Уроки православия. О вере Иова Многострадального с прот. Виктором Вильчинским. Урок 1

18 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В наши дни комфортными называют не только жилище или вещи, но и отношения, и состояние души. Не опасна ли для нас такая тяга к комфорту – телесному и душевному? Спаситель говорит, что в мире будем иметь скорбь. Но сможем ли мы, изнеженные и расслабленные, вынести такие испытания? И как их нужно переносить? Жизнь Иова Многострадального дает ответы на эти вопросы. 

– Слово «комфорт» в наши дни используется повсеместно: о чем бы ни зашла речь, повсюду вворачивается это словечко, означающее, прежде всего, уют или удобство. Оказывается, комфортными могут быть не только одежда, обувь или жилище, но и отношения с другими людьми! И даже внутреннее состояние спокойствия и безмятежности сегодня привычно именуется «душевным комфортом»! Но спасительна ли такая тяга к комфорту – и телесному, и душевному?

Вот что говорит об этом преподобный Никодим Святогорец: «Ты спросишь: разве грех – спокойно спать, хорошо есть и пить, ходить на празднества и увеселения? Но этим вопросом ты хочешь оправдать себя, потому что все это, может, и не грех, но этим ты подготавливаешь себя ко греху». А происходит эта подготовка следующим образом: когда мы, духовно изнеженные и расслабленные, на своем жизненном пути встречаем скорби и страдания (а мы их обязательно встречаем, ибо Сам Спаситель говорит, что «в мире будете иметь скорбь»), то понести эти тяготы не можем… А ведь Господь страданиями и несчастьями не только грешников врачует, но и праведников испытывает. И святые отцы называют скорби «посещением Божиим». Об одном таком посещении мы будем говорить на ближайших встречах с протоиереем Виктором Вильчинским, вспоминая ветхозаветного праведника Иова Многострадального и извлекая из его жития немало душеполезных уроков.

– Житие праведного Иова Многострадального описано в Библии, о которой нам известно, что это богодухновенная книга, и тем более интересно для нас должно быть прочитать об этом святом из книги, имеющей непререкаемый авторитет. Книга Иова относится к книгам учительным, что очень точно соответствует названию нашей передачи – «Уроки православия». И сегодня мы с вами постараемся всмотреться в образ этого героя, в те подвиги и искушения, которые выпали на его долю, потому что все мы хотим оказаться там, где он сейчас пребывает: в Царствии Небесном.

История Иова говорит нам о том, что он много пострадал. Наверное, редкий человек смог бы вынести столько обрушившихся на него бед, сколько их выпало на долю Иова Многострадального. Все мы имеем внутри себя некую предрасположенность к счастливой жизни. Мы ищем счастья на этой многострадальной земле и никак не можем его найти: оно все время ускользает от нас. Вместо него мы зачастую сталкиваемся с большими проблемами, горем, страданиями. Этот вопрос всегда волновал людей: «Если Бог нас любит, если Он нас создал, то почему Он попускает нам страдать?» Многие мыслители, философы в истории человечества пытались найти ответ, осмыслить это. Тем более нам может помочь в этом Библия – книга откровения Бога о Его Промысле и жизни человеческой на земле. Нам нужно внимательнее отнестись к ней, попробовать пристальнее рассмотреть основные события, изложенные здесь, чтобы мы смогли понять, почему Иов, будучи человеком праведным, так много страдал.

Жил этот праведник в далекой древности, примерно 1800 лет до Рождества Христова, в земле Уц, которая находилась между сегодняшней Иудеей и Египтом. По происхождению он был пятым от Авраама, но жил еще до Моисея, до того события в истории, которое случилось с еврейским богоизбранным народом. И хотя закон от Бога еще не был получен на Синайской горе, тем не менее Иов, незнакомый с этими Божественными откровениями, жил праведно, что подтверждает нам Сам Господь.

…нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (Иов 1, 8).

Мы, открывая Книгу Иова, видим там рассказ о его жизни. Это был благочестивый человек, которого Господь наградил огромным количеством стад овец, верблюдов и всякого мелкого скота. В Книге даже указывается количество животных, которым владел праведный Иов. При этом он был человеком непорочным, справедливым, уклонявшимся от всякого зла и чтившим Бога. Кроме этого богатства Господь благословил его десятью детьми – семью сыновьями и тремя дочерьми, красивее которых не было тогда на земле. У каждого сына был свой дом, и братья по очереди, начиная со старшего, собирались все вместе и пировали. Когда завершался этот круг торжеств, то Иов приносил Господу жертвы. И здесь нужно немного остановиться. Как часто мы говорим: «Как было бы хорошо помолиться друг за друга, за наших детей!», но при этом возникает вопрос: «А как нужно молиться?» Думаю, что в этом случае можно взять пример с Иова, который, благодаря Бога за все, что Он ему дает, приносил Ему одну жертву с такой мыслью: «А вдруг, Господи, кто-то из моих детей согрешил против Тебя? Может быть, нечаянно похулил Твое святое имя? Прости его, Господи!» Нам, родителям, хорошо бы взять это себе на заметку.

…вставая рано утром, возносил всесожжения … ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни (Иов 1, 5).

На этом вступление заканчивается, и события Книги переносят нас в иные миры. Начинается рассказ о Царстве Божием, и нам говорится о том, как к Господу приходят сыны Божии – ангелы Его, и сатана тоже является пред Ним. Конечно, для нашего слуха, понимания это совершенно невероятная картина, но нам надо понять, что мы не все знаем об устроении того мира, о взаимоотношениях Бога и ангелов и даже Бога и сатаны. По-видимому, еще до Христа дьявол имел какой-то доступ в Царство Небесное, а возможно, он просто не мог никуда деться из Божьего мира и потому обязан был являться пред Богом. Книга Иова нам этого не объясняет. Итак, приходит сатана, и Господь его вопрошает:

– Где ты был?

– Я обошел весь мир.

– А видел ли ты человека, праведника Моего Иова? Он богобоязненный, уклоняется от зла, живет праведно? – спрашивает Господь.

На что Ему сатана отвечает:

– Да, конечно. Ведь Ты благословил Его всем: богатством, благами, оградил его от всякого несчастья. Он благословляет Тебя потому, что Ты ему много даешь. Вот если бы Ты лишил его этого, то я бы посмотрел, как он Тебя благословит.

И Книга говорит о том, что Господь соглашается с сатаной испытать Иова, как будто бы Бог идет у него на поводу. Господь говорит: «Хорошо, он в твоей руке. Делай с его богатством, его близкими людьми все что хочешь, только ему самому не причиняй никакого вреда».

И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня (Иов 1, 12).

Дальше Книга Иова повествует нам о страшных событиях. К Иову прибегает посыльный и говорит, что когда все его волы вместе с ослицами и другими животными находились на поле, то на них напали иноплеменники и, убив всех пастухов, увели стадо с собой. Не успел он еще досказать, как прибежал другой вестник и начал говорить о том, что на стада, которые паслись, упал с неба огонь и погубил и животных, и пастухов. Этот гонец еще не договорил, как появляется третий вестник и говорит Иову: «На нас напали иноплеменники, убили пастухов острием меча, похитили скот. Я один остался в живых, чтобы сообщить тебе это». Так в одночасье Иов становится совершенно нищим человеком, потому что раньше богатство измерялось не машинами или домами, а стадами животных.

Но и на этом несчастье, обрушившееся на Иова, не закончилось: к нему прибежал еще один гонец и принес самую страшную весть. Он сказал, что когда его дети были на пиру у старшего сына, то из пустыни налетел ветер и, подняв крышу, обрушил ее на всех, кто был в доме. Все дети Иова погибли. И что же делает праведник? Иов разрывает на себе одежду, остригает свои волосы, кланяется до земли и говорит: «Бог дал, Бог взял. Нагим я вышел из чрева матери, нагим я возвращусь в землю. Да будет имя Господа нашего благословенно!» И во всех словах своих Иов не погрешил.

Я думаю, что многие люди, когда читают начало Книги Иова, пробегают глазами эту историю и смотрят на нее как на некую хронику новостей: вот такое происшествие случилось, посмотрим, что будет дальше… Но для того чтобы понять смысл следующих глав, тех событий, которые потом произойдут, необходимо хотя бы немного проникнуться болью того несчастья, которое постигает Иова. Ведь он человек праведный, благочестивый, добрый, который всегда сострадательно относился к горю других людей и привык, что Бог его всегда благословляет и у него все хорошо. И вот в одночасье Иов становится нищим, но это еще не самое страшное, беда в другом: десять его любимых детей погибают в одно мгновенье. Он лишается всего! Но праведность Иова такова, что он, несмотря на все это, переступая через свою боль, все равно благословляет имя Господа Бога.

И сказал (Иов): наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге (Иов 1, 21 – 22).

И вот опять сатана является пред Богом, и Господь спрашивает его: «Где ты был? Видел ли ты Иова? Ты хотел возвести клевету на раба Моего, а он, потеряв все, так и не согрешил. До сих пор он находится в праведности и благословляет Меня». Сатана же отвечает на это: «Это потому, что его тела не коснулась беда. Все, что он испытал до сих пор, касалось его имущества и близких, но не его самого. Он все отдаст за свою жизнь». Господь говорит: «Иди, испытай его. Коснись его тела, наведи проказу, но только души его не трогай, не лишай жизни его». И вот сатана наводит на Иова проказу, которая покрывает его от темени до пят. Страдалец вынужден покинуть свое селение, потому что проказа – заразная болезнь и он не может находиться среди людей. Он сидит на гнойной яме и, соскребая черепком с себя гнойники, терпит страшную боль в своем теле. Жена, видя такое страдание своего мужа, сама убитая горем, говорит ему: «Что ты держишься за своего Бога? Зачем ты до сих пор чтишь Его? Лучше похули Его и умри, тогда ты наконец освободишься». Иов потрясающе ей отвечает: «Ты рассуждаешь как одна из безумных. Неужели мы от Господа должны брать только доброе и отказываться от злого?»

Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими (Иов 2, 10).

Но вот друзья Иова, узнав о том, что с ним приключилась беда, пришли поддержать его. Сказано, что они пришли из разных земель, и одного из них звали Элифаз Феманитянин, другого – Вилдад Савхеянин, а третьего – Софар Наамитянин. Когда друзья увидели Иова, они его даже не узнали. Они расстроились и не знали, как поступить, что сказать своему другу. Они сделали удивительную вещь: в знак своего горя и сострадания они разорвали на себе одежды, стали бросать пыль над головами, а затем сели рядом с ним и молча сидели семь дней и семь ночей. Когда я впервые читал эту книгу, меня это очень поразило. Мне показалось тогда, что это настоящая дружба и замечательные друзья. Ведь кто сегодня может прийти к больному, сильно страдающему человеку и, ничего не говоря, просто пробыть рядом с ним семь дней и семь ночей, оставив все свои дела? Меня поразил поступок друзей Иова, но это было вначале. Как мы увидим дальше, не все было хорошо у них в душе. Действительно, они просидели с ним все это время, а потом Иов начал разговор, сетуя на свою жизнь, на то, что с ним происходит, проклиная тот день, в который он родился.

И начал Иов и сказал: погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свыше, и да не воссияет над ним свет! (Иов 2, 2 – 4.) Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? (Иов 2, 11.) Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье (Иов 2, 26).

Он проклинал день своего рождения потому, что не понимал, за что страдает, почему с ним это произошло. Иов думал, что друзья поддержат его, утешат. Отвечая на его сетования, друзья продолжают начатый им разговор. Первым говорит старший из них, Элифаз: «Если мы попытаемся сказать тебе слово, не тяжело ли тебе будет? Впрочем, кто может возбранить слову? Вот ты наставлял многих, опустившиеся руки поддерживал, падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял. И вот теперь дошло до тебя – и ты изнемог. Коснулось тебя – и ты упал духом. Богобоязненность твоя не должна ли быть твоей надеждою? И непорочность путей твоих упованием твоим?» Дальше Элифаз продолжает в том же духе, что Бог не ошибается и наказывает только грешников, а праведников Он восставляет и благословляет.

Вроде бы кажется, что такого он сказал? Но я хотел бы обратить ваше внимание на то, что в словах Элифаза проскальзывает лукавство. По сути, он говорит: «Разве ты видел когда-нибудь на земле, чтобы праведный человек был наказан от Бога?», и именно в этих словах он лукавит. Ведь если он сам в своей жизни этого не видел, то он должен был знать о произошедшем с Каином и Авелем. Это была очень известная история на Востоке. Известно, что праведник Авель погибает от руки Каина, поэтому на земле есть несправедливость, и против этого начинает возмущаться Иов Многострадальный.

Он говорит: «Я чувствую за собой праведность, а на меня почему-то напали эти беды, по какой-то причине на меня их навел Господь, но я не знаю, почему». Элифаз же пытается сказать: «Бог ничего подобного допустить не может. Мы знаем, что ты праведен, но, видишь ли, законы, которые мы исповедуем, говорят о том, что праведника Господь так наказать не может». Он очень тонко пытается подвести Иова к мысли: если ты наказан, значит, в тебе есть нечто тайное, чего мы, твои друзья, не знаем, но за что тебя наказал Господь и что тебе необходимо принять.

Когда Иов понимает, в чем его пытается обвинить друг, он начинает защищаться: «Я ничем не согрешил, жил праведной жизнью и не знаю, за что меня наказывает Господь». Элифаз же продолжает «накручивать» дальше: «Сам подумай, разве может наказывать праведника Бог?» Надо сказать, что этот диалог Иова с друзьями занимает большую часть Книги, и если его читать, то видно, что не только Элифаз, но и Вилдад и Софар следуют той же линии: они понемногу начинают наговаривать на Иова. Они говорят ему, что он согрешил, что у него есть грех, в котором он не хочет признаться и упорствует в своей гордыне. Иов начинает с еще большим чувством оправдываться. Он не знает, как им доказать, что он ни в чем не виноват.

Вскоре мы видим, что друзья начинают переступать дружеские рамки, и, таким образом, получается, что вроде бы они пришли поддержать, утешить человека, а на самом деле обвиняют его в тех делах, которые он не делал. Они доходят до того, что начинают называть грехи, которые Иову не могли даже прийти в голову, и тем самым доводят его до белого каления. Он начинает защищаться.

 

Записала Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать