Уроки православия. Школа покаяния. Урок 84. («Слово о смерти» свт. Игнатия Брянчанинова читаем с прот. Андреем Каневым 42 часть)

10 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Накануне 150-летия со дня кончины святителя Игнатия (Брянчанинова) мы завершаем чтение его «Слова о смерти». В нем святитель оставил нам те духовные инструкции, согласно которым каждый может подготовиться и к смерти, и к жизни - вечной, блаженной, истинной. И сегодня мы вспомним священника Игоря Розина, который не пренебрег этими знаниями и подготовился к переходу, а точнее – к восхождению от земли на Небо…

– Вот и подходят к концу уроки, на которых мы читаем «Слово о смерти» святителя Игнатия (Брянчанинова). И знакомиться с последней главой этого замечательного творения мы будем накануне памятной и даже юбилейной даты: 150-летия со дня блаженной кончины автора. Святитель Игнатий отошел ко Господу 13 мая 1867 года, в 3-ю Неделю по Пасхе, когда Церковь празднует память святых Жен Мироносиц и тайных учеников Христа – праведных Никодима и Иосифа Аримафейского.

О праведном Никодиме мы знаем, что он был фарисеем, членом синедриона и однажды пришел к Спасителю ночью, чтобы беседовать с Ним о необходимости рождения свыше. А праведный Иосиф Аримафейский известен тем, что после распятия и смерти Христа упросил Пилата отдать ему Тело Господа, Которое при участии праведного Никодима и предал погребению во гробе, своем гробе. Его праведный Иосиф приготовил для себя, и данный факт говорит нам о том же, о чем пишет святитель Игнатий в «Слове о смерти»: для спасения человеку необходимо иметь память смертную. Иосиф Аримафейский эту память имел, как имели ее те святые подвижники, что ставили гробы в своих кельях, напоминая этим себе, чем завершается человеческая жизнь и что в ней главное. Именно об этом святитель Игнатий так подробно рассказал в «Слове о смерти» и даже предложил нам духовную инструкцию: как необходимо готовиться и к смерти, и к жизни вечной – блаженной и истинной.

И на наших заключительных «уроках» мы будем говорить о том, как в наши дни уже явные ученики Христовы проходили такую подготовку и совершали переход, а точнее, восхождение от земли к Небу… Таких примеров – ярких, убедительных, наглядных и совсем близких к нам по времени – немного. Но оттого они так памятны и так пронзительны! Они как будто говорят нам: и сегодня следовать за Христом возможно; и в наше время подвижничество может быть таким же, как и в первые века жизни Церкви. Об одном из таких подвижников мы уже рассказывали на «Уроках православия», а недавно в издательстве Сретенского монастыря вышла книга Анастасии Рахлиной «В руки Твои, Господи...» , в которой подробно говорится о судьбе священника Игоря Розина. Он и батюшкой был совсем недолго, и по возрасту был не стар. Но не годами пребывания в Церкви или просто в этом мире Господь отмеряет нам время земной жизни... Отец Игорь был первым настоятелем храма святого Георгия Победоносца в городе Тырныаузе (на Северном Кавказе), и его жестоко убили прямо в этом храме после воскресной литургии 13 мая 2001 года – в день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова). Тоже 13 мая... Может ли такое совпадение нам о чем-то сказать или натолкнуть на какие-то размышления?

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы г. Екатеринбурга, кандидат философских наук:

– На одном из «уроков» мы прочитали в «Слове о смерти» святителя Игнатия о том, как один из святых рекомендует наблюдать обстоятельства жизни для пользы духовной. Такими обстоятельствами может быть как то, в день памяти какого святого ты родился, так и то, в какой день происходят твои жизненно важные события, может быть, в какой-то праздник или день памяти какого-то святого. Есть очень яркий и необычный пример наших дней того, как ушел из жизни наш современник. Это священник Игорь Розин, который был почитателем святителя Игнатия и в своем недолгом священническом служении изучал его творения. Остались его проповеди прихожанам на основе «Слова о смерти». Он ушел из жизни 13 мая, то есть в день памяти святителя Игнатия, что тоже неслучайно.

– Впервые мы узнали об отце Игоре Розине от нынешнего настоятеля Тырныаузского храма иеромонаха Игоря (Васильева), прежде служившего там алтарником, а затем сменившего батюшку на этом посту. Несколько лет назад отец Игорь рассказывал нам на «Уроках православия» о том, как их батюшка почитал святителя Игнатия – этого ревнителя аскетической традиции, учителя покаяния и одного из выдающихся духовных руководителей христиан на пути к вечной жизни.

Иеромонах Игорь (Васильев):

– Отец Игорь очень почитал этого святого, любил его, молился ему и на основе его творений писал свои проповеди.

– Сегодня в тырныаузском храме хранится тетрадь с проповедями отца Игоря, в которой можно найти записи, приуроченные к Родительской субботе. В заглавии проповеди сделана пометка: «“Слово о смерти”, святитель Игнатий Брянчанинов», а далее идет сам текст проповеди – шесть страниц убористым почерком. О чем это говорит? Не о том ли, что тема смерти волновала и самого отца Игоря? Несомненно! В этом убеждаешься, когда видишь, какие именно слова святителя Игнатия он цитирует. Например, такие грозные и отрезвляющие: «Души людей даже покаявшихся, но не успевших принести никаких плодов покаяния нисходят во ад и терпят там наказания за учиненные ими грехи!» Да, эти слова устрашают, но именно они и могут привести грешника в трепет! Особенно когда смерть уже точно не за горами, и даже не за плечами, а смотрит прямо в лицо!

Кому адресовал эту проповедь отец Игорь? Из дня сегодняшнего нетрудно предположить, что слова эти батюшка адресовал в первую очередь себе. Как, впрочем, и все остальные. Например, вот эти, записанные в той же тетрадке, слова преподобного Макария Оптинского: «Видящий пред собою лежащего своего мертвеца о нем и плачет и не обращает внимания на чужих мертвецов». Все эти записи, а также воспоминания людей, бывших в то время рядом с отцом Игорем, говорят нам о том, что батюшка прежде, чем исцелять других, желал исцеляться сам. Прихожане видели это и потому верили своему пастырю, слушались его голоса. А когда он умолк, то уже дела батюшки стали для них и примером, и ориентиром: так безоговорочно убеждает людей пролитая за Христа кровь. И то, что отец Игорь внешне не предпринял ничего, чтобы предотвратить свою смерть, оказалось вовсе не поражением...

Протоиерей Андрей Канев:

– Конечно, это не было поражением. Фраза «Поражу пастыря, и рассеются овцы» к этой истории неприменима, потому что пастырь-то не поражен. Пастырь бывает поражен, когда он грешит. Когда мы грешим, то поражены лукавым. Тогда священник начинает унывать, перестает молиться, служить, проповедовать, учить. Тогда паства рассеивается, потому что пастырь не выполняет своей функции. А когда пастырь является не только проповедником, не только молитвенником, но еще и мучеником... Пусть физически он убит, но это не значит, что он убит грехом, допустим, как я, еще живой, но в духовном состоянии хуже, чем мертвец. А он предстоит пред Богом и молится за свою паству, которая умножается. Наверняка в число этой паствы входят люди, которые читают книгу о батюшке и его подвиге.

Не случайно же про Древнюю Церковь говорится, что кровь ее мучеников являлась семенем веры. Но это было не только в первые века гонений, но и в XX веке, когда страдали наши новомученики. Мы знаем примеры, когда люди, видя страдания верующих людей, пастырей и архипастырей, сами укреплялись в вере. Оказывается, это происходит и в наше время. Часто мы обманываемся неправильным представлением о времени, дескать, это было давно, «мифы и легенды Древней Греции». А это не мифы и легенды Древней Греции, это жизнь. И оказывается, такие примеры, очень интересные, яркие, есть и сейчас, когда к нашему современному священнику приходит убийца и говорит: «Я тебя убью через неделю». А он, понимая, что пастырь не должен никуда бежать, остается верен Богу. В книге написано, что он пообещал Богу, что добровольно никуда из этого прихода не уйдет, например из-за скудости, бедности, трудностей. И этот героизм – простой, хороший русский человеческий христианский героизм, когда человек остается на своем месте, – просто поразителен. Поэтому пастырь не поражен. Пастыря убили, но он не поражен. Поэтому очень показательно, что после его кончины приход окреп.

– Чему научил прихожан подвиг батюшки? Об этом они сами подробно рассказывают на страницах книги с глубоким и пронзительным названием «В руки Твои, Господи...». Вспомним, что впервые эти слова христиане услышали от Самого Спасителя, это были последние слова, произнесенные Им с Креста: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой!» А что означают они для нас? Ответ на этот вопрос мы также находим в творениях святителя Игнатия, а именно в его аскетических опытах, где запечатлена практика христианской жизни. И отец Игорь (об этом также вспоминают его духовные чада) ревностно стремился овладеть этой практикой, чтобы спасти и свою душу, и души вверенных ему Богом людей…

И тут уместно будет вспомнить, что еще до священнического служения профессиональная деятельность тогда еще Игоря Розина также была связана со спасением людей: он был альпинистом и работал сначала в Эльбрусском спасательном отряде, а затем в противолавинной службе. Этого спасателя жизней человеческих Господь призвал стать спасателем душ для Царства Небесного. И тот откликнулся на призыв: оказался не только званым, каких много, но и в числе немногих избранных. Размышляя о том, как по-разному люди могут откликаться на призыв Божий, отец Андрей заметил: есть множество профессий, когда человек трудится рядом со смертью, но при этом ничему у нее не учится.

– Я видел таких людей, которые находятся рядом со смертью, но ничему не учатся. Это работники бюро ритуальных услуг, где я встречал людей, которые ни Бога не боятся, ни о смерти не думают, работая в сфере обслуживания смерти. Поэтому все зависит, конечно, от человека, а не от места.

У отца Игоря действительно особый путь, потому что еще до своего призвания и даже до обретения веры и крещения он был спасателем в горах. Работа альпинистом – это совсем другая жизнь, это постоянный реальный риск, реальный страх и преодоление страха смерти. Чем занимаются спасатели? Спасением живых и эвакуацией тех, кто погиб в горах. Поэтому встреча со смертью была у него практической. Можно встречать чужую смерть, но она остается чужой: да, прозвенела такая «напоминалка»: смерть есть, но это чужая смерть. А когда у него погиб сын, это наверняка сыграло бо́льшую роль, чем смерть чужих людей, тогда он приобрел опыт личной, трагической потери.

– Младший сын – девятилетний Андрей получил страшные ожоги и отошел ко Господу за восемь месяцев до гибели отца. После этой трагедии батюшка очень переменился, он словно получил в этой смерти некий секретный знак от Бога и жил теперь словно уже и не здесь. Впрочем, и прежде в жизни отца Игоря уже случались и страшные, и удивительные, а главное, поворотные события, также связанные с младшим сыном. Вот что мы читаем об этом в книге: «Через Андрея действовал Промысл Божий, именно с ним были связаны важные события, приведшие его отца к вере Христовой, а затем – и к священству, и к мученичеству. А вслед за отцом Игорем шла к Богу и укреплялась в вере и вся его паства…»

Читая «Слово о смерти», мы постоянно обращаем внимание на то, какой может и должна быть подготовка христианина к смерти. Святитель Игнатий обращает наше внимание на то, что Господь через самые разные обстоятельства жизни многократно напоминает нам и о неизбежности ее конца, и о необходимости подготовки к нему. А еще напоминает о том, что в мире действует непостижимый Промысл Божий. Так, на прошлом уроке мы цитировали слова преподобного Антония Великого, которые святитель приводит в главе «Память смертная». Помните?

«Рассматривая превратность жизни человеческой и неизвестность ее конца, этим мы устраняемся от греха. Размышляя о неверности наших жизни и естества, мы приходим к познанию, что Божий Промысл управляет нами, и тогда мы перестаем согрешать и увлекаться вещами пустыми и тленными, тогда уже ни на кого не гневаемся, не стремимся к собиранию земных сокровищ, попираем все тленное... Вся любовь к земному, все обманчивые желания побеждаются в нас боязнью суда, страхом смерти и вечных мук, и этим же страхом душа удерживается от падений...»

Такие слова перестают быть теорией и становятся труднейшей, но исцеляющей душу практикой, когда взрослые люди сталкиваются со смертью детей. И скольких родителей отрезвило, пробудило от сна греховного именно такое невыносимо горькое лекарство, как потеря ребенка…

– Недавно я был в командировке на Кавказе и побывал в Беслане, в известной школе, где произошла трагедия, примерно в то же время, когда погиб отец Игорь. Соприкосновение с человеческим горем, с детской смертью, по большому счету с бесовской злобою, – все это очень потрясающие вещи, которые заставляют задуматься, что мы, люди, вообще делаем, кто мы, зачем все это и как применимо к твоей жизни... Я был там с военными священниками, и для нас провели экскурсию, но не как в музее, а нам рассказывал человек, который реально участвовал в этой трагедии и потерял там своих близких. Когда он показывал нам бесланский спортзал, то обратил наше внимание на места, где выгорел пол, в нескольких местах были проплешины: это места, где не было убитых. Нам показали всю школу, место, где погибли наши спецназовцы... Страшнейшее впечатление от такой человеческой злобы и несчастья этих детей. Но зато как потом объединился город...

Этот человек, проводивший нам экскурсию, непосредственный участник того события, тогда был мусульманином, но после трагедии стал христианином, и вся его семья перешла в православие. Более того, рядом с этой школой уже почти построен храм Бесланских младенцев. Нас водили в «Город ангелов» – так называется кладбище, где похоронены все погибшие тогда люди. Мы познакомились с мужчиной, который потерял дочь и все сорок дней жил на этом кладбище; сейчас он все бросил и работает сторожем в этом «Городе ангелов». Такая близость этого горя и понимание, как все очень серьезно...

Когда мы зашли в этот храм, кто-то из священников предложил: «Давайте споем “Христос воскресе!”» Потому что, когда видишь одно только горе, одну только смерть и страдания людей, мучившихся там три дня, только после «Христос воскресе!» отлегло от души – как важно помнить не только о смерти, но и о том, что она все-таки побеждена.

И когда мы вспоминаем об отце Игоре, то не должны думать только о страшном попущении Бога, когда пришел человек и убил священника ножом в грудь (не со спины), а тот ничего, будучи физически подготовленным человеком, не сделал, не сбежал, а принял все как из рук Божиих. У нас не должно быть впечатления, что это какой-то хаос зла – для чего-то это нужно. Как пишет преподобный Варсонофий, потом мы поймем, для чего это нужно.

«Замечайте события вашей жизни. Во всем есть глубокий смысл. Сейчас они вам непонятны, а впоследствии многое откроется» (преподобный Варсонофий Оптинский).

– И отцу Игорю тоже для чего-то было нужно такое как бы подготовительное средство, как потеря собственного ребенка. Преподобный Силуан Афонский пишет, что дети сразу переходят в рай и являются молитвенниками за нас. Видимо, это была какая-то ступень...

Кавказ – место, где люди живут немного по другим ценностям. Не случайно его часто называли «горячей точкой», жизнь там воспринимается иначе, чем у нас: ты все спланировал, все благополучно. Там ты спланировал, но приходят какие-нибудь бандиты, и все становится по-другому.

– Все может измениться в жизни человека и без вмешательства бандитов или иных злодеев. Например, стихия тоже может принести многим людям и смерть, и потери, и горе, причем одновременно... Именно это и пережил город, в котором служил отец Игорь, когда на Тырныауз сошел сель – так называется поток смеси воды и большого количества обломков горных пород…

«Сель» – так названа одна из глав книги об отце Игоре. В ней говорится о том, какое несчастье обрушилось на Тырныауз в июле 2000 года, за девять месяцев до гибели батюшки. Это событие добило город, процветание которого и так закончилось с началом перестройки. Под мощью стихии рушились девятиэтажные дома вместе с людьми, сносились целые улицы. Кроме того, сель перекрыл реку Баксан, и она, словно в библейской катастрофе, потекла вспять – на Тырныауз, и город стал уходить под воду. Тогда погибло множество людей, еще больше пропало без вести, их тела просто не нашли. В те страшные дни на службе в храме было лишь несколько человек, остальные жители города в такой момент к Богу не пришли… Да и после стихии неделями почти никто не приходил в храм, люди смотрели только в землю. Смотрели и не видели, своими ушами слышали и не понимали, не обращались, чтобы прощены были грехи их...

У отца Игоря разрывалось сердце. Кто знает, может быть, эта катастрофа, показавшая всем, как немощен и хрупок человек, как ненадежны дела рук его, также стала для него поворотным событием? Жители стали уезжать из города, за копейки продавая или просто бросая свои квартиры – они спешили прочь от родной земли. Но были и те, кто остался. И вот ради этих бабушек, ради нескольких человек отец Игорь принял решение никогда не покидать этого места. Никогда. Он решил всецело предать себя и свою паству в руки Божии. И намерение свое исполнил.

– Это говорит о многом: о его духовных, душевных качествах. Как пример мне вспоминается подвиг святой царской семьи. Как бы ни говорили о царе: о периоде его правления, его решениях, личности, все-таки конец – делу венец. Когда я говорю с людьми, сомневающимися в святости царской семьи, то рассказываю именно о том, как эти люди закончили свою жизнь. Это говорит о многом, о том, что люди подготовились, уже были готовы... Так что такие примеры очень и очень поучительны.

(Продолжение следует)

Автор и ведущая программы Ольга Валентиновна Баталова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать