Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Удивительно ощущение теплого дыхания земли после освобождения от снежного покрова, когда она открывается и радуется животворящей весне, когда все в природе славит Создателя за начало нового круга жизни…
Эту небольшую, похожую на старинный русский терем церковь здесь, в городе Верхний Тагил Свердловской области, называют храмом на горе. Храм во имя Архистратига Божьего Михаила прочно стоит на земле уже тринадцать лет, вписался в окружающую природу и тоже стал ее частью. Сюда притекают верующие, которые продолжают молиться по древнему византийскому обряду.
Иерей Сергий Комаров:
– Что бы ни было – Церковь одна, формы немного разные, поэтому существует форма так называемого единоверия, которая сейчас сложилась. В 1971 году Церковь на Соборе приняла, что старый и новый обряды равно спасительны. Поскольку нам это ближе, мы в этом родились, в этом и остались.
Отец Сергий и матушка Анна Комаровы – оба из старообрядческих семей, в которых христианская вера из поколения в поколение передавалась как образ жизни и мысли.
Иерей Сергий:
– Я благодарю Бога, что родился в такой семье, где есть преемство поколений. Несмотря на времена гонений, когда было советское детство, вера всегда сохранялась, всегда молились.
Матушка Анна:
– Я родом из Шалинского района (станция Унь) – там родилась, выросла. У нас было много родственников в деревне, несколько семей. У моей мамы было три сестры – мы все общались, жили очень дружно, друг другу помогали.
Анна – единственная дочь из пятерых детей в своей родной семье. В их хлебосольном доме частенько устраивали зимние вечерки: женщины пряли, вязали, вышивали, пели духовные стихи. Маленькая Аня вместе со взрослыми и молилась, и пела, и училась всем женским премудростям.
Матушка Анна:
– Я замуж вышла – все умела делать: и корову доить, и прясть, и вязать, и стряпать, и варить, и мыть.
После школы Анна в Екатеринбурге получила профессию машиниста мостовых кранов, начала работать на заводе, а летом, в отпускное время, ездила с родными и друзьями на Веселые горы – так издавна называется часть горного хребта Среднего Урала, где еще со времен промышленников Демидовых селились приезжие старообрядцы и где долгое время действовал монастырь. Многие поколения старообрядцев совершают паломничество в Веселые горы.
Иерей Сергий:
– Там место духовного притяжения: раз побывал – хочется всегда. Есть такие места. Люди их подбирали или Господь такую благодать на эти места дал?..
Матушка Анна:
– Это было летом. Там всегда собираются на праздник Петра и Павла. Службы, стихи духовные молодежь поет, общаются, знакомятся. Мы там с батюшкой познакомились.
Иерей Сергий:
– Это бывает по Промыслу Божию. Надо уметь слышать голос Божий. Если будешь его уметь слышать и идти, куда Господь тебя направляет, все само собой получается, как будто в книге написано – читаешь...
Они встретились уже взрослыми людьми, с прочным стержнем христианской веры, которая прошла проверку запретами, запугиванием, давлением со стороны партийного социума.
Иерей Сергий:
– Когда я пошел в армию, замполит вызывал, беседовал со мной: «Почему так? Показатели портишь…» У нас замполиты были очень патриотичными людьми, после двухчасовой беседы с ним больше вопросов не возникало.
А у самого Сергея не возникло вопросов, когда его сердце выбрало Анну. После паломничества вернулся домой в Верхний Тагил, а спустя короткое время поехал вместе с отцом к ее родителям свататься.
Иерей Сергий:
– Примерно знаем, кто, как, откуда, какой род (есть старожилы), как они молились...
Матушка Анна:
– Он мне самой понравился. Мне надо было, чтобы обязательно был верующим. Он ухаживал за мной, высокий был, красивый, гирями занимался, спортивный, работящий, деревенский. Папа мне сказал: «За этого отдам». Были другие женихи, он говорил: «Нет, за этого не ходи».
В семьях, живших согласно домострою, слово старших было определяющим, дети слушались, смирялись, а Господь давал их семьям крепость и благодать. В ноябре был сговор, а в январе – обряд «брачения», когда родители благословляют детей с иконами, при всей общине объявляют молодую пару мужем и женой.
Матушка Анна:
– Когда венчают, на голове девушки плат, кокошник – в честь ангелов, это считается как покров мужа; замужней женщине нельзя снимать.
Молодая семья поселилась в деревне Большие Галашки, недалеко от Верхнего Тагила – там Сергей Комаров держал фермерское хозяйство.
Иерей Сергий:
– Я родился в своем доме, у нас всегда было свое хозяйство, крестьянский образ жизни: корова, поросята... В 90-е годы сказали, что дают землю, можно этим заниматься.
Сергей взял кредит, купил трактор, автомобиль, пахал, сеял и убирал урожай. Молодая жена оказалась ему под стать.
Матушка Анна:
– Самое большое у меня было три коровы, телята, бычки, гуси, куры. Они кричат, не дают долго спать. Утром встанешь, подоишь, надо прибрать молоко... Сыр варила тазиками: всё разбирали дачники.
А еще огород, картофельное поле в гектар, овощи и корнеплоды выращивали на продажу, кормили себя и людей.
Матушка Анна:
– Мы, молодые, как-то не чувствовали усталости, справлялись. Если что-то тяжелое делали (на сенокосе), звали помощников – мои братья приезжали.
Работали, как говорится, от зари до зари – много, честно, но все равно сталкивались со злыми языками.
Матушка Анна:
– Завидовали, говорили, что кулаки, раскулачить надо. А то, как мы трудились, никто не видел…
Иерей Сергий:
– Прокуратуру завалили заявлениями: надо посадить, расстрелять, враг, мироед. Но тем не менее Господь нас с хорошими людьми сводил. Тогда исполкомы были – там меня понимали, и в прокуратуре говорили: «Все нормально, мы понимаем – это пережитки прошлого».
Зависть и наветы успешных фермеров словно и не касались. Они продолжали трудиться и по-христиански помогать людям.
Иерей Сергий:
– Кому-то вспахать, выкосить, что-то сделать – всем помогали. Когда остаются излишки продуктов, отдавали тому, кто в них нуждается. Не тому, кто не хочет работать, а кто именно нуждается.
Матушка Анна:
– Потом все нормально стало. Это вначале, видимо, у людей зависть была. А потом увидели, что люди трудятся, – все наладилось.
Фермерство Комаровых продолжалось несколько лет, пока в Россию не хлынула импортная продукция, практически вытеснив с сельхозрынка товары собственного производства. Комаровы продали дом, трактор и переехали в Верхний Тагил – родители мужа стали нуждаться в уходе. На малой родине Сергей занимался строительством, клал печи. Все было вроде хорошо, но время шло, и он понимал, что душа не этого просит.
Матушка Анна:
– Мы были старообрядцы-беспоповцы часовенного согласия. У нас не было священника – были настоятели (выбирают старшего), служба шла мирским чином.
Параллель старообрядчества с Православной Церковью вызывала много вопросов. Определяющим для Комаровых стал опыт и слово отца Леонтия Колногорова – он в прошлом тоже старообрядец, сейчас – духовник Нижнетагильской епархии и настоятель крупного прихода.
Матушка Анна:
– Они съездили в Иерусалим и там поняли, что без священства нет спасения. В книгах читали (начали больше читать), что везде священник нужен. Тогда мы поняли, что надо присоединяться к Церкви.
Иерей Сергий:
– Поскольку мы читаем книги, у нас есть и современные издания, и древние – везде написано: без Тела и Крови Господа не спастись. Много Церквей, форма может быть разная, разный язык, культура, а догма, основа веры – одна.
Матушка Анна:
– В старом обряде нет никакой ереси, там все правильно исполняется, только нет миропомазания, которое совершает только священник. Там мирские крестят. Через таинство Миропомазания присоединяешься к Церкви.
Впервые исповедовались, причастились, повенчались и почувствовали – теперь они дома. Для Сергея Комарова стало совершенно понятно, чего просит его душа, и он начал строить храм.
Иерей Сергий:
– Когда строили, стали искать, кому быть у нас священником, обращались ко многим батюшкам со старообрядческими корнями, и все говорили: не знаем. К владыке Викентию приходил, а он говорит: «А что искать – ты строил, ты и будешь».
(Фрагмент рукоположения)
К такой перемене матушка Анна и не была готова, и была. С одной стороны, страшно – такая ответственность перед Богом за себя и за людей. С другой стороны, понимала, что слово владыки и есть Божье благословение, положилась на волю Господа. А что это значит, матушка Анна уже хорошо знала, ведь свою единственную дочь Ксению супруги ждали долгих одиннадцать лет. Но отчаяния не было – ведь все в жизни промыслительно.
Матушка Анна:
– Господь испытывал нас, наши чувства, много ведь семей расходится, если детей нет. Может, для этого надо было, чтобы всё перенесли.
Ксюша носит имя своей святой покровительницы Ксении Петербургской, в день памяти которой и появилась на свет. Сейчас девушке шестнадцать лет. Отличница в школе, помощница дома и в храме. Сварить, навести чистоту, испечь вкуснейший торт, прополоть, полить в огороде, а на казачьем празднике спеть так, что дух захватит, – все у нее получается.
В доме отца Сергия и матушки Анны прихожане как родные. Хозяева с миром встречают всех, кто приходит с молитвой.
– Доброго здоровья вашему дому.
– С миром принимаем. Милости просим к нам, заходите.
К слову, папа матушки Анны, инок Федор, готовится к пострижению в монашество. Живет в келье рядом с храмом и молится за всех денно и нощно.
На службу в храм только в красивых одеждах – этой давней традиции не изменяют.
Жить, трудиться и молиться так, чтобы люди понимали, как хорошо с Богом, и приходили в Церковь – для матушки Анны это самое важное в ее служении рядом с мужем.
Иерей Сергий:
– Она такой человек, который умеет смиряться, воспитывалась в домострое: раз муж сказал – ее дело помогать.
Матушка Анна:
– Человек всегда чем-то недоволен. Надо за все благодарить Бога. Значит, мы заслужили то, что есть. Еще, слава Богу, за наши-то грехи Господь нас милует.
Иерей Сергий:
– Всякому мужу Господин – Бог, жене господин – муж, а дети подвластны родителям своим. У людей спрашиваешь: «Для чего ты живешь?» – «Ради детей». Это неправильный ответ. Ты должен жить ради Бога. И детям говорить: живи не ради меня, а ради Бога. Все понимают, что центр, верхушка – у Бога. А если у Бога – мы все будем под Его покровительством.
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!