Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Удивительные названия наши далекие предки давали местам, где селились. Например, древнее село в Свердловской области зовется Елкино. До прихода русичей жили здесь и зыряне, и вогулы, и пермяки, и татары. Все они считали это место на пересечении рек Ис и Тура особенным.
Протоиерей Александр:
– Перевод слова «ис» означает «душа», а «тура» – «тело». Соединение души и тела – получается деревня Елкино.
Русский уклад вписался в жизнь коренного населения безболезненно и органично. Спустя время здесь вырос каменный храм, посвященный святителю Николаю Чудотворцу. У настоятеля прихода отца Александра Кузнецова и его жены матушки Марины с этим храмом была связана часть жизни еще до назначения сюда.
Матушка Марина:
– Моя бабушка после войны поехала осваивать целину. Там родилась моя мама. А мой отец приехал с Украины служить в армии. В Советском Союзе служили в разных местах, он служил в Оренбурге. После армии он остался здесь, они с мамой поженились, и родилась я в Оренбурге.
В середине 70-х годов прошлого века обстоятельства сложились так, что семье пришлось переехать в город Лесной, что под Свердловском. Места в детском саду не было, маленькая Марина оставалась с бабушкой.
Матушка Марина:
– Бабушка была очень строгой женщиной, сидеть и бездельничать на лавочке она не могла: раз она что-то делает, то и я с ней что-то делала.
Она признается, что с детства была капризная, своенравная, так что родители нагружали ее делами еще и в воспитательных целях.
Матушка Маргарита:
– Энергии много, куда ее применить? В работу.
После школы Марина окончила профессиональное училище и устроилась на работу в градообразующее предприятие «Комбинат “Электрохимприбор”». Там же в конструкторском бюро трудился выпускник Московского инженерно-физического института, молодой инженер Эдуард Кузнецов. Накануне ответственной командировки он зашел сдать вещи в химчистку, а там Марина – в тот день пришла помочь родственнице.
Матушка Марина:
– Он зашел сдать вещи. Естественно, я вещи не приняла, сказала, что мы уже не работаем. Я люблю спорить, вредничать. Наверно, за двадцать лет я изменилась, но тогда сказала: «Закрыто».
Протоиерей Александр:
– Зацепила мое сердце так, что стал к ней неравнодушен. С этим человеком можно идти по жизни, и он будет тебе помощником и опорой. Есть опора, на которую опираются, а есть опора, которая тебя подвигает.
Матушка Марина:
– С его пятого звонка согласилась встретиться...
Высокий рост оказался не единственным плюсом в глазах Марины: умный, начитанный, со своим взглядом на мир, своим отношением к православной вере, в которую он постепенно посвящал и любимую.
Матушка Марина:
– Помню, как он в первый раз ездил в Верхотурье паломником и сказал: «Представляешь, там был епископ Родзянко». Фамилия Родзянко у меня связана только с революцией. А потом он говорит: «А еще он меня благословил, а потом я приложился к мощам Симеона Верхотурского». Я начинаю выяснять, что такое мощи.
В закрытом городе Лесном православного прихода в те годы не было. С церковной жизнью Марине сталкиваться не приходилось по определению. Она и крещеной не была, когда выходила замуж за Эдуарда, в крещении Александра.
Их первая дочка уже училась ходить, когда Марина по просьбе мужа приняла крещение в Свято-Николаевском храме здесь, в Елкино. Это было в начале 90-х годов прошлого века.
Матушка Марина:
– Открылся приход в селе Елкино. Муж стал по выходным все больше в храм ходить. Говорил: «Я съезжу в Елкино». Потом ему показали дорогу в Верхотурье. Я его спрашивала: «Что на работе, как дела?» Он иконочки какие-то из журналов вырезал (ничего не было, не продавалось). Я начала понимать потихоньку, что, видимо, инженером он уже не будет.
Протоиерей Александр:
– Все ждали, когда откроют границы и оттуда к нам пойдет великое искусство, великая культура, а оттуда хлынула полная грязь со всеми нечистотами. У людей не было духовной защиты. На своей шкуре, на ребенке, матушке, на родителях я видел, что людям нужна помощь, защита.
Александр и своей жене показал путь в Верхотурье, познакомил с Тихоном (Затекиным) – в то время игуменом Свято-Николаевского мужского монастыря, монахом Вениамином, который стал духовником семьи. Примерно в то же время супруги повенчались.
Матушка Марина:
– Спросите меня что-то про венчание – я вам ничего не скажу, потому что я думала, как бы мне фату красивую сделать. Было довольно холодно, и помню только, что меня трясло от холода…
Стремление Александра к священству было очевидно, и настал день, когда игумен Тихон предложил ему рукополагаться с назначением в клир Верхотурского Свято-Покровского женского монастыря. Игуменья монастыря матушка Василиса даже показала Марине их будущий дом.
Матушка Марина:
– Когда она привела меня в дом в Верхотурье (окна выходят на кладбище), мне стало совсем плохо. Мы вернулись обратно в монастырь, под сильным давлением отца Тихона, отца Вениамина, я сказала: «Да, я стану матушкой». Но когда мы сели в электричку, я батюшке сказала: «Я туда вообще не поеду, никакой матушкой я не стану, я ничего не хочу».
Она все-таки вернулась в Верхотурье. И вернулась матушкой спустя время, когда отец Александр поднимал первый православный приход в городе Лесной, куда его назначили настоятелем. Просила прощения за свою дерзость у игуменьи Василисы, встречалась с духовником, ему признавалась, что даже после рукоположения мужа остается маловоцерковленной.
Матушка Марина:
– Ребенок, когда рождается и начинает что-то понимать, всю информацию в себя впитывает. Я так же начала впитывать в себя информацию. Что-то бабушка сказала, батюшка сказал, отец Вениамин сказал, кто-то другой, начали читать книжки…
Приход в Лесном только образовывался. Не было ни облачения, ни утвари, ни богослужебных книг. На все необходимое первое время жертвовали верхотурцы.
Матушка Марина:
– Пока батюшки две недели не было, я перешивала монашеское облачение под него, репетировала, пела, училась читать на церковнославянском языке. И потом дружно клирос сказал: «Все, матушка сможет».
Перфекционистка от природы, матушка Марина к богослужениям готовилась всю неделю. Как на работу ходила к регенту хора заниматься пением, причем по нескольку часов кряду.
Матушка Марина:
– Я приходила домой, батюшка мне говорил: «Ты увлекаешься, не забывай, что еще есть семья, ребенок». Я обижалась: как это так! Я разве для себя это делаю – репетирую?! Вот из-за таких мелочей были ссоры. Я могла жаловаться по любому поводу. Если бы не отец Вениамин… Он слушал меня, как я жаловалась, как все плохо, как меня никто не любит, как на меня все свалилось. Он все это молча переносил, переживал. А я капризная такая, вредная, жалуюсь. Потом батюшка на меня жаловался. Он опять все это переносил, пытался нас помирить.
Протоиерей Александр:
– Когда любишь человека, чем-то должен жертвовать ради него. Конечно же, я предоставляю матушке выбор в ее действиях. Если она делает то, что надо, – слава Богу, мы идем вместе по пути. Если она делает то, что не надо, – Господь нас смиряет через это обоих, мы тогда понимаем, что так не надо...
Матушка Марина:
– Очень часто люди начинали меня спрашивать: «А правда вы верите в Бога? А вы поститесь?» Я же не могу соврать. Начали всякие чудеса с нами случаться. Например, катались на лодке, и лодка наезжает на штырь, чувствую, что штырь по дну скребет. А с нами ребенок (четыре годика), Саша. Девочка кричит: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» И лодка съезжает с этого кола. Денег не было, мы жили на детские дотации. Я, например, могла сидеть на вокзале, ждать электричку, подходит какая-то бабулька и говорит: «Ты матушка?» Я отвечаю: «Да». – «Вот возьми денежку». Такие мелочи с нами случаются, и ты понимаешь, что это только Бог мог такое сделать.
Когда дочка подросла, матушка Марина стала думать о сыне. В мечтах видела его в храме, в алтаре, и пыталась договориться с Богом.
Матушка Марина:
– Я Богу говорю: «Господи, я ведь для Тебя его рожу, не для себя».
Сын Александр вырос, поступил в Екатеринбургскую духовную семинарию, служит с владыкой Евгением, епископом Нижнетагильским и Невьянским.
Матушка Марина:
– Сын у нас одно время был иподьяконом, поэтому и дьяконы владыки Евгения, и иподьяконы – это мои мальчики. Их много, когда они все к нам приезжают, я их очень люблю.
А младшая дочь – Божий подарок. Так говорит матушка Марина. Дело в том, что после рождения сына она сильно заболела, и о третьем ребенке речи уже не шло. В то время матушке почему-то пришла мысль вышить ростовую икону святого Пантелеимона – в его честь был освящен храм в Лесном. Получила благословение духовенства и вышила как раз к престольному празднику.
Матушка Марина:
– Через девять месяцев у нас чудом рождается дочка. Я до сих пор считаю, что это ангелы ее принесли, настолько это было чудо, благодать Божия. Сейчас мне сын говорит: «Вот, мама, вас перевели в другой храм, почему ты оставила икону Пантелеимона?» Я говорю: «Она для храма была вышита, а мне взамен – дочку такую славную дали».
Все трое детей отца Александра и матушки Марины выросли при храме: девочки на клиросе, сын в алтаре. Старшая сейчас живет и работает в Москве, младшая учится там же – в университете имени Менделеева. Матушка Марина надеется, что почти за тридцать лет семейной жизни любимый муж смирился с ее неугомонной природой. Ведь про таких, как она, говорят: «Бежит впереди локомотива».
Матушка Марина:
– Я могла поспорить с мэром. Когда нам выделили здание, например, и в нем не было туалета, я ему говорю: «Мы, конечно, православные, но у нас тоже есть какие-то нужды». Я могла с этим пойти к мэру и сказать: «Вы не правы, Александр Иванович». Он тоже так ко мне относится: «Вы, собственно, кто такая?» – «Я, собственно, матушка».
Следующее обращение как истинный борец за справедливость матушка Марина отправила руководству Свердловской области.
Матушка Марина:
– Что это такое, мимо нас идет газопровод, а деревня не газифицирована!
На всякий случай: полученный ответ матушку пока не устроил. Кстати, она и с батюшкой может поспорить. Чаще всего затем, чтобы понять: не права.
Матушка Марина:
– Мы идем по рынку, он мне говорит: «Купи калоши маме». Я говорю: «Отстань, у мамы есть калоши». Опять до калош дошли: «Купи калоши маме». – «Отстань, я знаю, что у мамы есть калоши». Мы приезжаем домой, перешагиваем порог, и мама говорит: «У меня калоши сегодня порвались». Говорил тебе человек с благодатью – сделай так, как нужно.
В ее саду бьет фонтан, плавают лебеди – да, искусственные, но красивые, а красота – это сила, которая поглощает раздражение, негатив и дарит радость. И в самой матушке Марине жизнь фонтанирует, потому что полною чашей она черпает энергию из красоты Божьего мира, который ее окружает.
Протоиерей Александр:
– Должно быть движение, ибо застой и есть застой – ни к чему хорошему не приводит.
Матушка часто вспоминает случай в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, где батюшке, как священнику, разрешили пройти в кувуклию без очереди.
Матушка Марина:
– Естественно, батюшка в полусознательном состоянии хватает меня, тащит в кувуклию и говорит: «Только с матушкой». А матушка не умеет голову склонить, дверь низкая, и я головой – бум… И думаю: вот так и в Царствие Небесное – меня за ручку, а я головой об дверь.
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!