Воскресные беседы. Великий пост

8 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь епископа Каскеленского Геннадия.

– Закончилась первая неделя Великого поста, самая сложная. Ее отличают длительные богослужения и жесткое воздержание в пище. В субботу или воскресенье на первой неделе обязательны исповедь и причащение Святых Тела и Крови Христовых. Но если кто-то чувствует, что постился не в полной мере и не смог на минувшей неделе исповедоваться и причаститься, нарушал запрет на вкушение скоромной пищи, пусть не печалится, потому что все можно исправить. Великим постом будет еще одна неделя, последняя перед Пасхой, – Страстная седмица, когда Церковь заповедует поститься так же строго, усердно, как и в первую неделю. На Страстной мы можем восполнить то, что не смогли сделать на первой.

О Великом посте знает каждый, но не все представляют его подлинный смысл. Главная ошибка в восприятии поста – когда его сводят к упражнениям в диете. Воздерживаться от мясной, молочной и рыбной пищи еще не означает свято соблюдать пост. На эту тему есть прекрасный юмористический рассказ замечательного архангельского писателя, человека интереснейшей судьбы Степана Писахова: «Как купчиха постничала». За день эта благочестивая купчиха одних только кашек и киселей съедала до десятка различных сортов. Конечно, воздержание от скоромной пищи – важная составляющая часть поста, и в некоторой степени пост помогает восстановить физическое здоровье – это правда. Современный человек, особенно житель города, с одной стороны, привыкает есть много, а с другой – энергии тратит мало, многие страдают ожирением. Врачи утверждают, что множество болезней развивается от переедания белковых продуктов. Установлено: те, кто постоянно питается мясом, значительно больше других рискуют заболеть раком кишечника. А что говорить о качестве пищи? Замечательный современный врач –академик Александр Федорович Черноусов – как-то высказался: «Хуже гамбургеров только расстрел».

Конечно, тяжело поститься тем, кто привык есть много. Исполнение заповеди о телесном посте для таких людей зачастую самый настоящий великий подвиг, и не все проводят Великий пост одинаково, каждый – в меру своего духовного развития и физического здоровья. Но пренебрегать постом вовсе – большой грех. Вспомним первые главы Священного Писания: в чем состояло грехопадение первых людей? Бог в раю дал Адаму не что иное, как заповедь поста: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2,16–17). Попутно заметим, что о яблоне, яблоках в Библии не сказано ни слова. Адам этот первый пост нарушил. Если современный человек называет себя верующим и пренебрегает заповедью поста, то своим непослушанием он уподобляется Адаму, а последствия непослушания Богу очевидны – это лишение возможности богообщения, лишение благодати, изгнание из рая, потеря душевного мира и любви. Впрочем, и грех непослушания лечится искренним покаянием человека.

Важно понимать, что Великий пост должен стать для каждого христианина совершенно особым временем: как телесного воздержания, так и молитвенного подвига. Конечно, у каждого из нас свои профессиональные, семейные обязанности, далеко не каждый, в силу понятных причин, занятости, особенностей своей деятельности, может регулярно посещать богослужения. Частые командировки иногда делают невозможным и точное соблюдение телесного поста в пище, но сама заповедь о посте свята и нерушима. Великий пост – это десятая часть года, которую мы отдаем Богу, это время, которое должно радикально отличаться от всего остального времени года. Если сомневаетесь, как вам поститься, спросите священника, который хорошо вас знает, спросите свою совесть, и она ответит вам, какие именно следует наложить на себя ограничения, какие конкретно дела веры и благочестия следует совершить в период поста.

По церковным канонам пост – это воздержание от мясной, молочной пищи, от удовольствий, увеселений, развлечений. Это подвиг самоотвержения, который мы совершаем ради Бога и ради самих себя. Всякий, кто сдерживает, стесняет свою плоть, обретает благодать духа, открывает в себе духовное начало, радость молитвы, освобождающую силу покаяния и совершенно особые переживания от общения со Христом в таинстве Причащения Его Пречистых Тела и Крови.

Иван Бунин в автобиографическом произведении вспоминал, что во дни Великого поста само жилище, дом преображался и начинал светиться предельной чистотой, как внутренней, так и внешней, благостной и счастливой, тихо ждущей в своем благообразии великого Христова праздника – Пасхи. А другой писатель, Иван Шмелев, очень точно подметил, что с началом Великого поста что-то радостное начинает копошиться в сердце, все вокруг и внутри тебя становится другим, новым, преображенным. Наверное, это главная задача и всей Церкви, и в отдельности каждого священника – помочь человеку обнаружить внутри себя совершенно новую жизнь, радостную и легкую жизнь духа, которая по своей насыщенности, интенсивности превосходит жизнь плоти. Конечно, лучшего, чем в Великий пост, времени для такого духовного пробуждения быть не может. Великий пост – период обновления, расцвета, подлинная весна души. Любопытно, что в английском языке «Великий пост» звучит как The Lent, слово это взято из староанглийского, оно означало «весна». Стремление очистить душу сродни стремлению увидеть окружающую природу преображенной и расцветшей. Его не уничтожить в природе человека, хотя иногда кажется, что человеческая цивилизация делает все, чтобы это стремление подавить. Самое большое препятствие, лежащее на пути Великого поста, – это закоренелая привычка к плотской, расслабленной, духовно бесчувственной и безответственной жизни. «Может быть, заповедь Великого поста и хороша, но, увы, она не для меня, – рассуждают некоторые. – Мне, мол, поздно менять свои привычки». Поэт Сергей Бехтеев выразил это умонастроение так:

Но, Боже, Боже, как для нас

Твои слова невыполнимы,

Как каждый день и каждый час

Мы духом злобы одержимы!

И, прелесть мира возлюбя,

Творя распутство до могилы,

Как далеки мы от Тебя,

Как близки к князю темной силы!

 

Вот эта последняя строчка стихотворения должна пробудить, отрезвить читателя: неужели кто-то по доброй воле желает гибели своей бессмертной души? А ведь так и происходит. Человек, плывущий по течению, не сопротивляющийся греху, уклоняющийся от борьбы за очищение своей души, поистине близок к погибели, он становится добычей, игрушкой тех самых темных, злых сил. И нет другого пути вырваться из этого темного плена дурных привычек и привязанностей, как встать на путь покаяния, молитвы, поста.

Ныне мы переживаем святое, спасительное время – Великий пост только начался, впереди еще более месяца, наиболее значимые богослужения, Страстная седмица… Как и всякий осмысленный путь, поприще Великого поста имеет конечную цель – мы готовим себя к встрече Праздника праздников и Торжества из торжеств, дня Светлого Воскресения Христова. Я от всей души желаю нашим православным телезрителям исполнить заповедь Великого поста и в чистоте и радости достигнуть праздника Пасхи.

Записала Елена Чурина  

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 06:15
  • Воскресенье, 28 апреля: 15:15
  • Воскресенье, 05 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать