем Свято-Троицкого храма шесть лет назад, практически сразу после священнической хиротонии.
Иерей Игорь Константинов:
– По пути иду, который мне Бог уготовал. Этот путь разный бывает: и широкий, и узкий, и тернистый, и радостный.
Как показывает жизнь, этот разный путь Господь уготовал не только отцу Игорю. Рядом с ним, рука об руку, идет по этому пути его жена – матушка Ольга.
Матушка Ольга Константинова:
– Если сравнивать путь воцерковления моего супруга и меня, это два совершенно разных пути. У него это был абсолютно осознанный выбор взрослого, пусть тогда и подростка. А у меня это был неосознанный путь, просто череда каких-то событий.
События на первый взгляд могли бы показаться совпадениями, но только на первый взгляд. Ольга со временем поняла: абсолютно все в ее жизни промыслительно – начиная с того, в какой семье она родилась. Мама – следователь, папа – участковый.
Матушка Ольга Константинова:
– Мы жили в милицейском доме, у нас в каждой квартире был сейф для хранения оружия. Не знаю, хранил ли мой папа оружие, был ли у него доступ, – как-то это осталось без моего внимания, но шкафчик с наручниками и резиновыми дубинками нас с сестрой интересовал.
Яркое воспоминание. Еще один, не менее яркий по эмоциям фрагмент детства – крещение. Дело было в гостях у верующей бабушки, которая жила в Мордовии и у которой сестры провели лето.
Матушка Ольга Константинова:
– Это было первое сентября... Мы каким-то образом оказались в конце лета на отдыхе у бабушки... И именно в этот день мы покрестились: мы с сестрой и, по-моему, даже с моим папой. Четко помню, что я забыла молитву «Отче наш», которую учила за две недели до крещения, и просто плакала, потому что не могла вспомнить эту молитву. Я боялась, что меня спросят эту молитву... То есть я, уже как ученица, готовилась и забыла. Но меня не спросил священник.
Прошло немало лет, прежде чем девушка сознательно переступила порог храма. В Асбесте, где жила ее семья, Ольга поступила в музыкальное училище. И преподавательница по вокалу как-то предложила ей попеть по воскресеньям на клиросе. Ольга пришла и осталась в храме на несколько лет, в асбестовском храме во имя иконы Божией Матери «Умиление». Но ни в уклад церковной жизни, ни в ход службы она как-то не вникала. Просто приходила, вставала на клирос, пела.
Матушка Ольга Константинова:
– Помню, что мне было хорошо, спокойно, мне нравились эти люди – миролюбивые, спокойные. Меня это как-то привлекало.
Тем не менее Олю не миновал период внутреннего и внешнего бунтарства: рок-музыка – вместо хорового пения; черная одежда и такой же цвет волос – вместо длинной юбки и платка. Преподаватели были в ужасе: что случилось с этой красивой, талантливой и подающей надежды студенткой? А строгие родители в тот момент проявили мудрость. Мама не вмешивалась, наблюдая как бы со стороны возрастной мятеж младшей дочери, но позже призналась...
Матушка Ольга Константинова:
– Как она говорила: «Я Бога просила, чтобы Он тебя отвел, например, от этой компании». Она на меня не давила, а внутри какая-то внутренняя работа у нее происходила. Она абсолютно мудро поступала.
И Господь отвел, а спустя какое-то время показал ей ее же саму со стороны. Совсем недавно, когда она гуляла с сыном на детской площадке. Громкая музыка, клубы дыма от электронных сигарет, вызывающее поведение нескольких девочек-подростков, расположившихся там же, на детской площадке, вызвали ее справедливое материнское негодование.
Матушка Ольга Константинова:
– Я поначалу-то мужу звоню, возмущенная. Говорю: «Поругалась с девочками, даже не знаю, как на них управу найти». А он мне говорит: «А ты себя-то вспомни. Что ты, в общем-то, можешь предъявить им?» Ну и проанализировала...
Поиски и метания в душе самой Ольги продолжались несколько лет. Она уже училась в Екатеринбурге, на факультете музыкального образования педуниверситета, когда схлынули бунтарские настроения, когда душа вновь начала стремиться в храм.
Матушка Ольга Константинова:
– Я стала по характеру немножко мягче, не такой категоричной. Появилась какая-то пустота, ощущение, что чего-то не хватает. И я вспомнила, как мне было хорошо в Асбесте.
Чтобы заполнить душевную пустоту, Ольга пришла в Свято-Троицкий кафедральный собор и попросилась на клирос. Ее – профессионального вокалиста с опытом хорового пения – приняли с радостью в архиерейский хор. Возможно, это тоже было из серии закономерных совпадений, потому что именно в Свято-Троицком храме она встретила своего будущего мужа. Он в то время учился в Екатеринбургской духовной семинарии и тоже пел в архиерейском хоре. Какое-то время они стояли по разные стороны клироса и только переглядывались.
Матушка Ольга Константинова:
– Как-то однажды после Нового года (осмелел, видимо) он подошел ко мне и предложил сходить в кафе. И как-то все очень быстро закрутилось-завертелось; через полгода мы уже поженились.
Иерей Игорь Константинов:
– Я просто человек такой: всегда перешагиваю какие-то условности; если в чем-то уверен, то делаю все очень быстро, в режиме «хватай, пока горячо».
Матушка Ольга Константинова:
– Через две недели после свадьбы я уже стою в храме с телефоном, фотографирую диаконскую хиротонию своего мужа и понимаю, что жизнь моя как-то очень сильно сейчас, в данный момент меняет свой угол, меняет ракурс.
Как и что меняется, Ольга (точнее, уже матушка Ольга) начала понимать постепенно. Исповедь, причастие, соборная молитва – все это становилось неотъемлемой частью ее новой жизни. А вместе с ними приходило понимание новой (вернее, главной) роли в жизни своей и своего мужа.
Матушка Ольга Константинова:
– Я начала учиться послушанию, я начала учиться смирению, терпению. Я вообще этих слов не знала; не знала, что это такое, особенно послушание. Что такое? Послушаться мужа? Как это так? Я же бунтарка!
Иерей Игорь Константинов:
– Она, конечно, с виду примерная, но «керосин и спички» в случае чего у нее готовы, чтобы защитить мужа Игоря.
Матушка Ольга Константинова:
– Я была вообще очень вредной женой поначалу, мне кажется. Как он меня терпел, я не знаю. И моя первая беременность была совсем другой. Он терпел меня, он меня носил на руках.
Иерей Игорь Константинов:
– Мне кажется, что она на себя наговаривает, потому что я не знаю, как у других, но мне в моей семейной жизни уютно.
Матушка Ольга Константинова:
– Просто в какой-то момент я поняла, что в нашей семье должен руководить муж. Не потому, что он священник, а потому, что он мужчина.
Как наступил этот момент, Ольга не может объяснить. Мудрость и любовь мужа, как вода камень, подточили бунтарские сваи ее характера – и они пали. Искусственные шлюзы были сметены волной ее любви и ее осознания, которое пришло по молитвам: послушание мужу в семье должно быть безусловным, ведь через супруга проявляется воля Господа.
Матушка Ольга Константинова:
– Если я скажу так вот: «Но ведь...», – он говорит: «Ай-яй-яй, ты же непослушание проявляешь. Ты же знаешь, что мужа надо слушаться». Когда гнешь свою линию, в любом случае как-то не по себе. Когда каждый гнет свою линию и тянет одеяло на себя, контакта нет и на душе абсолютно неспокойно. Ты вроде бы и победила в этом споре, а тебе так гадко! А когда послушаешься – спокойно, какое-то состояние мира.
Через два года, уже на священнической хиротонии отца Игоря в Свято-Троицком соборе, стояла совсем другая матушка Ольга – повзрослевшая, помудревшая. Она понимала, что если его обручальное кольцо легло на алтарь, ее жизнь опять меняет ракурс.
Иерей Игорь Константинов:
– Когда меня назначили настоятелем, один священник сказал: «Приготовься к тому, что у тебя в течение пяти-семи лет не будет ни одного выходного, ни одного отпуска». Примерно так это и получается.
Матушка Ольга Константинова:
– Он мне каждый раз обещает: «Вот сейчас закончу, например, белить стены в храме, этот этап восстановительных работ закончим, и у меня будет два выходных – понедельник и вторник (или понедельник и пятница)». Но как только заканчивается какой-то этап, муж приезжает домой и говорит: «У нас тут человек появился... или бригада краснодеревщиков, они нам готовы сделать дверь». Безусловно, слава Богу, что это происходит. Сейчас уже я к этому абсолютно безропотно отношусь, потому что мы восстанавливаем храм; мы это вообще не для себя делаем, мы это делаем для Бога.
А такое служение – высокая планка для души, которая очищается, растет и становится сильнее, когда проходит через испытания к высшему христианскому качеству – смирению. Они оба учатся этому качеству каждый день. Но были моменты, которые помогали сделать духовный рывок. Так, после первого сына Сережи супруги, мечтавшие о большой семье, столкнулись с проблемой бездетности.
Матушка Ольга Константинова:
– Мы даже предположить не могли, что возникнут какие-то сложности. Мы же – семья священника, у нас должно быть много детей.
Но сложности возникли. Шло время, Ольга впала в уныние, уже не знала, к каким врачам обращаться, уже ловила себя на чувстве, что чья-то беременность вызывает чуть ли не агрессивную зависть. «Но ты же понимаешь, что все будет так, как Бог даст. Молись и смирись», – говорил тогда отец Игорь. Она молилась и в какой-то момент вдруг поняла, что ее восприятие ситуации совершенно изменилось. Когда подруга сказала о своей беременности, Ольга неожиданно, впервые за несколько лет, обрадовалась искренне, от всего сердца; а спустя короткое время узнала, что сама беременна. Опять совпадение? Да нет, опять закономерность.
Матушка Ольга Константинова:
– Смирение – это особая сторона. Человек просто смиряется перед обстоятельствами, и все. А это еще более спокойное, более блаженное состояние, когда ты смирился перед волей Божией, когда смирился со своей какой-то участью.
Совсем скоро в семье появится еще один ребенок, врачи говорят – девочка. А пока перед ее рождением матушка Ольга продолжает руководить приходским народным хором. На это ее благословил отец Игорь. Муж-священник благословил ее и на светскую деятельность – руководить вокальной хоровой студией в Доме детского творчества; правда, с этой работой на время декретного отпуска пришлось расстаться. Но матушка по мере возможности продолжает помогать мужу и как настоятелю Свято-Троицкого храма, и как благочинному Сысертского церковного округа, и, конечно, продолжает петь на клиросе.
Иерей Игорь Константинов:
– Она – музыкант-хоровик, а человек, поющий в хоре, знает свое место, их к этому приучают. Они знают границы своего голоса, знают, какую партию пропевают. Они понимают, что гармония – это когда все вместе, сообща.
Матушка Ольга Константинова:
– Мой муж очень мудрый, и, Вы знаете, когда я его слушаю, когда реально делаю так, как сказал мне муж, у меня реально получается сделать то, на что он меня благословляет.
«Восемь лет семейной жизни – это немного», – говорит Ольга. Но уже сейчас она понимает: быть женой священника не просто, но благодатно для души. Как будет дальше, знает лишь Господь, ведь Он ведет их обоих по общему пути, – пути неких совпадений, которые в итоге и есть закономерность.
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи! Мир вашему дому!
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Ульянова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 30 марта
День ангела. 30 марта
Церковный календарь 30 марта. Родительская суббота. Преподобный Парфений Киевский
Евангелие 30 марта. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист
Читаем Апостол. 30 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!