Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Чуть слышно потрескивают дрова в камине, наполняя дом теплом и уютом. «Дом живой, если в нем горит огонь», – считают хозяева. Правда, поддерживает его мужчина, глава семьи, и постоянно нас поправляет: «Это не камин, а настоящая русская печь». Ну а печь, что понятно, – часть территории женщины.
Елена Шестакова: – В основном, конечно, в горшках удобно готовить. То есть как в русской печи. Ставишь, когда, предположим, в пасхальную или рождественскую ночь уезжаешь. Приезжаешь со службы, протопил, поставил туда горшочек; отдохнули все, встаем – и все горячее.
Е.С.: – Отец Димитрий и матушка Елена Шестаковы начинали строить этот дом как дачу, а когда построили и провели здесь первое лето, не захотели возвращаться в квартиру. Перебрались из Екатеринбурга сюда, в Первоуральск.
Отец Димитрий тактично покидает нас, а мы с матушкой Еленой устраиваемся в этой каминной (ой, простите – печной) комнате, которую любят все Шестаковы: папа, мама, шестеро детей. Вернее – уже семеро: старший сын женился. Все любят собраться здесь, попеть под гитару, обсудить семейные дела. Может, помечтать, может, погрустить, хотя ни с грустью, ни с унынием в этой семье не дружат.
Елена Шестакова: – Если человек с Богом, это самое главное. Есть такой рецепт: если тебе плохо, посмотри на того, кому хуже, чем тебе; помоги этому человеку – и тогда любое уныние отходит. И ты понимаешь, что ты в этой жизни ничем не обделен.
Е.С.: – Наверное, Господь Сам определяет место нашего рождения, чтобы мы, оттолкнувшись от Него, как от причала, уходили в открытый океан жизни. Матушка Елена родилась в благословенном месте, в селе Утятское Притобольного района Курганской области. Именно там была обретена приплывшая по реке Утяк чудотворная икона святителя Николая Угодника. Об этом событии нечасто упоминали в советские годы, но молитва святого наверняка невидимо проникала в души и не давала забыть о пространстве Божественного света, откуда ты пришел в этот мир.
Елена росла в обычной семье, каких в те годы было огромное множество, где как бы верили: к Пасхе красили яйца и белили стены, но в церковь не ходили. Молилось старшее поколение.
Елена Шестакова: – Я видела, что моя бабушка молилась. Хоть молитвы у нее были от руки записаны, но по ним она молилась. Все-таки первый раз о Боге мне сказала мама. Я вот помню, как она говорила: «Если тебе страшно, читай вот такую молитовку: Господи (не помню, говорила она тогда «Иисусе Христе» или просто «Господи»), помоги мне». То есть вот такую живую молитву в нецерковной семье все равно я услышала от мамы.
Е.С.: – В Зауралье мама окончила сельхозтехникум, вышла замуж, но брак был недолгим. Она вернулась в родную Свердловскую область с трехлетней Леной на руках.
Елена Шестакова: – Я только помню, что когда я была в детском саду и за всеми приходили мамы и папы, мне хотелось, чтобы пришел папа. Но вот папу как такового я не помнила. И когда появился отчим, я сама его попросила: давай я тебя буду называть «папа». Он всегда считал, что это все-таки мама меня научила.
Е.С.: – Мама и ее второй муж проявили мудрость и любовь: ни детских обид, ни ревности к младшим сестрам, ни чувства ненужности у Елены не осталось. Более того, со временем она познакомилась и стала общаться с семьей родного отца. Спасибо бабушке, его маме, молитвеннице за семью.
Выросшая рядом с шахтами, Елена после школы поступила в Уральский горный институт, специальность – технолог разведки полезных ископаемых. Скоро поняла, что это, как она говорит, не ее.
Елена Шестакова: – Это профессия, связанная с техникой. Техника и женщина? Ну, вот если легковой автомобиль, это еще как-то можно представить, а тут бурение скважин. Потом я уже училась на курсах ландшафтного дизайна и поняла: вот где надо было учиться.
Е.С.: – Но мысли о том, чтобы уйти из мужского вуза, у нашей героини даже не возникало – не тот характер. Может, сказалась закалка обучения в спортивном классе, который воспитал целеустремленность и волю, может, интуитивное желание пройти до конца все, что посылает Господь. Хотя тогда она это вряд ли понимала.
Елена Шестакова: – Как-то вот привыкла доделывать все до конца. И детям так же сейчас говорю. Младший Коля говорит: «Хочу заниматься борьбой». Я говорю: «Давай все-таки взвесим все плюсы и минусы, потому что если мы начнем, то уже это не оставим».
Е.С.: – Так что дети Шестаковых начинали и заканчивали и музыкальную школу, и художественную, и спортивную.
Елена Шестакова: – Надо стараться убедить, показать примеры. Давление может вызвать обратную реакцию. Когда человека заставляешь что-то делать, он начинает, наоборот, противиться. Есть такая практика. Точно так же и с церковью. Мы стараемся пройти каким-то средним, царским путем, как святые говорят, чтобы не оттолкнуть, не перегнуть палку, но в то же время чтобы дети научились живой молитве.
Е.С.: – Умение творить живую молитву, пожалуй, одно из самых ценных приобретений человека. Это обретение начинается в миг, когда впервые сердца и души касается Божья благодать. Таким моментом для матушки Елены стала исповедь перед венчанием, первая в ее жизни.
Елена Шестакова: – Вот это ощущение присутствия Божия, такая исповедь, которая была тогда, – это как будто потоки, и даже не внешних, а прямо каких-то внутренних слез покаяния. Пожалуй, вот в это время Господь и коснулся.
Е.С.: – С будущим мужем они познакомились в научно-производственном кооперативе, который занимался съемкой местности и бурением скважин под строительство. Кооператив стал первым местом работы выпускницы Горного института. Дмитрий уже вовсю там трудился.
Протоиерей Дмитрий Шестаков: – Я думал, что вообще, может быть, даже не женюсь. Не любил никого тогда, не было чувств любви к кому-то, у меня и подруг не было. А тут как-то сердце подсказало: это твое. И на самом деле чувствуешь, что уже без этого жить не можешь.
Елена Шестакова: – Не скажу, что это была прямо любовь с первого взгляда. Нет, как-то в процессе общения пришло...
Е.С.: – Они встречались три года и так же, постепенно, вместе приходили к живой вере. Бабушка Дмитрия – их семейная богомолка – всегда радостно их принимала, рассказывала доступным языком о вечных истинах, молилась о них. Именно по ее молитвам – уверены отец Димитрий и матушка Елена – они и обратились к Богу. Дмитрий, в то время успешный предприниматель, искал встреч и общения с духовенством. Познакомился с протоиереем Александром Аржанниковым, другими священниками, паломничал вместе с ними, помогал им открывать приходы: в частности, Иверской иконы Божией Матери, Никольский в Первоуральске, Владимирский в поселке Хрустальный. Общение со священством и помощь Церкви обогащали его самого, меняли сознание и, как следствие, – направление жизненного пути. Любимая жена Елена всегда была рядом.
Елена Шестакова: – Вспоминаю те времена: у меня как будто все было где-то в подсознании. Я не могла еще, если бы меня спросили, рассказать о Боге четко. Вот если сейчас люди говорят, что не готовы венчаться, то я не рассуждала на эту тему; как будто просто какими-то чувствами жила, просто какой-то тягой к Богу.
Е.С.: – Божье присутствие Елена начала ощущать все чаще, когда, к примеру, она, будучи мамой сына, молилась любимому образу – Богородице Казанской (Чимеевской) о рождении дочери. Эта икона всегда была при ней, а вот в роддом взять ее не успела.
Протоиерей Дмитрий Шестаков: – Представляете, поднимается в родовую палату, лежит на подоконнике православная газета – и на первой странице Матерь Божия «Чимеевская». Я помню, туда приехал, врач встречает меня внизу и говорит: «Слушай, я человек неверующий, но ты сходи в храм, поставь свечку». Я говорю: «А что случилось?» – «Очень тяжело там было, но получилось все хорошо».
Е.С.: – Все чаще помощь Божия была ощутимой, становилось понятно, что небо слышит молитву и откликается на нее. Когда через десять лет семейной жизни встал вопрос о рукоположении мужа в священство, оба приняли этот шаг с благодарностью.
Елена Шестакова: – Прямо всеми фибрами души мы оба приняли это. То есть мы были готовы отдать все, лишь бы только служить Богу и быть рядом с Ним. Поэтому сложного не было ничего абсолютно. То есть было очень легко и хорошо, просто органично...
Е.С.: – Протоиерей Димитрий Шестаков, настоятель храма во имя святого праведного Алексия, человека Божия, в Новоалексеевском также окормляет осужденных в Первоуральском районе. Его непростое служение в том, чтобы не просто поддержать словом в трудную минуту, а помочь людям, преступившим юридический закон, в свете другого – духовного – закона осознать свои ошибки, раскаяться и начать новую жизнь с Богом.
Протоиерей Димитрий Шестаков: – Когда страшно, как раз ничего и не получится. Наверное, вот эта полнота времен наступила, что человек готов отдать все, чтобы уже пойти за Христом. Ему уже ничего не страшно.
Е.С.: – Не страшно, когда в жизни происходит что-то неожиданное, тревожное, то, что выбивается из плана. Возникают проблемы: внешние, внутренние. А у большой семьи и проблем больше. Но как раз благодаря таким ситуациям молитва и наполняется живой силой.
Протоиерей Димитрий Шестаков: – Ощущалась ее молитва. И в храме выйдешь народ кадить, глазами ищешь ее, найдешь – и уже какое-то утешение.
Елена Шестакова: – Исповедуешься у батюшки, говоришь: «А как вот здесь? Где-то там не получается…» Он говорит: нужно помолиться. Думаешь: помолился, а отклика как такового вроде бы и нет. А потом как-то Господь уже дает чувствовать, что молитва живая. Не значит, что ты попросил – и тебе дано (мы же понимаем, что не всякая просьба нам полезна), но ты всегда получишь какое-то утешение в сердце, в быту, если что-то где-то не ладится...
Е.С.: – А получив, понимаешь: Господь всегда рядом и ведет по жизни за руку.
Елена Шестакова: – Вот это чувство нашей совести – это же и есть заповеди Божии. То есть если человек даже не знает духовных законов, все равно в душе каждый поступок, каждую мысль он оценивает по своей совести. А это есть заповеди Божии.
Е.С.: – По заповедям Божиим, а значит, по совести, матушка и сама старается жить, и детей этому учит. Два сына и четыре дочери – воплощение ее нереализованных талантов. Старший сын Георгий – художник по природе, учится в Екатеринбургской архитектурной академии, там и жену нашел, родную по духу. Дочь Мария – будущий врач, Нонна выбрала педагогический колледж, хотя в душе скульптор. Скульптура «Цесаревич Алексей» – ее творчество. Татьяна, Елизавета и младший Николай учатся в общеобразовательной и музыкальной школах. По воскресеньям всей семьей Шестаковы поют на клиросе в храме, мальчики помогают отцу Димитрию в алтаре.
Елена Шестакова: – Даже как-то одна прихожанка приехала, давно меня не видела, говорит: «Матушка, что-то тебе не хватает». Потом поняла: «Ребенка на руках тебе не хватает». То есть я уже понимаю, что вот он вырастает…
Е.С.: – Конечно, как у любого из нас, у нашей мудрой матушки есть и переживания, и волнения. Не всегда, признается, она ровная, спокойная и мягкая.
Елена Шестакова: – Оно и не нужно – быть человеку всегда ровным, спокойным и мягким. Эмоции-то все равно человек должен проявлять, другое дело, что надо сдерживать себя в чересчур выраженном проявлении эмоций. А эмоции все равно нужны. И если человек их не проявляет, это уже не тот человек.
Е.С.: – Впрочем, эмоции в этой семье больше все-таки проявляет отец Димитрий. Приветливый, разговорчивый, гостеприимный, он словно заполняет собой пространство и дома, и в храме.
Протоиерей Димитрий Шестаков: – Моя проповедь – это моя жизнь во Христе. Иначе не получается. Если ты живешь и говоришь одно, а делаешь совсем другое, – это все видят, и это явно. Впрочем, это перед Богом неправильно, это уже неверно.
Е.С.: – Матушка Елена за мужем, больше молчит, оберегает живущую в ней благодать, которой коснулся Господь во время венчания. В глубине души она постоянно ведет диалог с Богом, а словами и эмоциями творит живую молитву: молитву-благодарность, молитву – признание в любви, ту, которая обязательно находит отклик.
Протоиерей Димитрий Шестаков: – Не за что, а, наверное, потому, что она есть – да и все, вот и люблю. Любовь – это чувство благодарности, чувство помощи, чувство поддержки.
Елена Шестакова: – Я благодарна ему за то, что мы с Богом. Встреча с Богом, я думаю, как раз и произошла потому, что мы были вместе.
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Благие вести. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!