Верую (Москва). «Спасибо деду за Победу!»

10 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Как отразилась тема Великой Отечественной войны в работе и творчестве лучших представителей российской интеллигенции, тех, кто любят Россию и ее историю. Об этом говорим сегодня в нашей программе.

 

Федор Емельяненко, многократный чемпион мира по смешанным единоборствам:

- Мой дедушка воевал с 1943 по 1945 год, и позже, с 1945 по 1950 год, он участвовал в зачистке бандформирований бандеровцев. К сожалению, в прошлом году дедушка отошел в мир иной, но это был светлый, чистый, самый добрый дедушка на свете. Пройдя такую войну, он сохранил в себе все человеческие качества. Когда я уже повзрослел, он подарил мне иконку Николая Чудотворца, с которой прошел всю войну. А нашим ветеранам хочется пожелать долгих лет жизни, потому что так мало вас осталось. На вашем примере мы росли, на вашем примере будем растить наших детей. Будем всегда помнить и чтить ваш подвиг. Мы стараемся прославлять нашу страну, которую вы отстояли. Спасибо вам за ваш подвиг!

Отрывок из кинофильма «Брестская крепость», режиссер Александр Котт

Андрей Мерзликин, актер театра и кино:

- Русский солдат – он, в первую очередь, не дурак. Это проявляется в том, что он испытывает страх и даже может испугаться, но при этом остается героем, преодолевает страх и делает невозможное. В этом и есть подвиг - когда мы в условиях, не способствующих раскрытию нас как замечательных, добрых, сильных, смелых людей, а, наоборот, показывающих, что мы таковыми не являемся, в последний момент делаем то, что должны сделать. И это определяет русского воина, русского человека или героев, которые мне близки. Это, как говорится, ты собрался и сделал то, что должен был сделать.

Когда какой-нибудь канал CNN показывает про Брестскую крепость, я думаю, что они просто заигрались и сделали очевидную глупость. Главное, чтобы в этот момент мы были начеку.

- Например, у нас есть памятник защитникам Брестской крепости, который назвали «Рассерженный белорус», а когда празднуется День Победы, в Европе не поднимают наш флаг. За державу все-таки бывает обидно, и Вам, наверное, тоже?

- Обидно, но не так, чтобы я страдал от этого. Потому что не надо ни с кем бороться, надо уметь быть самим собой и помнить, кто ты, и оставаться этим человеком. Тогда правда всегда победит. Главное, чтобы мы об этом не забывали и сами для себя осознавали, что же является для нас рычагами опоры, которые позволяют нам двигаться вперед. Кобзон исполняет песню про то, что если мы войну забудем, то вновь придет война. Я думаю, это абсолютно точная фраза, и она далеко не метафорическая, а достаточно жестко иллюстративная. Нам нельзя забывать войну, чтобы не испытать ее заново. По крайней мере, новые лжеисторики уже пытаются отнять у нас Куликовскую битву и объявляют, что никакого татаро-монгольского ига не было. Это – первая ласточка. Если не было Куликовской битвы, то потом уже не будет и Курской дуги. Такими темпами скоро вообще ничего не будет. Поэтому пусть они позволяют себе такие вещи говорить, с ними, может быть, бороться надо, но – не мне. Моя задача как гражданина, как отца семейства - не забывать, что это было, какой ценой это было и что значит для меня самого.

Отрывок из кинофильма «Брестская крепость», режиссер Александр Котт

- Конечно, было многое заложено в детстве. Я – человек той страны, и именно та страна давала обширный комплекс умений, знаний и чувств в школе. Да, «гранаты» метали, полосу препятствий проходили, сдавали ГТО – это было, и это нормально.

Отрывок из кинофильма «Качели», режиссер Антон Сиверс

- В любом случае я свою армию «добрал» и, наверное, в каком-то смысле «перебрал» в военных картинах. Количество времени, «просиженного» в окопах, закрывает больше чем два или три года, и за эти десять лет при съемке только одного фильма Никиты Сергеевича два года мы посвятили тематике Великой Отечественной войны – это было достаточно плотно, поднято много архивных историй, много узнано различных печальных страниц, касающихся каких-то бытовых аспектов солдат, которые служили, воевали и отдавали свои жизни за Родину.

- Сколько крови пролито именно русских солдат на нашей земле, и, наверное, каждый сантиметр на протяжении истории России – это воинский труд и воинская жертва. Спасибо Вам за те образы, которые Вы создали, спасибо за то, что у мальчишек есть образ подвига, образ героя, образ мужества!

Наталья Нарочницкая, доктор исторических наук, президент Фонда исторической перспективы:

- У меня родилась такая формулировка, она у меня «выросла» внутри: есть понятие государства, а есть – Отечество. Государство – политический институт, творение рук человеческих в каждый период истории. Оно воплощает в себе все наши же грехи и нестроения, поэтому оно никогда не свободно. А есть Отечество – вечный дар, данный нам для постоянного продолжения себя в истории. Тот, кто верен Отечеству, не отречется и от государства, даже если ему на сегодняшний день не нравится в нем все.

Вот пример: русская эмиграция, которая потеряла Родину из-за большевистской революции. Эти люди пережили драматические судьбы. Как они отнеслись к нападению Гитлера на Россию? Была определенная часть эмиграции, которая даже радовалась, что наконец-то погибнет этот ненавистный большевистский режим, некоторые даже готовы были помогать на каком-то этапе. Покойный Никита Ильич Толстой – внук великого нашего писателя и академик словесности (я его застала, и это были счастливейшие годы общения до его безвременной кончины) – рассказывал мне, что он вырос в Белграде в эмигрантской среде, и когда на нашу страну обрушилась под гитлеровскими знаменами мощь всей Европы, уже Гитлером порабощенной и работавшей на его победу, эмиграция разделилась, и тех, которые хотели поражения ненавистному советскому режиму, было пятнадцать - двадцать процентов, а остальные так переживали, что у них просто случалось раздвоение личности. Начался раскол. Одни говорили, что это самый счастливый день в их жизни, другие - что самый несчастливый.

Вот судьба двух людей в эмиграции: Антон Иванович Деникин, белый генерал, и Рахманинов, который в начале XX века принадлежал к уже немногочисленной когорте верующей, консервативной интеллигенции и изначально не принял революцию. Известно, что власовские структуры посылали к Деникину эмиссаров, чтобы он своим авторитетом благословил власовскую армию. Якобы в одной из таких бесед он отверг это предложение и воскликнул: «Я воевал с большевиками, но не с Россией! Эх, мне бы сейчас должность генерала, я бы немцам показал!» А Рахманинов до изнеможения давал концерты по всем Соединенным Штатам и отправлял деньги Сталину. Разве он не знал, что Сталин был, так сказать, одним из демонов революции? Хотя не надо о нем рассуждать примитивно. Кстати, после этого произведения Рахманинова стали исполнять. На его деньги был сделан танк. Это говорит о том, что такие люди любили Россию больше, чем ненавидели большевиков, и стремление сохранить Отечество ради будущей жизни и продолжения в истории для них было важнее, чем индивидуальное желание увидеть при своей жизни крах ненавистного режима. Это ли не высота национального самосознания!

Как мать в притче о Соломоновом суде, когда предлагают разрубить ребенка пополам и отдать каждой по половине, они предпочли еще на время отдать Россию большевикам, чтобы иноземец не разграбил ее, не превратил людей в свинопасов и горничных без культуры и возможности продолжать свою историю. На меня это производит очень большое впечатление, и это – основа моего отношения к историческим событиям. Когда я слышу бесконечные и периодически опять выходящие на первый план кем-то спровоцированные дискуссии о том, плохим или хорошим было наше государство во время Великой Отечественной войны, споры мне кажутся настолько неуместными! Беда тогда случилась с Отечеством! Надо было на время перестать спорить об устроении государства, чтобы защитить Отечество. Мы сохранили себя в истории, мы остались в ней, мы можем выбирать, можем продолжать этот спор о государстве, о его совершенстве, всегда будем недовольны, но мы сохранились как нация.

Поэтому меня очень удивляют некоторые представители духовенства, которые говорят, что, может, и не надо было защищаться тогда, потому что государство было грешным. Я даже одному из них, кажется отцу Георгию Митрофанову, в одном из диспутов на Петербургском телевидении сказала: «Скажите, батюшка, если Вы видите тонущего человека, Вы, прежде чем подать ему руку, начнете оценивать, что, может, он – великий грешник, убийца, насильник, вор или неверный муж, разве в этот момент мы вправе судить? Это Господь рассудит, наша задача – помочь ближнему. Если вы в ссоре со своей матерью, которая оказалась никудышной, а на нее вдруг напал разбойник, чтобы ее убить, растерзать, обокрасть, Вы будете потирать руки?»

В одной из самых своих популярных книжек я написала: «Легко любить свое Отечество, когда оно сильное, могучее, процветает, все его уважают, ему славословят, его боятся, но – здесь я перефразировала слова Василия Розанова - именно когда мать пьяна и лежит в грехе, покинутая, осмеянная, оплеванная всеми, только тот сын, кто не пройдет мимо, не постесняется загородить собой и оградит ее от поругания».

Отрывок из кинофильма «Поп», режиссер В. Хотиненко, музыка Алексея Рыбникова

Алексей Львович Рыбников, композитор, народный артист России:

- Когда я начал писать музыку к фильму «Поп», в голове прежде всего появились какие-то духовные песнопения, хоры, раз фильм о священнике. Но… не пошло, хотя история главного героя фильма – безусловно, история священнослужителя. Но он совершает именно человеческие поступки, и в данном случае не важно, священник он или нет, - это поступки великой души, и это мог быть обычный человек. Поэтому музыка в фильме, решил я, должна быть общечеловеческой. И конечно, возвышенной и духовной, но не церковной. Поэтому главная тема, которая там звучит, написана для симфонического оркестра, и она не духовная, а скорее душевная, что для этого фильма было, как мне кажется, необходимо. Эта тема потом вышла за рамки фильма, и сейчас она звучит в финале концерта для виолончели с оркестром, который недавно блестяще сыграл наш виолончелист Князев в Большом зале консерватории. Надо сказать, тема была очень хорошо воспринята публикой. У меня достаточно часто случалось так, когда музыка выходила за пределы фильма и становилась основой больших произведений.

Отрывок из кинофильма «Поп», режиссер В. Хотиненко, музыка Алексея Рыбникова

Владимир Хотиненко, режиссер, народный артист России:

- Тогдашний министр Швыдкой встретил меня и сказал, что давно меня ищет, потому что у него есть некоторые обязательства перед Святейшим, и минут за пятнадцать он рассказал мне историю Псковской миссии, о которой я не знал ничего. У него была задача меня заинтересовать, и я очень заинтересовался. Это было что-то совершенно новое, хотя я понимал, что очень рискованное. Я сказал, пусть кто-нибудь напишет книгу, а по книге я напишу сценарий. Тогда нашли Александра Сегеня, замечательного писателя, который изучил материалы, написал роман, уже дважды издававшийся, так как после выпуска фильма его еще раз издали. Уже по нему мы вместе написали сценарий. Это можно, наверное, занести в Книгу рекордов Гиннесса, когда сначала пишется роман, а потом по нему пишется сценарий и снимается картина. Я понимал и понимаю до сих пор, что это было чрезвычайно сложно, но нам все равно удалось пройти по лезвию бритвы, потому что тема предательства в нашей стране до сих пор очень непростая и практически безусловная. В этом очень трудно, как правило, разобраться. Можно было поверить только через чувство, чувства победили стереотипы. В общем, мне кажется, это удалось.

Отрывок из кинофильма «Поп», режиссер В. Хотиненко, музыка Алексея Рыбникова

- Мне кажется, это удалось показать через жизнь священника, роль которого замечательно исполняет Сергей Маковецкий. Нина Усатова сыграла матушку - этакое связующее звено между простым народом и священником. Ведь священник – тоже простой человек. Очень многие забывают, что священник – не святой. Даже по ошибке называют «святым отцом». Священник – это просто человек, который выбрал такой путь. Но как среди простых смертных есть более мужественные люди, есть менее, так и здесь. И на войне не все были героями. А кто-то беспредельно мужествен, и они это проявили.

Отрывок из кинофильма «Поп», режиссер В. Хотиненко, музыка Алексея Рыбникова

- Когда разоряли очередной храм, был момент: выводят священника, и комиссар какой-то мочится на икону и говорит: «Ну, где твой Бог? Что Он меня не накажет?» Тот взглянул на него и отвечает: «Ты посмотри на себя. Куда тебя больше-то наказывать?» Хотелось показать такую историю, рассказать про очень простого человека, но - Человека.

У меня до сих пор осталось ощущение какой-то легкости. Хотя, наверное, и проблемы были, но сейчас я этого вообще не помню.

Отрывок из кинофильма «Поп», режиссер В. Хотиненко

Матушка Людмила Кононова, член Союза писателей России, поэт, автор-исполнитель:

И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.

Она с колен подняться не спешит,
Дохнет на почку и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.

- Дорогие наши, драгоценные, спасибо вам за ваш подвиг, где бы он ни был проявлен, в тылу или на фронте, спасибо вам за мужество жить сейчас! Желаю вам здравия телесного и крепости духовной!

Бабушкины сказки про Любовь и Отвагу,
Где Добро и Правда белый свет берегут.
Дедовы медали «За Берлин» и «За Прагу»
И весенний праздничный салют...
Знаю, что все вместе мы – Народ!
И счастье моё летит, и радость моя поёт. 

Это всё моё родное, это где-то в глубине.
Это самое святое, что осталось во мне.
Это нас хранит и лечит, как Господня благодать.
Это то, что не купить и не отнять.

- У Вас есть книга о Великой Отечественной войне «Прощание славянки». Как Вы оцениваете сегодняшние попытки в мире, которые иногда перерастают в информационную атаку на Россию, переоценить нашу победу, отобрать ее?

Наталья Сухинина, писатель:

- Конечно, с болью. А как иначе? Я – русский человек. У меня отец воевал, и книга посвящена ему. Он прошел от Москвы до Берлина. Отец много мне пытался рассказать, но тогда не хотелось слушать по юности моей. После его смерти стало стыдно. Книга – попытка перед ним повиниться. Это документальная повесть, особый жанр. Если в своем рассказе я могу что-то поменять и домыслить, то здесь – как стенограмма, все должно быть четко. Мне Господь послал удивительного человека Виктора Георгиевича Гладышева (слава Богу, он сейчас жив и здоров!), который, придя на первую встречу, сказал мне: «Конечно, я Вам все расскажу, но, знаете, никто не поверит, что это было! Скажут, что придумали. Это один момент, который меня настораживает, а второй – не надо это никому! Не нужно это нашей молодежи! Не хотят они про войну читать!» А потом, когда книга была написана, провели вечер. Я его назвала «Вечер встречи с героем книги «Прощание славянки» Виктором Георгиевичем Гладышевым». Мы пригласили и курсантов военных училищ, и суворовцев, и кадетов, и старшеклассников. К нему за книжкой очередь выстроилась! Сейчас его везде приглашают, и он никому не отказывает. Он прямо такой стойкий оловянный солдатик. Его даже приглашали в посольство Германии, и была поездка на то место, где происходили события, немцы действительно интересуются нашей историей.
Да, историю искажают, а я думаю, просто должно быть меньше этого словоблудия. Надо делать дело каждому на своем месте. Если, например, растет мальчик в семье, почему не рассказать ему про дедушку или про прапрадедушку, который воевал, который погиб… Не надо ограждать детей от этой боли, потому что эта боль – целительна. Мы боимся огорчить детей – это неправильно! Если мы будем каждый делать свое дело на своем месте, тогда будем достойно отражать атаки лжеистории.

Александр Михайлов, народный артист России:

- Я снимался в роли Николая Ивановича Кузнецова, великого советского разведчика, уральского парня, в образе обер-лейтенанта Зиберта; это была многосерийная картина «Отряд специального назначения». Мы снимали именно в Ровно и во Львове. Уже доказано (и фильмы об этом сняты), что убили его бандеровцы. Они охотились за ним, и это была чудовищная расправа.
Что интересно, когда я надевал форму немецкого офицера, видел поразительную реакцию. Вполне серьезно подходили люди и выкидывали руку в гитлеровском приветствии. Я содрогался сначала, не понимал, в чем дело, думал, что это шутка. Сторонился, но мне говорили: «Успокойтесь, не дергайтесь. Здесь это нормально». А когда надевал гражданскую форму и говорил по-русски, меня немножко придерживали: не надо так громко говорить, тут свой язык, не возбуждайте народ. Вот так!
Первое же, что сделали после всех конфликтных ситуаций, - из Ровно потребовали убрать памятник Николаю Ивановичу Кузнецову. Был снят документальный фильм. Памятник, опутанный веревками, везли в кузове автомобиля через Москву по тоннелям, через улицы, и я чувствовал гордость за Николая Ивановича Кузнецова. Его скульптуру возвращали в Талицу на Урал. Даже покойный Кузнецов, даже убитый, не дает им покоя до сих пор.

Отрывок из кинофильма «Отряд специального назначения», режиссер Георгий Кузнецов

Михаил Ножкин, народный артист России:

«Дорогая моя столица, золотая моя Москва», исполняет Михаил Ножкин

Я по свету немало хаживал,
Жил в землянках, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.

Но Москвой я привык гордиться,
И везде повторял я слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва.
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва.

Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой,
Я люблю твою Красную площадь
И Кремлевских курантов бой.

В городах и далеких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва.
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва.

Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в сердцах будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов.

И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва.
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва.
 

- Помню, как солдаты к нам, мальчишкам, относились с добром, в нас они словно видели мирную жизнь, давали нам кусочек сахара, кусочек хлебушка. Руки перевязаны, с костылями, но они все какие-то светлые. Конечно, рвались на фронт, это были не пустые слова. Сколько раз мы слышали: «Мои уже под Брестом, а вы меня не выпускаете!» На самом деле так и было.

Отрывок из кинофильма «Освобождение», режиссер Юрий Озеров

- Война, как любая экстремальная ситуация, проявляет и в каждом человеке, и в народе, и в цивилизации все лучшее и все худшее. Тогда в нашем народе проявилось лучшее. Против нас воевал Запад, второй фронт три года не открывали не просто так. Это нужно знать! Мы всегда возмущались: какая помощь со стороны Америки и других стран, когда за нее нас просят долги отдавать? Теперь выяснилось, что нам помогали за золото, за деньги, а не просто так. Какая же помощь за деньги! Это – не помощь, это – торговля. Мы для победы кинули миллионы людей, а они нам давали машины «виллисы» и «студебекеры». Танки давать сразу отказались, было какое-то сладенькое, гаденькое, просроченное суфле. И самолетов давали немного. Но при этом у немцев было горючего примерно на 2,5 месяца. Они же думали, что закончат войну за две недели, а война долгая была, у них к осени все закончилось. Так их США снабжали всю войну керосином для самолетов и бензином для танков, наши союзники на этом зарабатывали. Об этом молчат! Все горючие материалы, все дизельное топливо шло через испанские порты, через Румынию, поэтому им и Сталинград был поперек горла, они рвались на Каспий, к Бакинским нефтепромыслам, им нужно было горючее. Второй фронт открыли, как теперь выясняется, не против немцев, а против нас, потому что нам 50 километров оставалось до Берлина, а им – 500, когда они высадились. Они боялись, как бы мы не захватили Париж, а нам не нужен был Париж, нам надо было победить этого западного монстра. Еще раз подчеркиваю: это не Германия воевала, а весь Запад.

Ольга Кормухина:

«Хотят ли русские войны?», исполняет Ольга Кормухина

Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
Над ширью пашен и полей
И у берёз и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
Что под берёзами лежат,
И вам ответят их сыны -
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны! 

Не только за свою страну
Солдаты гибли в ту войну,
А чтобы люди всей земли
Спокойно ночью спать могли.
Спросите тех, кто воевал,
Кто нас на Эльбе обнимал,-
Мы этой памяти верны.
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны!

- Вы так исполняете эти песни военных лет, что просто дрожь по коже пробегает, я думаю, любой военный человек, просто любой русский человек все хорошо это чувствует. Конечно, Вас хотят видеть на концертах, да еще в Севастополе. Конечно, Вас там любят!

- У нас в семье мой прадед – Георгиевский кавалер, а дед на Курской дуге погиб. У нас такая очень «хоробрая» семья. И я с детства такой была. Мне даже одноклассники недавно сделали такой коллаж из фотографий, что ни муж, ни дочь не определили меня на фотографиях, а потом сказали: «Пацан какой-то». Я всю жизнь такая - с шашкой. У меня даже в детстве кличка была Чапаев. Всегда была заводилой, атаманшей.

Я приняла участие в праздновании 230-летия Черноморского флота в прошлом году - за год до присоединения Крыма к России. Тогда и как раз озвучила эту мечту, я просто сказала, что Крым - русский, что Севастополь – русский город, город русской славы. Я сейчас как никогда чувствую себя воодушевленной, я чувствую себя на месте, почти что как на клиросе. А концерт проходил на центральной площади напротив памятника Нахимову, были адмиралы, командующие нескольких флотов, приезжали известные люди, например Валентина Матвиенко. Я понимала, где я стою и почему именно я там стою. Мне пришлось даже прервать отдых, потому что командующий Черноморским флотом сказал, что именно я должна выступить с теми песнями, которые исполняю.

Да, мы умеем воевать,
Но не хотим, чтобы опять
Солдаты падали в бою
На землю горькую свою.
Спросите вы у матерей,
Спросите жен и дочерей,
И вы тогда понять должны,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны!

г. Владимир
- Они вновь встретились, рядовые и офицеры, мужественные герои, ветераны Второй мировой войны, те, кто в годы войны под единым боевым знаменем, смыкая ряды, плечом к плечу защищали наше неделимое Отечество от внешнего агрессора: русские, украинцы, белорусы. Ежегодные ветеранские встречи в эти майские дни на Владимирской земле за десять лет стали традиционными.

Ольга Алексеевна Тюрина, президент Фонда Андрея Боголюбского

- Традиция зародилась в Свято-Боголюбском монастыре. Архимандрит Петр, который является духовником монастыря, сам был участником Великой Отечественной войны. Тяжело был пережит всеми, ветеранами в том числе, разрыв наших славянских народов в отдельные государства. Тогда же было принято решение организовать СРУБ – Союз Республик Украины и Белоруссии, который уже существует более десяти лет.

- Свято-Боголюбская обитель одна из старейших в стране. Она была основана Андреем Боголюбским, великокняжеским сыном Юрия Долгорукого. В древних стенах монастыря в разные годы утешались покаянной молитвой князь Александр Невский, иконописец Андрей Рублев, царь Иван Грозный, князь Димитрий Пожарский, Патриархи Московские и всея Руси Иосиф и Никон, знаменитый генералиссимус Александр Суворов. За девять столетий своего существования Боголюбская обитель в Суздальском районе Владимирской области стала всероссийским духовным центром и мощным оплотом Православия. Именно здесь по благословению правящего архиерея Владимирской митрополии владыки Евлогия возникла идея проведения в дни празднования Дня Победы встреч ветеранов трех славянских народов Святой Руси.

Иван Федорович Нечаев, ветеран Великой Отечественной войны (г. Киев):

- Я просто был удивлен, хотя знал, что такая работа проводится в России. У нас на Украине я подобного не видел. Я увидел, насколько можно здесь духовно обогатить свою душу и быть настоящим патриотом, христианином и защитником своей Родины. Очень хорошо, что Боголюбский монастырь проводит такую работу.

- Ивану Нечаеву в этом году исполняется 93 года. Он прошел всю войну с самого первого дня, воевал в Сталинграде, на Курской дуге, на Дуклинском перевале, освобождал Польшу, Чехословакию, штурмовал Берлин, является ветераном космической отрасли. Его именем – Иван Нечаев – названа одна из звезд Вселенной.

Полковник в отставке Павел Котелевский родом из Раменского, но всю жизнь прожил на Украине. В этом году ему исполняется 90 лет. На фронт попал сержантом, командовал стрелковым отделением, был дважды ранен.

Павел Никитович Котелевский, ветеран войны (г. Киев):

- Бывают такие моменты, когда кажется, что безвыходное положение, в этот момент ты всегда вспоминаешь маму, вспоминаешь и Господа Бога. Когда мы шли на фронт, матери крестики зашивали в одежду или на шею вешали. У меня тоже был крестик.

- Ежегодные организационные труды по встрече и приему на Владимирской  земле ветеранов из Украины и Белоруссии, а в этом году еще из Севастополя и Цхинвала, ложатся на плечи игуменьи и сестер Свято-Боголюбского монастыря во главе с духовником обители архимандритом Петром Кучером. Отец Петр сам является ветераном Великой Отечественной войны. Семнадцатилетним пареньком он был призван в действующую армию. Пройдя обучение в полковой школе, получил специальность артиллериста и принял воинскую присягу в декабре 1943 года под Днепропетровском. Попал на фронт. За боевые заслуги награжден орденом Славы III степени, орденом Великой Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и другими. Из армии будущий архимандрит демобилизовался только осенью 1950 года в звании майора. Традицию встречи подсказала сама жизнь. После распада Советского Союза братские народы России, Белоруссии и Украины стремительно утрачивали узы, связывающие их веками общей истории. Тогда отец Петр и решил вложить свою лепту в их укрепление с помощью проверенных в боях защитников Отечества: ветеранов Великой Отечественной войны. Вот и сегодня по приглашению архимандрита Петра они здесь.

Антонина Александровна Деева, представитель организации «Жители осажденного города» (г. Севастополь):

- Нас всего 1300 человек осталось в живых. Мы в Севастополе были с самого начала войны, все 250 дней.

- Никогда не скажешь, что этой женщине 80 лет. Представитель ветеранской организации «Жители осажденного города» из Севастополя Антонина Деева на встречу во Владимир приехала впервые.

- Для ветеранов войны, пожилых людей нет разницы: украинцы, русские, белорусы. Я знаю, что мы, славяне, все равно вернемся в нашу веру и когда-нибудь будем все вместе. В это мы верим. Мы, конечно, уже не доживем, но наши дети и внуки доживут до тех времен, когда снова будет славянский союз.

- Ветераны с медалями и орденами, в парадных кителях и с какой-то особой, закаленной в боях солдатской выправкой - то, что у них уже никогда, наверное, не сломить, несмотря на почтенный возраст и выпавшие на их долю испытания. В год празднования юбилейной даты 70-летия Великой Победы встреча боевых легенд триединого славянского народа была наполнена особенно глубоким смыслом.

Иван Федорович Нечаев, ветеран Великой Отечественной войны (г. Киев):

- Опыт Великой Отечественной войны показал, что дружба между народами и разными национальностями – это пятьдесят процентов победы, это большой вклад, это большое подспорье, чтобы одержать победу над врагом. В сегодняшнее непростое время дружба славянских народов – очень большой фактор, который будет влиять на развитие не только союза между этими народами, но и на состояние мира во всем мире.

- Ветераны из Киева, Могилева, Владимира, гости из Севастополя и Цхинвала, Москвы, Иваново, Коврова, ветераны блокады Ленинграда, узники концлагерей, труженики тыла – сегодня снова вместе.

Ольга Алексеевна Тюрина, президент Фонда Андрея Боголюбского:

- Мы помним, мы ценим вас, мы вас очень любим, восхищаемся вами! Вы для нас являетесь примером того жизнелюбия, оптимизма, веры в Родину, веры в свое Отечество, которые позволили вам одержать победу 70 лет назад.

- С болью в душе и слезами на глазах ветеран войны Владимир Суворов привел печальную, удручающую статистику человеческих жертв одной из самых кровопролитных войн в истории человечества.

Владимир Иванович Суворов, гвардии полковник в отставке, ветеран Великой Отечественной войны (г. Владимир):

- Из 54 миллионов человек, погибших на европейском театре военных действий, американцы потеряли 405 тысяч, англичане – 378 тысяч, а мы – 9 миллионов воинов и 18 миллионов мирных людей, то есть половину из общего числа.

- Собравшиеся на вечере почтили минутой молчания память тех, кто не дожил до мая 1945 года, и тех, кто ушел из жизни в канун празднования 70-летней годовщины Победы. Выступающие со сцены говорили об общности славянского происхождения, культур и традиций, исторической судьбы и православной веры.

Маргарита Васильевна Икусова, старший сержант запаса (Беларусь):

- Я - русская, родилась в Ярославле, в армию уходила из Красноярска. Была на 3-м Украинском фронте, мы освобождали Украину. Я была радистом на радиостанции. Потом судьба забросила меня в Белоруссию, и я давно уже живу в Белоруссии. Поэтому хочу сказать, что наши народы – это один народ, мы не должны разделяться на украинцев, русских и белорусов, мы должны быть вместе, и тогда у нас будет все хорошо.

- Глава города Сергей Сахаров сердечно поблагодарил ветеранов за работу с молодежью, за возможность прикоснуться к живой истории, ощутить силу и мощь России.

Сергей Владимирович Сахаров, глава г. Владимира:

- Огромное спасибо Фонду Андрея Боголюбского и Боголюбскому монастырю за ту работу, которую они делают постоянно. Владимирская земля была и остается центром Православия и патриотизма.

 

Расшифровка: Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы