Уроки православия. Ко дню памяти свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского - воспоминания современников. Урок 1

1 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
По-разному происходит наше знакомство со святыми, в том числе и с теми, которые подвизались совсем недавно. Например, жизнь святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского мало чем отличалась от жизни древних подвижников. Отличие лишь в том, что многие из людей, бывших рядом с этим святителем, живы и поныне! И один из них - архимандрит  Иоанн (Маграмм) - даже может рассказать нам о своих встречах со святителем! 

– По-разному происходит наше знакомство со святыми. О ком-то мы узнаем из книг, иногда нас привлекает неизвестный иконописный образ угодника Божия, а иногда услышанная о нем история. Примерно так происходило мое знакомство со святителем Иоанном Шанхайским и Сан-Францисским. Впервые я узнала о нем, готовя мероприятие к царским дням, когда нашла в Интернете его проповеди, посвященные царю-мученику. И через них я лучше поняла и подвиг царской семьи, и трагедию русского народа, связанную с ее убийством. Позже узнав о родстве святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского со святителем Иоанном Тобольским, я прочла подробное жизнеописание того и другого святого и также открыла для себя много нового. А однажды у Храма-на-Крови супружеская пара из Аргентины рассказала мне невероятную историю исцеления их смертельно больного внука при обретении мощей святителя Иоанна в Сан-Франциско. Так через внешние обстоятельства я узнавала о святом, подвизавшемся совсем недавно. И передо мной открывалась внутренняя, глубинная жизнь молитвенника и чудотворца, которая мало чем отличалась от жизни древних подвижников. Отличие было лишь в том, что многие из людей, бывших рядом с этим святителем и спасавшихся его молитвами, вразумлявшихся его словами, ставших свидетелями его подвигов, живы и поныне, а кто-то из них даже может рассказать о своих встречах со святителем нам. И на ближайших уроках православия мы услышим воспоминания архимандрита Иоанна (Маграмма) о том, каким был и как жил этот святой.

С отцом Иоанном мы встретились в Екатеринбурге, куда он приехал на открытие выставки, посвященной святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому. Она была приурочена к 20-летию его прославления. На экспозиции в Храме-на-Крови были представлены уникальные вещи из архива святого нашего времени, чтобы люди могли ближе познакомиться с жизнью этого подвижника. Именно эти вещи и привез из Америки гость нашей сегодняшней передачи. В юности он неоднократно встречался со святителем Иоанном, общался с ним, имел возможность видеть, как владыка заботился о спасении душ вверенных ему людей, как легко он приходил к ним на помощь, и сам испытал силу его молитвы. И мы надеемся, что эти воспоминания помогут и нам лучше узнать о любви, милосердии и монашеском подвиге этого святого.

– Я знал владыку с 1960 года и очень любил быть в его присутствии. Были люди, которые любили владыку Иоанна, а были те, которые его не почитали, потому что народ к нему шел. И мы не могли подумать, что через несколько лет владыку Иоанна будут почитать не только в Америке, не только в Зарубежной Церкви, но даже в России. В то время, конечно, Церковь в России не была свободной, но владыка Филарет говорил нам: «Россия воскреснет. Мы до этого не доживем, но вы это увидите». Я вижу, что это сбывается.

– В те годы, когда нес свое служение святитель Иоанн, в возрождение России верили немногие, но владыка помогал своим соотечественникам, оказавшимся в рассеянии, смотреть на все происходящее духовными глазами. Он говорил: «Мы не можем не скорбеть, видя разрушение великого дома Богородицы, каковое имя носило некогда Русское государство. Мы не можем не испытывать боли, когда терзаются души и тела наших близких. Когда страхом смерти принуждены к молчанию наши архипастыри и пастыри, находящиеся на Родине. Но мы за пределами Руси остаемся ее сынами, изгнанными из земного Отечества, мы остаемся частью Русской Церкви, страдающей и гонимой, облитой кровью бесчисленного множества новых мучеников. Заветы их – наша святыня, которую мы должны сберечь до того времени, когда Богу будет угодно явить Свою силу и возвысить православных христиан. А до тех пор мы должны пребывать в духовном единстве с гонимыми, молитвой укрепляя их». Как владыка говорил, так он и жил: духовно укреплял колеблющихся, гонимых и молился Господу, чтобы Тот укрепил его самого подвизаться за истину даже до смерти.

– Владыка Иоанн – действительно великий святой. Смотреть на его фотографию или же прикладываться к его иконе – это каждому из нас дано. Но увидев его еще при жизни, человек сразу понимал, что это святой, не только православный. Когда я с владыкой не раз бывал на вокзале, люди останавливались, потому что его молчаливое присутствие передавало какой-то свет, который люди чувствовали, потому говорили: «Это святой человек».

– Отблески этого света верующий человек увидит и на иконе святого, и даже на его фотографии. Ведь мы живем в такое удивительное время, когда можем видеть некоторых святых на фото такими, какими они были в жизни. И глядя на фотографии царской семьи, других новомучеников и исповедников Церкви Русской, в том числе глядя на снимки владыки Иоанна, мы всегда обращаем внимание на то, как благочестие запечатлевалось на лицах этих людей. И нередко оно находило отражение даже в личных вещах святых. В том числе и в тех вещах святителя Иоанна, которые привез на выставку отец архимандрит.

– Мы смотрим на иконы святых, читаем их жития, нам говорят проповеди о святых. Но когда мы видим фотографии святого этого века и видим других людей, которые связаны были с его жизнью, видим фотографии, как он служит, слушаем диск с записями, как он совершает литургию, как он читает акафист Божией Матери «Всех скорбящих Радость», когда видим его пояс, то, что он своими святыми руками держал, мы получаем возможность как- то прикоснуться к нему через его вещи.

– Первая встреча отца Иоанна со святителем произошла много лет назад, но годы не стерли из памяти те детали, слова и даже чувства, которые ее сопровождали.

– Я был прислужником в Синодальном соборе в 1960 году. В том году намечался Собор епископов, и прошел слух о том, что приезжает владыка Иоанн из Брюсселя. Он был тогда в Бельгии, в Брюсселе, западным американским архиепископом. Говорили: «Приезжает владыка Иоанн! Он очень известен тем, что многие его почитают, а многие его считают не совсем нормальным. Он ходит иногда на босу ногу, иногда говорит некоторые вещи, которые люди не понимают». Мы ждали приезда владыки с большим волнением. Владыка приехал. Мы привыкли к высоким, стройным архиереям, а тут приехал архиепископ маленького роста, к тому же владыка не причесывался. Иногда, может быть, поправлял волосы. И сразу мы увидели, что это необычный человек. Пошел в алтарь; мы подошли под благословение… Не помню точно когда, но в те дни владыка пришел к нам в гимназию. Я учился в Сергиевской гимназии при Синодальном соборе. Мы были на уроке. Вдруг без стука открывается дверь, и входит владыка Иоанн в панагии, в клобуке. И мы, конечно, удивляемся, встаем, подходим под благословение. Он спрашивает каждого из нас: «Как тебя звать?» Я говорю: «Виктор». Когда через полгода владыка приехал снова, он помнил мое имя. Он помнил имена всех, кого спросил. И был известен тем, что если спросит имя кого-то, то запомнит это имя и будет молиться за этого человека. Я верю, что владыка мое имя помнил и за меня молился. Это меня так удивило, я так владыку полюбил, что всегда старался быть с ним. Я искал его, ждал после окончания Собора епископов, ждал у двери. Когда владыка появлялся, я к нему подходил под благословение и шел за ним. Он это приветствовал и не говорил: «Приходи позже». Он шел к себе в келью, садился, читал письма. Я сидел с ним, смотрел, как он на эти письма реагирует, и знаю, что некоторые из этих писем были очень недобрыми, это было видно по выражению его лица.

Владыка, как мы знаем, никогда не ложился спать, но он дремал, бывало, среди ночи, среди дня. Ночью он очень часто молился в Синодальном соборе. Однажды ночью или под утро пришел владыка Аверкий (Таушев) и споткнулся о владыку Иоанна, потому что тот молился, а потом забылся коротким сном. Владыка Иоанн, может быть, всю ночь молился. Он был особый, я говорю. Его руки были белыми, красивыми. Лицо – светлое, белое. Стараясь всегда быть в его присутствии, я сидел в его келье с ним вместе. Он мне что-нибудь рассказывал, и не раз, потому что порой трудно было его понять. Владыка иногда начинал засыпать, а я сижу и тоже начинаю дремать. И вот так мы сидим минут пятнадцать… Потом он вставал, что-нибудь делал, потом его вызывали. Он надевал клобук, я ему старался поправить его волосы, так как он не причесывался, крест на клобуке ставил посередине. Владыка Филарет всегда смеялся, что у владыки Иоанна крест на клобуке над правым ухом. Я так привык, чтобы владыку видеть как можно чаще. Я узнавал, когда он прилетал на самолете из Сан-Франциско. Самолет из Сан-Франциско вылетал около 22:00, а прилетал около 6:00. Я, конечно, такси не мог взять, денег не было, я был студентом. Я набирал денег, чтобы можно было до аэродрома поехать на автобусе с пересадкой. Вставал в три часа ночи, потому что долго надо было ехать. Еду и думаю: «А что если я владыку не увижу? У меня же нет денег, чтобы вернуться домой»… У него всегда была с собой икона святителя Иоанна (Тобольского) с частичкой мощей, и он всегда благословлял и давал приложиться к этой иконе. Сумочка одна была очень тяжелая. Я говорю: «Владыка, дайте я понесу». Он мне ничего не отвечал, а сумочку не давал. Я потом понял, что там были святыни и мощи, которые он сам хотел нести. Он очень почитал святого дня, читал ему службу, рассказывал мне о его житии, спрашивал меня, знаю ли я о моем святом. Конечно, я мало знал, и он мне рассказывал, я переспрашивал его, и он снова мне говорил. И так мы ехали на автобусе. Это некоторые мои воспоминания.

– Протоиерей Андрей Ткачев статью о святителе Иоанне начинает так: «Идеал православного монашества, соединенный молитвой и безмолвием, малопонятен западному миру. Практичная Европа и расчетливая Америка даже святость хотят измерять в категориях общественной пользы. Но XX век многое изменил и на карте мира, и в головах людей. Когда через границы бывшей Российской империи хлынул поток иммигрантов, которые хранили русские иконы и строили свои храмы, мир встретился с православием лицом к лицу. И настоящим откровением о православии стал для мира святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский. Своей удивительной жизнью он многое сказал и Европе, и Америке, и Китаю, сказал о любви, милосердии, монашеском подвиге и об истинной Церкви, к которой принадлежал всей душой. О грешниках писать и говорить легко, потому что сами мы грешники. В этом случае частично опыт, а частично воображение помогут придумать любую ситуацию из области жизни греховной, но гораздо тяжелее говорить и писать о людях святых. Адекватного опыта у нас для этого нет. И здесь мы рискуем либо сорваться на щенячий восторг и неуемные похвалы, либо впасть в сомнение. Но похвала святому – это нечто иное. Во-первых, ему самому наши слова не нужны, и потому уж если мы беремся говорить о святом, то лишь для того, чтобы через его опыт открыть для себя некую важную грань духовной жизни или несколько граней, но обязательно актуальных, нужных не только для красного словца, не в копилку эрудита, а необходимых для жизни, пользы, спасения. Вот и сейчас, обращаясь к воспоминаниям о встречах, нам важно найти некую духовную пользу, назидание для себя. Например, почему у нашего гостя возникла такая привязанность, потребность видеть и слышать архипастыря, которого кто-то в его окружении считал и не вполне нормальным.

– Что-то притягивало к владыке, не только то, что он помнил, кто я, но то, что он всегда относился с вниманием и любовью. Чувствовалась его любовь, когда он давал благословение, когда он что-то мне говорил, никто из других владык не мог так привлечь человека. Он действительно был святым. Я всегда хотел быть с ним, хотел встречать, не боялся, что в три часа ночи встану, поеду на автобусе, когда еще темно, – только чтобы увидеть владыку, чтобы пойти с ним, сесть с ним в автобус, ждать его, когда кончится собрание епископов, ждать, когда они пообедают, чтобы пойти к нему. Мы с владыкой ездили довольно часто, он желал посещать больницы. (И я с ним ездил, мы посещали русских, православных больных.) И когда владыка приезжал туда, он спрашивал: «Есть ли еще православные?» И посещал всех, кого мог.

– Мы уже упоминали о том, что святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского и святителя Иоанна Тобольского связывают родственные узы. Действительно, оба они принадлежат к дворянскому роду Максимовичей, происходящему от Максима Васильковского, его дети приняли фамилию Максимовичи. И старший из сыновей Иоанн стал в начале XVIII века митрополитом Тобольским. А через два столетия в этом же роду появился еще один святитель, архиепископ Иоанн, в миру Михаил Борисович Максимович.

– Я знаю, что святитель Иоанн Шанхайский был дальним родственником святителя Иоанна Тобольского. Я знаю, что владыка Иоанн очень почитал его, потому что всегда с ним была его икона с большой частичкой мощей, которую он надевал на грудь, когда ехал куда-то. А так она находилась всегда в его келье.

– Дни памяти этих святых разделяют всего-то десять дней, а время их служения разделяют два века – и больше ничего: оба они пребывают в вечности, и это различие во времени для них ничего не значит, как, впрочем, и для нас. Зато как много у них общего. И роднят их не столько кровные, сколько духовные узы. Мы можем убедиться в этом, знакомясь с их житиями. Да, оба они родились в Малороссии, оба были русскими, православными святителями, монахами-подвижниками, молитвенниками, постниками. Оба в своем духовном подвиге не закрывались от мира, а служили ему. О митрополите Тобольском Иоанне современники говорили, что он был тих, скромен, сострадателен. Он никогда не был праздным, всегда или читал, или учил, или размышлял. Добро любил делать тайно, посылал через доверенных лиц деньги и вещи сиротам, в богадельни, дома бедных. Переодевшись, подходил к домам нуждающихся, стучал в окна и говорил: «Примите во имя Иисуса Христа». Он любил ходить в тюрьмы, где утешал и учил заключенных и радовал их гостинцами. Где было горе и нужда, там всегда появлялся владыка Иоанн Тобольский. Таким же был и владыка Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн. Он тоже создавал приюты, каждое воскресенье посещал больницы, устраивал столовые для бедноты. В шанхайских трущобах он выкупал младенцев у опустившихся родителей, чтобы потом устроить их судьбу. Милосердие этих святителей коренилось не в сентиментальности или желании похвалы от мира. Оно своим основанием имело Христа, ради и во имя Которого оба они совершали свои подвиги и в их исполнении становились такими близкими, такими похожими. Знакомство со святыми и нам сообщает святость, учит святитель Игнатий. И сегодня мы имели возможность убедиться в справедливости этих слов. А на следующем уроке мы продолжим знакомиться со святителем Иоанном, чтобы открыть для себя еще много важного и душеполезного.

 

Автор программы Ольга Баталова
Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать