Уроки православия. «Поминайте наставников ваших». С д.и.н. профессором ПСТГУ Н. Ю. Суховой. Урок 1

22 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
«Поминайте наставников ваших» - так называется цикл передач, на которых мы вспоминаем христиан, помогающих нам услышать и понять слово Божие и своей жизнью научающих, как можно это слово исполнять и через него спасаться! И сегодня мы вместе с д.и.н., профессором ПСТГУ Н.Ю. Суховой будем вспоминать святителя Филарета (Гумилевского)…

– «Поминайте наставников ваших» – этими словами мы предваряем многие наши «уроки», и неспроста. Ведь христианину на самом деле всегда важно поминать своих наставников. Но важно и другое: помнить всю фразу апостола Павла из его Послания к Евреям, в контексте которой эти слова и были произнесены: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Действительно, самыми главными для нас являются те наставники, которые помогают нам услышать слово Божие, понять его, которые своей жизнью показывают нам, как можно это слово исполнять и через это спасаться. И сегодня мы будем вспоминать именно такого наставника.

Святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский и Нежинский, был не только талантливым церковным ученым, оставившим значительное творческое наследие в области библеистики, догматического богословия, церковной истории, патрологии, но отличался и внутренним благочестием, чем привлекал к себе многих и многих людей. Был всегда кроток в общении, даже с теми, кто имел заблуждения, умел с терпением и благодушием выслушать собеседника, а потом очень мягко объяснить ему суть дела и вывести ошибающегося на истинный путь. Современники запомнили его человеком скромным, смиренным, строгим к себе и снисходительным к другим. Узнать и полюбить этого святого нам поможет Наталья Юрьевна Сухова, доктор исторических наук, профессор Свято-Тихоновского университета.

Наталья Юрьевна Сухова:

– Святитель Филарет (Гумилевский) начал свою жизнь как очень многие юноши духовного сословия. Он сын священника, в детстве был очень маленьким, хрупким по телосложению, поэтому когда учился в семинарии, получил вот это прозвание, откуда пошла его фамилия Гумилевский («гумилис» – маленький, тихий, смиренный). На самом деле фамилия его от рождения Конобеев. Но в семинариях очень часто меняли фамилии, и в фамилиях очень часто можно увидеть как раз черты характера того или иного отрока. С его рождением связано много разных историй. Юродивый, который подвизался в той местности, где родился Дмитрий, предвещал его будущее великое служение; это первое. И в дальнейшем жизнь святителя Филарета была связана с очень многими знаками, которые показывали, что это не совсем обычный человек.

Дальше была обычная жизнь юноши духовного сословия: духовное училище, духовная семинария и, наконец, Московская духовная академия. В Московскую духовную академию будущий святитель Филарет (Гумилевский) попал в то время, когда она была полна знаменательных, очень высоких по жизни и богословию личностей. Но, может быть, самое главное для будущего святителя Филарета было то, что митрополитом Московским в то время являлся святитель Филарет (Дроздов), наш знаменитый святитель. И когда Дмитрий Гумилевский принимал постриг, то имя ему было дано, конечно, в честь святого Филарета Милостивого, но и в память о митрополите Московском; сам митрополит Московский благословил это имя новопостриженному. Святитель Филарет (Гумилевский) всю жизнь очень почитал своего старшего наставника, друга, хотя он никогда не дерзал считать его другом; их даже называли Филарет старший (или Филарет Великий) и Филарет младший (или Филарет малый).

Святитель Филарет (Гумилевский), окончив Московскую духовную академию, был как лучший выпускник оставлен преподавать, затем являлся инспектором и ректором Московской духовной академии на протяжении шести лет (1835–1841). Кажется, это недолго, но это очень важный период, – период прикровенного развития русского богословия, когда действительно в школьном богословии появляются некие новые черты, новые ноты, даже новые области богословия, которые для нас очень важны. И вот здесь хотелось бы особенно обратить внимание на то, что в это время в стенах духовных академий, и прежде всего в Московской духовной академии, появляется патристика – учение о святых отцах и их наследии. И святитель Филарет (Гумилевский) имеет самое непосредственное отношение к этому.

Может быть, несколько слов здесь стоит сказать о важности святоотеческого наследия не только для духовного образования, но и для всех нас, для каждого христианина и для всей нашей Церкви. Действительно, мы начали нашу передачу со слов: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие». И очень важно здесь правильное понимание слова Божия. Кто нам может дать правильное понимание слова Божия? Конечно, прежде всего святые отцы. Святоотеческая экзегеза, святоотеческие толкования на слова Священного Писания – это тот неисчерпаемый источник, та сокровищница православного богословия, из которой каждый из нас может черпать. И здесь святитель Филарет (Гумилевский) может быть назван отцом русской патристики.

Святитель Филарет Московский (Великий), естественно, тоже был последователем святых отцов, святоотеческой экзегезы; это понятно и по его первым трудам, когда он еще сам преподавал. Но в это время оказывается (и все это понимают), что святоотеческое наследие очень важно для всего русского общества. Течения в русском обществе в первой четверти XIX века: некоторая внецерковная мистика, масонство, увлечение западными идеями. Все это показало, что святые отцы должны быть не просто вспоминаемы, а тщательным образом изучаемы, причем не только будущими священниками, но и обычными мирянами, то есть представителями всех слоев общества. И именно святитель Филарет Московский настоял на том, что Московская академия начала великий проект по переводу святоотеческого наследия на русский язык. Была даже создана специальная серия, мощное издание, проект по переводу святых отцов на русский язык. И вот здесь тогдашний ректор Московской духовной академии, тогда еще архимандрит Филарет (Гумилевский), был лучшим исполнителем этого.

Святитель Филарет Московский и святитель (тогда архимандрит) Филарет (Гумилевский) – вот, пожалуй, тот тандем, та двоица, то содружество, которое смогло оставить нам эту замечательную серию: переводы святых отцов на русский язык. И, пожалуй, здесь святитель Филарет (Гумилевский) проявил то главное свое понимание, – понимание правильного прочтения слова Божия. Поэтому в этом смысле он является для нас одним из самых важных проповедников слова Божия, проповедников правильного понимания слова Божия.

Святитель Филарет (Гумилевский) был составителем первой программы по патристике. И здесь тоже очень интересные моменты, на которые, наверное, стоит обратить внимание. Как только патристика была введена в Московской духовной академии, Святейший Синод благословил ее введение и во всех остальных духовных академиях. Поэтому Московская академия, возглавляемая своим ректором, задала камертон изучения творений святых отцов. Но как только стали разрабатываться первые программы по патристике, сразу появились два подхода к ним: систематический и исторический. И вот здесь святитель Филарет (Гумилевский), будучи очень последовательным сторонником исторического подхода к изучению святых отцов, формулирует два очень важных принципа их изучения. Во-первых, нельзя святого отца вырывать из его исторического контекста, иначе мы недостаточно его поймем. И святой отец как раз и являет такое удивительное церковное правило: впитывать всю специфику своей эпохи, той проблематики, тех проблем, которые стоят перед Церковью, но, отвечая на эти проблемы, давать ответ на все времена, что чрезвычайно важно.

И святитель Филарет услышал это: с одной стороны – актуальность ответов святых отцов на проблемы их времени, с другой стороны – такой ответ, который важен и для нас сейчас. То есть мы можем находить ответы на наши сегодняшние проблемы. И вот эта сотериологичность, спасительность на все времена святоотеческого наследия – это то, что святитель Филарет сумел донести и до своих современников, и до нас. Поэтому очень важно вчитываться в его слова.

Второй очень важный принцип, выдвинутый святителем Филаретом, принцип изучения святых отцов. Вообще что такое эпоха святых отцов? Все на этот вопрос отвечали по-разному. Кто-то считал, что это эпоха Вселенских Соборов. Кончились Вселенские Соборы – кончилась святоотеческая эпоха. И дальше появляются великие богословы, великие мыслители, но мы уже не можем причислять их вот к этому корпусу святоотеческого наследия. Святитель же Филарет (Гумилевский) формулирует очень важную вещь: златая цепь святых отцов нескончаема. То есть святость Церкви пребывает до скончания века; и святые отцы пребывают до скончания века. И вот эти святоотеческие истины, златые крупицы святоотеческого наследия и сейчас пребывают. Поэтому он в своем курсе святоотеческого наследия продлевал его даже до XVIII века, до святителя Димитрия Ростовского, а святитель Филарет Московский подсказал ему, что можно продолжать и дальше, до святителя Тихона Задонского. И для нас сейчас очень важно, что златая цепь святых отцов доходит и до нашего времени и будет продлеваться дальше. То есть мы не выпадаем из этого, мы тоже с вами находимся в эпохе святых отцов, в эпохе святоотеческого наследия, и это дает нам возможность и сейчас слышать глас святых отцов, правильного их понимания слова Божия.

Святитель Филарет (Гумилевский) не смог сам преподавать патристику, тем не менее его замечательный, мощный, значимый труд «Историческое учение об отцах Церкви» и доселе остается вполне актуальным и  востребованным. Святитель Филарет (Гумилевский) являлся, пожалуй, одним из последних богословов-энциклопедистов. То есть он одновременно занимался и догматическим богословием (и представил курс догматического богословия), и историей Русской Церкви (его перу принадлежит первый научный курс истории Русской Церкви), и патристикой; он полемизировал со старообрядцами. Но самое главное, он всегда считал очень важным во все времена истории Церкви ориентироваться на лучшие ее проявления, то есть на святых, на святость. Поэтому в дальнейшем, в какой бы епархии ни служил святитель Филарет (Гумилевский) (а после ректорства в Московской академии он был епископом Рижским; затем сменил несколько кафедр; последняя кафедра, на которой он пребывал, была Черниговская, он был архиепископом Черниговским и Нежинским), он составлял жития святых той местности, где служил. Он считал, что очень важно ориентироваться на святых, иметь перед собой примеры святых. Причем это важно не только для будущих священников (поэтому он всегда старался агиографические элементы вводить в программы духовных школ своих епархий), но и для всего общества.

Поэтому главные ориентиры, которые святитель Филарет задавал, такие: слово Божие,  святоотеческие труды и правильное понимание слова Божия, жития тех святых, которые смогли в своей жизни исполнить спасительный призыв, дающий нам слово Божие. Вот, пожалуй, три опорные точки, которые нам дает святитель Филарет (Гумилевский). И здесь он нам тоже оставил совершенно замечательное наследие – жития святых: жития всех восточных святых, жития святых подвижниц, то есть женщин, причисленных к лику святых, и, конечно, жития местных святых (там, где он служил).

Святитель Филарет скончался в 1866 году, в прошлом году как раз было 150-летие со дня его кончины. Его совершенно замечательная жизнь, его замечательное наследие сейчас актуально как никогда.

Несколько слов, наверное, стоит сказать о кончине святителя Филарета (Гумилевского). Когда он служил в Черниговской епархии, паства его очень любила. Он всегда был доступен для паствы, всегда очень много проповедовал, нес слово Божие, много рассказывал о святых. Его паства была близка к своему пастырю. Здесь вспоминаются слова священномученика Игнатия Богоносца: «Где епископ – там и Церковь, ничего не делайте без епископа». Пожалуй, в своей жизни святитель Филарет воплотил этот призыв. И кончина его была тоже святой. В его епархии была эпидемия холеры. Святителя всячески предостерегали, запрещали ему ехать в епархию, дабы он не заразился, но он сказал, что народ ослаб, народ в печали и надо его поддержать. Несмотря на все опасности, он совершил объезд своей епархии, заразился и скончался. Когда он скончался, вся его паства, конечно, была в великой печали, но гроб с останками святителя на плечах несли в Чернигов. И вот это многодневное шествие, когда вся паства, скорбя об ушедшем святителе, несла его на своих плечах, наверное, тоже такое проявление не только народной любви, но и ответ, отзыв на ту святость, которую дал своей жизнью святитель Филарет (Гумилевский).

Он был причислен к лику святых сначала Украинской Православной Церковью, канонизация состоялась в 2009 году. И ныне он получил уже всецерковное прославление: он уже внесен в месяцесловы всей Русской Церкви. Вот такая замечательная жизнь истинного святителя, истинного богослова, истинного святого, проповедника слова Божия.

Наверное, несколько слов стоит сказать еще и об истории Русской Церкви, как ее видел святитель Филарет (Гумилевский). Во-первых, и в этом он подражал и следовал своему наставнику – святителю Филарету Великому (Дроздову). Ведь сам святитель Филарет (Дроздов), когда еще преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии во времена своей молодости, первое, что он преподавал,– историю Церкви. И святитель Филарет Великий выделял главное, что надо услышать, узнать, что надо почувствовать и понять будущим священникам, а через них и всему русскому обществу в истории Церкви: это тоже святость.

Святитель Филарет говорил, что есть внешняя история Церкви. Развитие Церкви, приобщение к ней все большего количества людей, миссия, борьба с врагами Церкви – это все внешняя история, ее надо изучать. Но для того, чтобы лучше понять внутреннюю историю Церкви. А внутренняя история Церкви – это история богомудрых мужей, тех, которые собственно и сформулировали церковное учение, это история богослужения и история святости. Вот этот очень важный ориентир на святость, на спасительность, на то, что в каждую эпоху появляются люди, которые не просто стремятся к святости, а  совершают этот прорыв, преодолевая свое время, – то самое важное, что надо услышать в истории Церкви.

То есть в истории Церкви надо услышать, как историю препобеждают; как, препобеждая свое время, тот или иной святой выходит во вневременное пространство. То есть, преодолевая свое время, предстает перед лицом Божиим. Святитель Филарет (Гумилевский) это услышал. И в его истории Русской Церкви (хотя ее иногда называют официальной историей Русской Церкви, потому что там он действительно говорит очень много о каких-то внешних событиях), если внимательно ее читать, можно услышать то же, что мы вычитываем у него и в «Учении о святых отцах», и в его догматическом богословии, и в его агиографических сочинениях, – призыв к святости, призыв к спасению.

 Времена не выбирают, но, несмотря на это, в каждой эпохе, в каждом времени человек призван к святости и может это реализовать, может совершить этот рывок. И история Церкви дает такие примеры, дает иллюстрацию, как это совершали те или иные наши предшественники.

Как мне кажется, в этом и есть секрет святителя Филарета (Гумилевского): он во всех областях богословия видел главное – то, что собственно богословие и определяет как таковое. Это его сотериологичность, его спасительность. Если богословие не ориентирует нас на спасение, если в богословии не звучат сотериологические ноты, если богословие не имеет сотериологического вектора, то это не богословие. Как представляется, это самое важное, что святитель Филарет нашел, его находка, его тайна, которую он открывает нам.

И когда мы это понимаем, нам уже не кажется, что святитель Филарет  просто энциклопедист, который умудрялся ввиду своих талантов, своего замечательного ума заниматься и догматическим богословием, и церковной историей, и патристикой, и агиографией, и полемикой в связи с расколом. Это не энциклопедизм, который слагается из разных областей, это умение во всех областях богословия увидеть главное, соединяющее – сотериологичность, призыв к святости.

И здесь святителем Филаретом выстраивается совершенно замечательная цепочка. Слово Божие – главный источник богословия, и мы, опираясь на творения святых отцов, вычитываем в слове Божием и понимаем в слове Божием призыв к святости. Догматическое богословие дает нам твердую основу, правильные ориентиры нашего богословского видения. Церковная история дает нам примеры, как человек, живущий в определенную эпоху, может преодолеть эту эпоху, преодолеть время, не отказываясь от него, впитывая от него все и давая ему необходимые ответы. Тем не менее преодолеть его и выйти в это вневременное пространство. Патристика святителя Филарета дает нам примеры, как богомудрые мужи – святые отцы, как раз и преодолевшие свое время, дают то сокровище, то золотое наследие, которое мы можем использовать для своего спасения. И агиография тоже дает нам примеры святых, жития святых, которым, по словам апостола Павла, поминая их житие, поминая их кончину, мы можем подражать. Мы можем подражать их вере, подражать их образу жизни, и это как-то поможет нам свою жизнь настроить на спасительный камертон.

И здесь святитель Филарет (Гумилевский), пожалуй, дает один из лучших образцов как человек, который сформировался в школьном богословии. В самом понятии «школьное богословие» нет ничего ругательного; школьное богословие – это богословие, которое дается в школе, дается в правильном варианте, в воспитании будущих священников. Тем не менее школьное богословие – это лишь та основа, может быть, та система координат, которая дает в дальнейшем возможность человеку заниматься богословием жизни. Священники занимаются богословием жизни по призванию, по определению. Но и каждый в своей жизни должен это богословие жизни реализовывать. И здесь святитель Филарет дает пример, – пример, конечно, пастырский и архипастырский, тем не менее для каждого из нас, в общем-то, полезный и даже необходимый: как нам, выстраивая эту цепочку, исходя из слова Божия, организовывать свою жизнь. Здесь есть и основа, и примеры, и учение.

Поэтому изучая наследие святителя Филарета (Гумилевского), мы как раз и получаем правильные ориентиры нашего понимания слова Божия, нашего проживания слова Божия, устроения нашей жизни по слову Божию. И сам святитель Филарет, который смог свою жизнь устроить так, конечно обладая особым призванием и будучи избранником Божиим, тем не менее дает каждому из нас и пример своей жизни. Изучая его жизнь, его кончину, о которой я недаром упомянула, мы можем подражать его вере, его истинно церковному бытию.

Святитель Филарет, конечно, имел и очень много учеников, которые подражали ему, его младшим собратьям по школе, дальнейшим его ученикам, когда он уже был профессором и ректором духовной школы; его ученикам в разных епархиях, которым он давал уже архипастырское наставление и пример жизни священнической, архипастырской, архиерейской.  Мы получаем целую плеяду замечательного церковного народа, замечательных церковных людей,  предстающих перед нами светлым сонмом, на который мы можем ориентироваться.

Поэтому наше наследие, наше Предание дает нам всю полноту церковной жизни: слово, учение, пример жизни, нравственные ориентиры. Поэтому здесь слова «поминайте наставников ваших» во всей полноте реализуются.

(Продолжение следует.)

Автор и ведущая программы Ольга Валентиновна Баталова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать