Учимся растить любовью. Рождество - семейный праздник

9 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Как домашний вертеп может стать поводом для объединения семьи вокруг темы Боговоплощения? Как в собственной семье создать добрые рождественские традиции, воспоминания о которых останутся и у родителей, и у детей на всю жизнь? Поделится священник Андрей Битюков, настоятель прихода святого апостола Луки при Первом медицинском университете. В конце выпуска, впервые на ТК "Союз", в исполнении отца Андрея прозвучит рождественская композиция, сыгранная на волынке. 

– С Рождеством Христовым, дорогие телезрители! И сегодня мы будем говорить о том, как праздновать Рождество в кругу семьи. В качестве гостя у нас сегодня отец Андрей Битюков, настоятель храма во имя Раисы Александрийской при Институте детской гематологии.

Хочу объяснить нашим телезрителям, почему у меня не было никаких сомнений в том, кто сегодня должен быть гостем моей программы. Мне кажется, уж если говорить о традициях празднования Рождества, то тут найти лучшую кандидатуру, чем Вы, я точно не могу по той простой причине, что сама была свидетелем, как вы отмечаете этот праздник.

У вас в Андреевском соборе было вертепное представление. Конечно, во многих храмах бывают вертепные представления, но такое профессиональное – это редкий случай. Там были и замечательные костюмы, и постановка очень хорошая, и, конечно, живая старинная музыка, исполняемая на аутентичных инструментах. Все это, мне кажется, разбудило в каждом из нас те чувства, которые должны рождаться в такой праздник.

Расскажите, пожалуйста, как получилось, что вот так профессионально Вы стали заниматься этим делом не в одиночку, а всей  семьей. Вот в той постановке, кажется, были задействованы все Ваши домочадцы – от мала до велика.

– Дело в том, что интерес к старинной музыке – это наше семейное увлечение. Так сложилось, что и я, и моя матушка с детства занимались музыкой и очень заинтересовались именно музыкой Позднего Средневековья, Раннего Ренессанса. И так совпало, что наш интерес увеличивался с расширением нашей семьи: росли дети, у нас появлялись хорошие знакомые музыканты, инструменты, возможность на них играть.

И, конечно же, когда дети подросли, встал вопрос, который появляется у всех воцерковленных родителей: как сделать так, чтобы Рождество стало настоящим праздником для детей. Хотелось бы, чтобы наши дети воспринимали православную веру как религию радости, чтобы они учились радоваться, радуя других.

Все началось с того, что мы на основе, например, рождественских стихов Олега Григорьева, очень простых сочинений стали делать, используя  бумажных кукол, маленькое представление для семьи. Взрослые готовили кукол, декорации, дети учили маленькие роли. Все это было показано, когда детям было около пяти лет. И это нам очень понравилось. Мы решили развиваться.

Вместе с директором Школы старинной музыки Сергеем Михайловичем Шеком решили сделать что-то более масштабное – постановку вертепа в средневековой европейской традиции.

– Отец Андрей, я предлагаю сейчас ненадолго прерваться и посмотреть, как же это выглядит, у нас есть Ваше архивное видео. Предлагаем и нашим телезрителям окунуться в эту атмосферу.

– Давайте посмотрим.

(Фрагмент спектакля.)

– Вот мы посмотрели один из немногих фрагментов ваших выступлений. Насколько я понимаю, у вас каждый год они не повторяются.

– Нет, мы меняем традиции. Этот вертеп был в русской традиции, первый вертеп был в такой, я бы сказал, смешанной, скорее ближе к европейской. Вот так каждый год мы стараемся не повторяться, конечно. И каждый раз матушка пишет сценарий. Это отдельный момент: матушка очень долго вынашивает сценарий, но пишет она его за ночь.

То есть понимаешь, что прошла бессонная ночь в творческих поисках и наконец-то готов очень интересный сценарий. Причем зачастую мы компонуем разные исторические сочинения, и у матушки получается настолько органично, что даже иногда фольклористы подходят и спрашивают: «Где вы это взяли?» А это плод матушкиных бессонных ночей. Получается всегда очень интересно.

– Не только вы вдвоем участвуете в этом действе, но и ваши дети. Это принципиальная позиция, что вся семья должна быть задействована?

– Да, конечно. Потому что если это семейное дело, то там должно быть место всем и должно быть интересно всем. Не должно быть так, чтобы родители нависали над детьми: «Когда ты выучишь? Сколько у тебя сделано? Когда будет готово то или другое?» В этом действе все равны: родители занимаются своими делами, дети – своими. И, конечно, нам сначала очень помогало то, что у детей было два выходных дня, и один из них был полностью посвящен репетиции. Тогда получалось действительно качественно.

– Но ведь это не единственная ваша традиция празднования Рождества. Знаю, что вы, например, еще и христославлением занимаетесь. И тут я бы хотела коснуться такого важного вопроса, как колядование и христославление. Где здесь разница? И любая ли народная традиция, которая была распространена когда-то на Руси, сейчас должна нами обязательно приниматься с радостью?

– Традиции, безусловно, были очень разные. Например, существовала традиция праздновать святые дни, а еще праздновали страшные дни, когда в деревнях молодежь, которая засиделась дома, потому что зимой редко выходили на улицу, переодевалась за околицей с одной стороны деревни в шубы мехом наружу и крушила и ломала все, что можно было сломать. Так проходила по деревне, полностью выплескивая разрушительную энергию.

После этого они должны были выйти с другого конца деревни, надев все как положено, и всей деревней восстанавливать все, что было сломано. К этому же примыкает традиция купания на Крещение – все, кто участвовал в этих страшных днях, потом окунались в крещенскую воду.

Безусловно, сейчас у нас есть способы выразить себя как-то по-другому. Мне кажется, самое главное в традиции колядования – это возможность одарить и поздравить. Если эта цель преследуется, то детям тоже можно объяснить, что одарить и поздравить – это по-христиански, это очень нужно.

Ведь, к сожалению, эгоизм, как болезнь, проникает в человека очень рано, а тут он учится принимать поздравления, правильно поздравлять, дарить радость, делиться ею. Так что если на это делается упор, то языческая подоплека, которая, может быть, пройдет мимо ребенка, его не затронет.

– Получается так: многие обращают внимание на то, что колядовать – это языческая традиция, но при этом совершенно забывают, что у нас на Руси была традиция: патриарх в первый же день после Рождества шел к царю, чтобы славить Христа, и тут же исполнялись песнопения, в том числе народные песни.

Вот здесь, мне кажется,  проходит разница между языческим обрядом и христианским: мы славим Христа, и в этом нет ничего плохого. Но, с другой стороны, мне кажется, современные люди не всегда это понимают. А вы ведь ходите, насколько я знаю, к своим соседям. Какая реакция обычно у тех, к кому вы приходите?

– Соседи нас знают давно и знают, чем мы занимаемся, потому что обычно последняя репетиция устраивается прямо на лестничной клетке. У нас не очень большой дом – всего четыре этажа, и соседи в основном пожилые. Они с удовольствием приходят на эту репетицию смотреть. Поэтому, конечно, когда уже наступает праздник, они готовы нас отблагодарить, взаимно поздравить. И в очень теплой атмосфере все происходит.

Так что я не вижу в этом особой проблемы, тем более что в нашей христианской жизни мы ведь переживаем личный опыт встречи со Христом. И этот опыт передается иногда земными, подчас драматургическими средствами. Посмотрите: во время литургии священник изображает собой Христа, он говорит то, что говорил Христос. И в этом нет никакого противоречия.

Также известен нам исторический чин шествия на осляти, когда декорациями  становился весь город. Вся Москва участвовала в этом действе, и каждый человек ощущал себя сопричастным к Входу Господню в Иерусалим. До сих пор совершается чин омовения ног, который тоже является не чем иным, как постановкой, где у каждого своя роль.

Поэтому очень важно понимать, что это дает человеку возможность почувствовать те или иные события, дает возможность прикоснуться к яслям Христовым по-настоящему. Большей частью на Западе, но теперь и у нас, мы видим вертепы в натуральную величину, иногда даже с настоящими животными. Ведь очень хочется каждому человеку, который хочет носить Христа в своем сердце, прикоснуться к этой тайне.

Именно поэтому мы и использовали натуральные костюмы, репетиции происходили в частном доме у нашего директора Школы старинной музыки,  всегда брали с собой простую еду; например, репу, круглый сыр, грубый хлеб, какие-то овощи. То есть даже репетиция, которая перетекает в совместную трапезу с такими очень простыми продуктами, с деревянной или глиняной посудой, позволяет ребенку и, конечно же, взрослому погрузиться в ту эпоху, современником которой они не являются. И мы как раз пытаемся погрузиться в эту тайну вне времени, почувствовать то, что ощущали наши предки в эти святые дни.

– Конечно, когда речь идет о детях, мне кажется, такое символическое, несколько театрализованное представление пробуждает те самые чувства, которые мы хотим в ребенке пробудить. А как еще? Ведь у нас не так много инструментов, чтобы донести свою мысль до ребенка. И делать это назидательно, вероятно, не имеет смысла, а вот такими способами наверняка это намного проще. В вашей семье такое празднование стало, можно сказать, внутрисемейной проповедью?

– Конечно, потому что дети видят: в дни подготовки к Рождеству взрослые становятся немножко не совсем взрослыми. Ведь нужно учить роли, менять свой голос, и важно делать это с радостью. И понятно, что это взрослым очень нужно, ведь так каждый из них становится немножечко ребенком, а «если… не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».

Общая атмосфера заражает всех, уравнивает всех, а что может быть лучше? Когда это все происходит не по принуждению, не с чувством, что это надо, должны, обязаны... Нет, мы хотим это сделать, желаем в первую очередь сами получить от этого удовольствие, а потом уже распространить его на зрителей, которые придут к нам. Когда все готовы радоваться, это самое главное в семье. Тогда дети понимают, что Евангелие, которое призывает человека к любви, к милосердию, к возможности дарить любовь, пронизывает всю семью в это время; и потом, конечно же.

– Отец Андрей, Вы профессиональный музыкант. И, насколько я могу судить, костюмы у вас профессиональные, постановки профессиональные. А что делать тем родителям, которые тоже хотят свой праздник разнообразить какими-то подобными представлениями, но не чувствуют в себе сил и думают, что таким образом они могут только навредить, потому что это все будет сделано очень топорно, плохо? Как Вам кажется, такие опасения должны иметь место? Или все-таки родитель должен рискнуть и вместе с ребенком на том уровне, на котором может, что-то такое сотворить?

– В этом отношении люди делятся на зрителей и исполнителей. И очень многие люди боятся стать исполнителями. Начните с того, с чего начинали мы, – с бумажных кукол, с маленького семейного действа. Главное, чтобы это заразило всю семью, когда ребенок видит, что мама что-то делает, она как-то по-другому выглядит, папа тоже как-то нарядился по-другому, он тоже что-то учит. То есть не надо бояться.

Изначально мы делали этот вертеп для детей, чтобы, как герои книг Шмелёва, они лично почувствовали эту тайну, эту сказку, эту радость и в ней приняли участие, то есть опять же перестали быть зрителями. Дети ведь играют. А когда  играют, они становятся участниками. Просто эта игра становится более масштабной, захватывает всю семью.

Поэтому абсолютно не надо бояться. Никто не скажет, что вы сделали это плохо, потому что вы сделали это в семье. А уже результат, который вам понравится, вам захочется подарить большему кругу людей. Так дальше и пойдет.

– С какого возраста вы своих детей привлекаете в представление?

– С очень раннего. У нас так получилось, что первые три ребенка появились «кучно», поэтому они стали нашими главными актерами. Но когда родился четвертый, Тихон, все наши вертепы он проспал в детском кресле где-нибудь, так сказать, за кулисами или в экспозиции. И когда он уже смог принимать участие, тоже стал это делать. Вот на этом видео видно, что он уже держит в руках норвежский народный инструмент сельефлет и тоже пытается участвовать в постановке. Хотя пока у него особой роли нет. Но принимает участие в общем деле он уже тоже очень ответственно.

– Мне кажется, очень важный момент – немножко отойти от того, что это представление для зрителей, и понять: это праздник внутри семьи, значит, может быть, где-то поступиться качеством, но зато дать и маленькому участнику тоже себя проявить. Пусть даже он что-то сделает не так, как ожидалось в этой постановке, но зато это будет праздник для всех. Насколько это важный момент для того, чтобы праздник не превратился только лишь в представление?

– Да, одно должно сменять другое. У нас никогда во время наших постановок не бывает такого разделения, как в театре: «мы исполнители – вы зрители». Есть определенный интерактив, всегда включаем зрителей в этот процесс, хотим, чтобы они тоже почувствовали себя детьми, не боялись и вышли из роли только зрителей, из роли взрослых людей.

Например, когда мы показывали вертеп перед сообществом учителей, то просто закидали их воздушными шарами, потом снежками, началось перекидывание. И было видно, как учитель, который привык держать себя в руках, вдруг расцветает. Дети, с которыми они пришли, тут же заполнили место перед сценой. Все это получилось очень правильно, как и должно быть.

Мы вообще стараемся выступать не на сцене, хотим выступать на одном уровне со зрителями. Скорее наш формат выступлений – это уличное действо, которое опять же многое прощает в плане организации, в плане каких-то сценических недоработок, ляпов, но дает возможность включиться в это человеку, который, может быть, просто шел мимо, порадовался и принял в этом участие: его «закрутили», дали ему какую-то роль, он тут же ее отыграл или не отыграл, и все получается очень естественно и смешно.

И особенно, конечно, на это реагируют дети, потому что в первую очередь мы их пытаемся заразить вот этой атмосферой праздника, а они со своей стороны тянут родителей, которые, может быть, не планировали ничего такого, хотели просто посмотреть, но стали участниками представления.

– Отец Андрей, недавно я читала родительский форум, где обсуждались вертепные представления. Там как раз родители готовились к тому, чтобы начать что-то такое делать у себя дома. И вот какая была претензия у многих мам: дело в том, что большинство сценариев содержат и историю убийства младенцев, а это мамам кажется очень жестокой частью, и они пытаются ее вырезать из вертепного представления.

Как Вам кажется, это разумно? Может ли мама принимать такие решения? Собственно, конечно, может, но есть ли под этим какие-то серьезные основания? Или это все-таки история о другом и нельзя ее воспринимать только как что-то ужасное, кровожадное, жестокое, что напугает детей?

– В наших вертепах эта тема практически не затрагивается. Вот этой самой жестокой сцены у нас нет. Есть посыл Ирода в Вифлеем, есть плач Рахили, но вот этой жестокой сцены нет. С другой стороны, у нас в европейских постановках появляются черт и смерть, они танцуют, и это тоже воспринимается достаточно инфернально. Но тут «из песни слов не выкинешь», как говорится.

И Рождество – это настолько многогранное событие, что можно взять одну грань и из нее реализовать целую идею и сделать постановку. Как нам говорил еще в семинарии наш преподаватель блаженной памяти Игорь Цезаревич Миронович, по двум словам, даже по одному слову Священного Писания можно написать целую книгу. Поэтому нужно постараться взять какой-то один аспект этого праздника и попытаться его осмыслить более развернуто, вот и все.

– Спасибо за Ваши рекомендации. Мне кажется, стало все гораздо понятнее, где традиция правильная, а где можно удержаться и к чему с размышлением подойти. Но думаю, что без исполнения чего-нибудь рождественского музыкального нам не обойтись. Я знаю, что у нас в студии сейчас есть волынка. Пожалуйста, отец Андрей, не откажите и исполните нам что-нибудь.

– С радостью. Я хотел бы исполнить очень древнее произведение, называется оно Stella Splendens, в переводе с латыни это означает «Звезда сияющая». Это очень интересное произведение. В католическом монастыре Монсеррат в Каталонии сохранился уникальный рукописный сборник XIV века, который содержит очень много разной информации, в частности  несколько песен, записанных в определенной нотации, которые являлись и мелодиями, и песнями, и танцами.

Дело в том, что в монастырь Монсеррат приходило много паломников, очень разных людей, и нужно было как-то занять их досуг между службами. Поэтому были созданы вот эти песнопения, которые посвящены рождественской звезде, Пресвятой Деве, некоторые из них также содержали танцевальную составляющую.

Танцы эти были очень целомудренными, сосредоточенными, скромными. Как раз было предписание эти танцы совершать благочестиво, без каких-то порывов. Это замечательное произведение не очень богато мелодически, но оно доносит до нас из глубины веков вот эту радость и красоту праздника Рождества Христова.

(Звучит музыка.)

– Спасибо, отец Андрей, за то, что Вы сегодня пришли к нам и так интересно рассказали о праздновании Рождества в вашей семье и исполнили такое замечательное произведение. Благодарю Вас.

Ведущая Марина Ланская

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 08:05
  • Четверг, 25 апреля: 00:30
  • Пятница, 26 апреля: 05:30

Анонс ближайшего выпуска

В этот раз поговорим о том, насколько перспективны могут быть молодежные проекты, в основе которых лежит радость совместных путешествий. Познакомимся с проектом Тихвинской епархии "По святым тропам". Узнаем, как могут помочь походы, экскурсии и паломничества в работе с молодыми людьми на приходах. Своим мнением поделятся священники, многодетные родители и сами молодые люди.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать