Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Об одном из таких открытий мы с ним и говорили на прошлом «Уроке православия», оно касалось святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Другое открытие, связанное с этим же святым, Василий Давыдович сделал сравнительно недавно, когда познакомился с духовными чадами батюшки, который был духовным чадом святителя Луки. Эта встреча с «духовными внуками» святого многое изменила в жизни нашего собеседника. Состоялась она потому, что в разные годы и в разных городах ее участники отправились навстречу друг другу под духовным покровительством этого святого. В 2001 году в Москве Василий Давыдович по благословению Святейшего Патриарха Алексия II создал и возглавил Православный центр во имя святителя Луки. А двенадцатью годами позже в Кисловодске появился одноименный благотворительный фонд. И в 2016 году обе эти организации объединились, а значит, объединились и люди, любящие и почитающие святителя Луку. Наш гость убежден, что все эти открытия, встречи происходили неслучайно.
Василий Давидович Ирзабеков, писатель, публицист, руководитель Православного центра святителя Луки:
– Случилось так, что и сам святитель Лука, и его удивительное делание приоткрылись для меня с неожиданной стороны. Город Кисловодск я шутя называю своей второй малой родиной. Мой покойный дядя – врач, добрый человек, который, кстати, впервые рассказал мне, тогда ребенку, о Христе – и, будучи романтиком по натуре, он как-то взял жену, маленького ребенка и приехал сюда, в Кисловодск. Это было самое начало 60-х годов, потому что в 1963 году я сюда уже впервые приехал десятилетним мальчиком. Когда его спрашивали, почему он уехал из Баку, где и благополучие, и родственники – вы знаете, как восточные люди привязаны к своему роду, семье, а он был очень привязан к матери, – он говорил: «Но это же лермонтовские места!» Он так любил Лермонтова, что все время читал его вслух. У нас дома было принято, что мы все время читали вслух. И когда я пошел в школу, это был единственный поэт, которого мне не надо было учить (начиная с «Бородино»), потому что я с детства все знал наизусть, так как дядя просто упивался этой «музыкой» Лермонтова.
Последний раз я был в Кисловодске в 1969 году. Потом прошло много лет, и я приезжал сюда читать лекции, уже как бы в своей новой жизни, но даже не чаял, что переселюсь сюда. А все святитель Лука...
Мои друзья, с которыми я познакомился за эти годы, три с небольшим года тому назад создали здесь Благотворительный фонд святителя Луки. Самое интересное, что, не договариваясь и вообще не общаясь в ту пору, когда мы создавали свой центр святителя Луки, у нас оказалось одинаковое видение того, что надо делать во имя святителя Луки. Почему Святейший Патриарх Алексий II (почивший в Бозе) благословил наш центр, дал письменное благословение? Ему очень понравилась идея, что больница и храм будут как одно целое, тогда это было внове в нашей стране. У моих друзей здесь в Кисловодске устроено точно так же. Так случилось, что в Москве нам не удалось осуществить это в полной мере: Москва – сложный город. Но, чтобы руки не опустились (нельзя опускать руки, я это всегда понимал), я занимался духовно-просветительской деятельностью. Там было две стези, и я себе сказал: вот это пока не получается (я понимал, что почему-то придерживается, было такое чувство, что еще не пришло время), но кто мне мешает заниматься духовно-просветительской деятельностью? Разве слово не лечит? Разве это не терапия?
Так вот, я хочу договорить о дяде. В детстве он говорил мне о Христе так: понижал голос (он и вообще негромко говорил) и произносил: «Ты знаешь, как у христиан интересно, как у них здорово!» Он был кардиологом и объяснял: «Ведь часто мы совершаем некрасивые поступки, обижаем людей. Хорошо, если кто-то потом попросит прощения (а ведь это сложно – попросить прощения, и, чем ближе человек, тем сложнее), а если не успел попросить прощения – все это накапливается в сердце. И очень часто причина сердечных заболеваний – от злости, от этих грехов, которые на сердце как камни».
Так мне говорил дядя, азербайджанец, советский человек, но душа у него была удивительная. Все его называли Пьер Безухов, и что он не от мира сего, говорили: он такой непрактичный. Дядя не очень понимал, что такое деньги, и очень любил своих больных. Знаете, без него меня просто не было бы. Я был таким маленьким, он для меня был всем, я его очень любил» И вот он говорил мне: «А ты знаешь, что у них есть? У них есть такая вещь – исповедь: они приходят, священнику все рассказывают, из сердца все эти камни достают – и опять сердце легкое. Понимаешь? Это есть в христианстве. Ты всегда думай о Христе». Вот что он мне говорил. Удивительно!
И вот я оказался в Кисловодске. Потому как моим друзьям то, что было задумано и нами, удалось. Особенно двоим из них: они успешно занимались бизнесом, а в какой-то момент почувствовали некий тупик и пришли к тому, что все свои активы сгруппировали и направили на строительство храма святителя Луки и больницы. Почему именно здесь, в Кисловодске? Сейчас я нашим зрителям приоткрою это чудо чудное и диво дивное.
В то время, когда наша недавняя держава, великая страна Советский Союз, не знала имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого) – кроме тех немногих, кто знал его еще лично и остался в живых: его студенты, коллеги, вылеченные им люди, – в городе Кисловодске, этом небольшом городке, его хорошо знали, любили и почитали. Потому что когда-то сюда из Ленинграда приехал умирать тяжелобольной человек, священник отец Борис Кирьянов. Ему сказали: «Жить вам осталось совсем немного, но есть такой город, где хороший воздух, хороший климат, может быть, еще немножко и поживете». Он здесь пожил больше, чем немножко, и совершил удивительное дело. К нему потянулись люди. А судьба отца Бориса связана со святителем Лукой, ведь он единственный (других фактов нет, наука – вещь строгая) из духовных чад святителя Луки, кто стал священником.
Святитель Лука приезжает в Крым, становится местным владыкой, и у него просто ужасные, невыносимые жилищные условия, хотя он уже лауреат Сталинской премии I степени и должен жить в каких-то более или менее сносных условиях. А те условия, что ему предоставили, были кошмарными. Власти Крыма вообще всячески хотели его изжить. Крым должен быть красным, советским, и – потрясающий довод, всем предлагаю улыбнуться! – здесь недалеко граница. Словно святитель Лука должен был писать подметные письма туркам, чтобы они через Черное море сюда направили свои... Бред!
И вот святитель Лука приходит с заявлением в облисполком к партийному работнику, еще молодому, красивому человеку, но за плечами у которого уже война, тяжелейшее ранение, участие в Курской битве. И личность святителя Луки... А сколько людей с ним встречалось!
Сделаю небольшое отступление. Когда я впервые побывал на родине Есенина (потом уже меня туда приглашали несколько раз: я очень люблю Сергея Александровича Есенина), то помню, как мы стояли в таком месте на реке Оке, которое называется «Поясок Богородицы». Когда стоишь на обрыве, видна чистая линия горизонта. Сегодня так мало осталось этой природы, а человеку, и особенно ребенку, нужно иногда видеть эту чистую линию горизонта, когда ни дома, ни столбика. И вот ты стоишь на возвышенности – перед тобой красавица Россия, «Поясок Богородицы», Ока... Там проходил поэтический фестиваль, и кто-то вдруг говорит: «Конечно, здесь нельзя было не стать поэтом». Красивая фраза, правда? Я повернулся к этому человеку и сказал: «Вы знаете, здесь жили тысячи людей, а поэтом стал только Есенин». Понимаете, какое дело: отмеченный, поцелованный Богом человек.
Сколько людей встречалось со святителем Лукой в течение его жизни, ведь он жил широко. Его насильно спрятали в застенки, но и там он одним своим образом жизни всегда проповедовал Христа. И вот Борис Кирьянов попал под удивительное обаяние – в самом высоком смысле этого слова – личности святителя Луки. Представьте его биографию: и фронтовик, и ранен, и партийный. Молодой перспективный работник, а решает стать священником. Мы понимаем, в каком году это происходило. Посмотрим на это глазами мира: это то же самое безумие, которое некогда совершил святитель Лука (о чем мы рассказывали). Когда об этом узнают на работе: член партии, фронтовик, и вдруг! – понимают, что без влияния святителя Луки этого не могло произойти. Что его спасло? Все сохранилось в документах. Борис Кирьянов успевает вылететь в Ленинград с характеристикой-рекомендацией святителя Луки, и в тот момент это его спасает. Он поступает в Ленинградскую духовную академию, оканчивает ее, становится священником. Его приближает к себе владыка Григорий (Чуков), и он становится архивариусом, хранителем архива. Но после смерти владыки его привлекают, требуют, чтобы он отдал этот архив. Борис Кирьянов – крепкий человек, тоже адамант, за свои убеждения он попадает в тюрьму, лагерь...
Хочу задать вопрос: а могло ли быть по-иному, если его духовным отцом был святитель Лука? Мы же не просто так называем «духовный отец», ведь именно отец! И если сын не похож на отца, какой же он тогда сын? Уподобление было в самом главном – в любви ко Христу, уже невозможность жить без Христа, жить по-иному. Отец Борис Кирьянов, по сути, повторяет крестный путь святителя Луки: проходит лагеря, поселения. Потом приезжает в Кисловодск умирать, и вокруг него собираются удивительные люди, которым он рассказывает о святителе Луке. Ведь единственный, кто продолжал переписываться с отцом Борисом, был святитель Лука, сохранились его письма. Он его любил, помогал ему, посылал свои слова... Слово – это ведь так важно в нашей жизни! Молитва святителя Луки придавала ему сил, не давала рассыпаться, помогала сохранить себя.
И этот человек оказывается в Кисловодске, маленьком курортном городке, и люди узнают о святителе Луке, то есть он стал для них родным очень давно, и они называют себя его духовными внуками. Мы привыкли к словосочетанию «духовные дети», «духовные чада», а они говорят: мы – духовные внуки святителя Луки. Представляете: у родителей друзей (о которых я сегодня рассказал) святитель Лука жил в доме, ведь у него не было своего жилья. В этом тоже уподобление Христу: его всегда кто-то брал к себе пожить. Значит, они духовные правнуки святителя Луки. Сегодня у Михаила Аргамакова (у родителей которого жил святитель Лука) старший сын оканчивает православную гимназию и уже не первый год алтарничает в храме, в том числе в строящемся храме святителя Луки, где каждое воскресенье совершается ему молебен.
Знаете, в моем сердце разливается умиление: люди воздвигают храм духовного отца своего духовника! Как это здорово! Святитель Лука – это их духовный дедушка. А ведь есть свидетельства, что святитель Лука был «духовным внуком» известного оптинского старца (сейчас не буду раскрывать эту тему, вам об этом расскажет один из членов общины), и таким образом мы понимаем, куда это тянется...
Наследники – какое глубокое слово! Вы (обращается к О. В. Баталовой) когда-то очень глубоко размышляли о слове «наследник», я храню Ваше размышление, более того, дерзнул вставить в книгу «Русское солнце» Ваши размышления о том, к сколь многому обязывает слово «наследник». Когда ты получил наследство, то, вообще-то, сначала надо не радоваться, но подумать: готов ты его принять? надо ли его тебе принимать? что с тобой будет и что тебя ожидает? Эту мысль Вы мне подарили. Самый драгоценный подарок, который я получал несколько раз в жизни, – это когда мне дарили слова. Когда-то мне подарили слово «невеста», а Вы подарили мне слово «наследник». Наследник – значит, идешь по следам этого человека. Как сказал Господь: «Чашу, которую Я пью, вы пить сможете?» Поэтому наследство – это очень красиво. А второй вопрос: готов ли я? Лучше, чем в Евангелии, не сказать: Можете ли пить чашу, которую Я пью? Смогу ли я ее выпить? Вот о чем идет речь...
Когда в мой предпоследний приезд в Кисловодск эти люди пригласили нас с женой в гости, я понял: что-то затевается. Мы с женой погостили, посидели, и вдруг мне задали вопрос: «Василий Давыдович, а Вы держитесь за Москву?» Я сказал, что с годами учусь, как Бог даст, вообще ни за что в этом мире не держаться, а Москву люблю, ведь наша фамилия имеет в Москве пять поколений. И с тихой радостью говорю, что Господь так дивно выстраивает мою жизнь, что я окончил «московские университеты», и, кажется, с неплохими оценками: в Москву я приехал совсем другим человеком. Москва всегда остается, это святой город (но это тема для отдельного разговора), я всегда напитывался и до конца дней буду напитываться святостью этого Третьего Рима. Москву, может быть, пытаются превратить во второй Вавилон, а она все равно Третий Рим, там такие святые! Это же Москва-красавица! К чему я клоню: как в известном американском фильме, мне сделали предложение, от которого я не смог отказаться. Мне предложили, чтобы, образно говоря, две реки слились в одну: центр святителя Луки и благотворительный фонд. Чувствуете, как по-разному они называются? Центр правильно назван центром, потому что он просветительский, а фонд – благотворительным. Предложили, чтобы они слились в одну реку, и мне доверили возглавить духовно-нравственное направление и стать главным редактором портала.
Скажу два слова, почему такая юридическая форма – фонд. Скажу понятно, чтобы не умничать: фонд – это кошелек. Хочу внести ясность, потому что до какой-то поры у меня ее не было, и хочу поделиться этим прояснением в мозгах с нашими дорогими зрителями. Дело в том, что этот проект – больница и храм в одном подворье – проект некоммерческий. А у нас «некоммерческий» – синоним слова «бесплатный». Нет, это не синонимы. Некоммерческий, потому что он не ставит своей целью извлечение прибыли и готов оказывать помощь всем, но в первую очередь тем... Потому что представьте, сколько надо содержать: и земля, и здание, и врачи – все это предстоит, и за все это, конечно, надо платить. Но если есть человек, который сегодня не может заплатить, ему надо помогать. И вот это фонд, который как раз аккумулирует средства, как семья... Раньше мы донашивали вещи, не стыдно было их латать, а сегодня вы обращали внимание, что заплаток нет? Ведь это было искусство: женщины так заплаточку делали, что ее и не видно. Так вот фонд – как семья, которая садится и обсуждает: «Младшему надо ботиночки, не босиком же ребенку ходить. А ты в этом костюмчике еще походишь». Как-то так, по-семейному.
Поэтому в завершение нашей беседы я попросил бы молитв. Можете себе представить, сколько искушений! Ведь только задумаешь благое дело – и тут на тебя все посыпалось... Конечно, у нас есть наш Главный Врач, и есть зам. Главного Врача, я его даже не называю, ведь вы понимаете, о ком я говорю. Смиренно просим молитв, чтобы все получилось по-божески.
Автор и ведущая программы Ольга Валентиновна Баталова
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!