Воскресные беседы. Поэт Федор Иванович Тютчев

24 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь епископа Каскеленского Геннадия.

Поздней осенью 1803 года в небольшом живописном имении Овстуг близ города Брянска родился Федор Иванович Тютчев. В 2018 году исполнилось 215 лет со дня рождения и 145 лет со дня смерти этого замечательного, оригинального русского поэта, мыслителя и государственного деятеля. В детстве мы знакомимся с прекрасной лирикой Тютчева. Помните картину ранней осени?

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

 

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде, –

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

 

Или наступление весны:

Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

 

Или вот это:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

 

Или вот еще всем известные строки, ставшие текстом для одного из самых популярных романсов:

Я встретил вас – и все былое

В отжившем сердце ожило…

 

Иван Семенович Козловский открыл этот романс для публики.

Так сразу и не поверишь, что этот удивительный и тонкий лирик, так умеющий чувствовать природу, движение человеческой души, всю свою жизнь провел в должности государственного чиновника-дипломата. В 18 лет Федор получил диплом об окончании Московского университета, поступил в Коллегию иностранных дел и был отправлен в Германию в Мюнхен, где прожил почти четверть века. Сегодня в Мюнхене открыта мемориальная доска и стоит памятник Тютчеву.

По возвращении в Россию он продолжает неутомимо служить в Министерстве иностранных дел до своего последнего дня и умрет в ранге тайного советника, что соответствует военному званию генерал-лейтенанта. Даже редкие фотографии Федора Ивановича говорят о нем прежде всего как о чиновнике: сухой, подтянутый, со строгим и несколько даже суровым взглядом из-под очков. Во внешнем облике поэта отразилась многолетняя дипломатическая привычка говорить осторожно, ответственно, подбирая каждое слово, и навык бесконечной чиновничьей работы с документами.

Между прочим, в поэзии, как и на дипломатической службе, Тютчев тоже всегда будет стремиться к предельной точности в выражениях и страдать от неспособности выразить в слове свои духовные переживания. «Мысль изреченная есть ложь» – это его афоризм. И все-таки даже на фотографиях и тем более на великолепном портрете художника Степана Александровского просвечивает некая глубокая одухотворенность лица поэта, в нем поистине живет и светит вдохновение.

Эту одухотворенность Тютчеву, безусловно, сообщает глубокая религиозность, твердая и непоколебимая православная вера, церковный образ жизни. Святое православие являлось для Тютчева источником его мировоззрения, его философии, формировало взгляд на окружающую природу, преображало ткань человеческих взаимоотношений, ставило ориентиры в оценке истории и современных событий, пророчески предостерегало и одновременно давало светлую надежду, соединяло с вечностью. Можно сказать, что Тютчеву, как никому другому, удалось в афористичной стихотворной форме выразить позицию религиозного православного мыслителя по тому или иному поводу, по поводу злободневных тем, которые вызывали в те годы оживленную общественную дискуссию.

Вот пример. В Европе распространяется наивное учение Жан-Жака Руссо и его последователей о человеке, что, мол, сам по себе человек хорош, только портит его окружающая среда, что достаточно изменить мир вокруг человека, систему общественных отношений –  и настанет эпоха всеобщего благоденствия. Тютчев смотрит гораздо глубже. В человеческой личности, в истории народов он видит борьбу двух начал: Божественного порядка – космоса и дьявольского хаоса – беспорядка. Человеческая природа поражена неким первородным грехом, греховные страсти бродят на дне души, иногда прорываются наружу, принося несчастья и горе окружающим.

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?..

Что значит странный голос твой,

То глухо жалобный, то шумно?..

 

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый!

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

 

Из смертной рвется он груди,

Он с беспредельным жаждет слиться!..

О, бурь заснувших не буди –

Под ними хаос шевелится!..

 

В этом стихотворении 1830 года не что иное, как предчувствие, предсказание будущих трагических революционных событий. Но Тютчев видит, конечно, и путь преодоления дьявольского хаоса. В чем он? Только Христос – Бог, ставший Человеком ради нас и нашего спасения, может исцелить этот хаос и в человеческой душе, и во всем человечестве.

Растленье душ и пустота,

Что гложет ум и в сердце ноет, –

Кто их излечит, кто прикроет?..

Ты, риза чистая Христа...

 

Тютчев видит, что естественные природные чувства не могут принести человеку подлинного счастья. Даже такое чувство, как любовь, многократно воспетое в литературе, – несовершенно.

 

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

 

Вера во Христа – вот что делает человека счастливым. Отсутствие религиозной веры приводит к чудовищным, катастрофическим последствиям.

 

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует...

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

 

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит...

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры – но о ней не просит...

 

Христос нисходит в душу человека в смирении. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). Это изречение Библии можно поставить эпиграфом ко многим философским стихам Федора Тютчева. В народной трудовой и смиренной России он видит Самого Христа.

 

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа –

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

 

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

 

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь небесный

Исходил, благословляя.

 

А вот другие знаменитые строчки, которые нужно правильно понимать в свете тютчевской философии:

 

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

 

О чем это? Многие не понимают этих тютчевских строк и даже смеются над ними. А ведь все просто. В этих словах отражено христианское настроение народа. Не умом, не рассудком, а сердцем приняли Христа наши предки. Многие их дела и подвиги продиктованы отнюдь не здравомыслящим расчетом, не логическими соображениями, а верой сердца. А среди этих дел главное – это способность безрассудно принести себя в жертву, способность к самопожертвованию, которая проявляется в годы тяжелых испытаний, войн, стихийных бедствий. Верить в Россию (как, кстати, и верить в любую другую страну) – это означает видеть религиозность народа, который готов совершить высший подвиг самоотвержения и самопожертвования.

Своими стихами поэт старался пробудить самые добрые чувства в своих читателях. Он воспитывает их, питает их религиозное чувство. Религиозно-философская лирика Федора Ивановича Тютчева остается выдающимся вкладом в сокровищницу русской поэзии.

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 06:15
  • Воскресенье, 28 апреля: 15:15
  • Воскресенье, 05 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать