Учимся растить любовью. Детские вопросы о Рождестве

3 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В преддверии Рождества Христова наша съемочная группа отправилась в гимназию преподобного Амвросия Оптинского. Мы предложили ребятам задать вопросы о Рождестве. От вопрошающих не было отбоя. Любознательные дети задавали умные, глубокие вопросы, а также вопросы, которые только кажутся простыми, ответы на них будут интересны как самим детям, так и взрослым. И ответит на них протоиерей Димитрий Симонов, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла при Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена.

– Сегодня мы будем отвечать на детские вопросы о Рождестве, и поможет нам в этом отец Димитрий Симонов. Я хочу вам рассказать, наши дорогие телезрители, что мы совсем недавно навестили гимназию преподобного Амвросия Оптинского и попросили детишек задать вопросы, которые их интересуют и касаются Рождества Христова.

Детские вопросы:

– Почему на Рождество наряжают именно елку?

– Почему пряники делают только на Рождество?

– Что это за праздник – Рождество Христово?

– Почему на Рождество приходят животные?

– Сколько сейчас лет Христу?

– Почему в Вифлееме в гостинице не хватило места для Христа?

– Почему к Младенцу приходили звери?

– Почему на Рождество едят только тогда, когда загорается звезда?

– Зачем люди поют колядки?

– Конечно, вы сейчас услышали не все заданные вопросы,  но мы их все собрали и теперь будем задавать. Отец Димитрий, а Вам придется отвечать. Я хочу сказать (Вы уже, наверное, убедились), вопросы не все простые, меня многие из них ставят в тупик. Но детишки ждут ответов, а главное, мне кажется, что с такими же вопросами могут столкнуться и родители. И родители точно так же, как и я, окажутся в тупике. Надеюсь, что Вы нам сейчас поможете из этого тупика выйти. Итак, первый вопрос: что это за праздник – Рождество Христово? Даже такое мы услышали.

–  Рождество Христово – один из самых замечательных и самых важных праздников, которые только есть в Православной Церкви; его празднует весь христианский мир. Это событие, когда в этот мир родился Иисус. Он был маленький, такой же, как все обычные маленькие дети, которые появляются на свет. Но при этом Он был и Бог, Который стал Человеком по большой любви. Он пришел для того в этот мир, чтобы спасти людей, и Сам стал Человеком. И мы празднуем это как то событие, которое открывает нам начало земной жизни Иисуса Христа, а соответственно, открывает нам все величие Его любви.

– Мне кажется, хоть и короткий, но очень исчерпывающий ответ. Переходим к следующему вопросу: почему нельзя колдовать, ведь волхвы были волшебники?

– Волхвы не были волшебниками в том смысле, о каком мы с вами периодически читаем в сказках. В греческом языке стоит как раз слово «маг», если его прочитать по-русски. И магами тогда называли в греческом мире (а Евангелие от Матфея, в котором как раз рассказывается про волхвов, было написано на греческом языке) жрецов религий древнего Вавилона и персов. И многие ученые, которые изучают Библию и стараются понять не только духовный смысл, но и исторический контекст событий (как они происходили, что случилось), говорят, что, возможно, это были как раз астрологи такой древней персидской религии, которая называлась зороастризм. Это одна из самых основательных и популярных научных версий.

И именно эти астрологи (то есть они изучали звезды, были в своей религии жрецами) получили какое-то знамение свыше,  узнали, почувствовали это благодаря каким-то своим внутренним переживаниям, внутреннему поиску. А мы с вами знаем, что Бог действует не только среди верных Ему, но и среди людей искренних и духовно ищущих. Возможно, они были такими людьми, которые узнали, что предстоит какое-то очень важное духовное событие, которое будет иметь значение для всего мира. Именно поэтому они и отправляются в сторону Вифлеема, чтобы стать причастными к этому событию, чтобы увидеть все своими глазами. Вот их-то традиционно и называют магами (или, в более свойственной русскому языку традиции, волхвами).

– Слово «маг» звучит еще более подозрительно для нашего восприятия...

– Совершенно верно, почти как колдун. Но в библейской традиции колдовство всегда порицается. Дело в том, что колдовство нарушает главные библейские принципы отношений свободы. Ведь если кто-то хочет кого-то заколдовать – значит, хочет кого-то заставить делать то, что тот не хочет. Господь устроил людей таким образом, что все должны быть в свободе. Человек должен сам принимать решение, с кем ему дружить, с кем вместе праздновать праздник Рождества и прочее. А когда есть сфера колдовства, это всегда кто-то кого-то что-то заставляет, поэтому от этого всегда Библия и Божьи ангелы нам рекомендовали держаться подальше.

– Мы переходим к третьему вопросу, звучит он так: почему Иисус в 12 лет начал учить народ?

– Нет, Он не начинал в 12 лет учить народ. Евангелист Лука нам приоткрывает один момент из жизни юного Иисуса, когда Он был подростком 12 лет. Накануне события, которое до сих пор у иудеев называется «бар-мицва» (это праздник, когда мальчик становится совершеннолетним и имеет право читать Священные Писания в молитвенном собрании; обычно это очень торжественно и радостно обставляется), Иисус оказался в храме.

И Он не вернулся с Богородицей и Иосифом в Назарет, как все родственники и Его друзья, а остался в Иерусалимском храме и стал просто разговаривать с теми учителями закона, кто размышляет над словом Божиим. Он удивил их теми умными, глубокими, серьезными вопросами, которые задавал, и тем, как размышляет, как смотрит на мир. Это их поразило, потому что это было слишком ответственно и слишком серьезно для Его юного возраста. Но это не значит, что Он начал учительствовать. Учительствовать, согласно традиции, Он все-таки начал после того, как принял от Иоанна Крещение в Иордане. И, как предполагают, ему было около тридцати лет.

– Благодарю, следующий вопрос. Артемий, 11 лет, спрашивает: «Почему Иисуса Христа звали именно так?»

– Это очень серьезный вопрос. Дело в том, что так назвать Младенца, Который родился у Марии, Иосифу повелел ангел. В Евангелии от Матфея мы об этом читаем. Ангел так и говорит Иосифу: назови его Иисус. Само имя Иисус по-еврейски звучит как «Иешуа» и переводится на русский язык как «Бог спасает». То есть это имя, которое несло в себе символически то, что совершит Иисус Христос: спасение всех людей от власти смерти, греха.

А Христос – это греческое слово, которое переводится на русский язык как «помазанник». По-еврейски оно звучит как «Мошиах», а в русской транскрипции – «Мессия». Это именование было дано Ему уже как факт Его служения. Народ Израиля ждал Мессию, ждал Освободителя – Того, Кто придет по обещанию Бога и спасет народ Израиля от власти зла. В данном случае Иисус был Спасителем всего мира. Конечно, многие иудеи и предположить не могли, что  Сам Бог станет Человеком. Никто не ожидал, что Бог так много совершит для людей и что Мессия будет не просто земной царь, не просто очень духовный человек, но Сам Бог. Вот поэтому именно Ему и дали этот титул Помазанника.

А помазание Он принимает, когда принимает Крещение от Иоанна в Иордане. На Него сходит Святой Дух в виде голубя. Этот праздник, кстати, мы тоже будем праздновать в конце святок, в конце святых дней после Рождества. И это время, когда Иисус выходит на проповедь, получив мессианское помазание Духом Святым в момент принятия Крещения от Иоанна в Иордане. И Его именуем Иисус согласно имени, которое Ему дали. Это имя –греческая транскрипция того служения, которое Он осуществил, то есть мессианского служения.

– Я вспомнила, что есть вопрос, который относится к этой же тематике. Один из детей интересуется,  какое отчество было у Иисуса Христа.

– У Иисуса Христа в нашем понимании не было отчества, но иногда к людям обращались (и в Евангелии мы иногда это встречаем) следующим образом. Например, к апостолу Петру Иисус обращается: «Блажен ты, Симон, сын Ионин». Потому что отца Симона так звали. То есть могли называть человека так: сын такого-то. Я думаю, пока Он был маленький, Его все называли: Иисус, сын Иосифа. Так, кстати, к Нему обращаются и так про Него говорят некоторые жители Назарета. Мы тоже об этом читаем в Евангелии от Луки, когда Иисус пришел в Свой родной Назарет для того, чтобы там проповедовать; Его называли: Иосифов сын. Но в нашем понимании у Него отчества не было, и мы никогда с вами не должны забывать о том, что Иосиф был ему нареченным отцом, а собственно Отцом был Отец Небесный.

– Михаил, 8 лет, задает сразу несколько вопросов, я их буду по очереди зачитывать. Первый из них звучит так: «Как люди узнали, что в мире появился Спаситель?» Сарафанное радио?

– Люди узнали это прежде всего от ангелов. Это была, во-первых, Сама Богородица, во-вторых, Иосиф (если вы помните, Евангелие от Матфея нам об этом рассказывает). Потом люди узнали это уже даже не от одного ангела, а сразу от нескольких. Это были и пастухи, когда они увидели множество ангелов, поющих и прославляющих Бога. И один из них как раз пастухам объясняет, что родился Спаситель мира.

А далее только пророческим даром старец Симеон и пророчица Анна в момент принесения маленького Иисуса в Иерусалимский храм сказали о том, что вот Тот Самый долгожданный Мессия наконец-то пришел. И более никто ничего об этом не говорил, пока Самого Иисуса уже во время Его земного служения не стали называть Мессией, когда в Нем уже увидели Того ожидаемого Христа, долгожданного Спасителя мира. В частности, одним из первых учеников Его исповедует Мессией апостол Петр. Об этом мы можем прочитать, например, в 8-й главе Евангелия от Марка. И в этот момент, можно сказать, Иисус начинает Свой последний путь в Иерусалим.

А когда Иисуса исповедовали, например, падшие ангелы (или, как мы их еще называем, бесы, черти), то Иисус им это запрещал, потому что не может быть никакого союза с силами тьмы. Поэтому, самое главное, познать, что Иисус есть Христос, мы можем теперь уже только через свой личный опыт, когда начинаем веровать в Него как в Своего Бога и Спасителя.

– «Почему вместо того, чтобы родился Христос, не появился ангел и не сказал, что надо как можно меньше грешить?»

– Какой Михаил молодец, это замечательный вопрос и очень-очень важный. Почему же понадобилось Богу Самому становиться Человеком, почему недостаточно было ангела, который всем бы все рассказал – и все было бы хорошо?  

Дорогой Михаил и все дорогие наши зрители, вы, наверное, не раз наблюдали за тем, как вам кто-то говорит, как правильно поступать. Вы с этим согласны, но проходит какое-то время, и вы, бывает, ведете себя не очень хорошо. И что делать? И нам могут это много раз повторить... Нам могут даже пальчиком погрозить, нам могут угрожать наказанием, могут поставить в угол, могут отругать, не выпустить гулять или не купить мороженого – все это может случиться, но даже это подчас многих не останавливает.

И вот здесь есть очень важное правило, которое установил Бог с самого начала: если мы хотим быть добрыми, если мы хотим быть хорошими, то мы должны это выбрать сами. Если бы Бог посылал нам ангелов, которые бы каждый раз, когда мы хотим сделать что-то плохое, шептали нам на ушко, грозили пальчиком или даже хватали бы за руку, то это был бы не наш выбор, не наше решение. Но Господь хочет, чтобы мы сами внутри стали добрыми, чтобы у нас было доброе сердце, чтобы мы были замечательными и настоящими друзьями, умели бы любить, умели бы доверять, не бросали бы никого никогда – были такими, как, например, Герда в «Снежной Королеве» Андерсена.

Для того чтобы человек сам стал таким, это должно быть именно его решение. Поэтому Господь становится Человеком, Он становится одним из нас, чтобы нам дать это самое важное открытие – путь спасения. И путь спасения – в Нем, в верности Ему. Узнать Его как Друга и Спасителя и любимого Бога – и тогда захотеть быть добрыми и хорошими просто потому, чтобы не потерять эту дружбу, которая нас с Ним связывает. Поэтому здесь должны быть уже не ангелы, а Сам Господь, но не как какой-то начальник или какой-нибудь палач, который может наказать, а именно как добрый Друг – старший добрый Друг, Который пришел помочь нам стать лучше.

– Надеюсь, мальчик будет доволен ответом. По крайней мере, для меня он был очень полным, и я для себя даже что-то новое открыла. Следующие вопросы... Вот такие любознательные дети: их попросили задать по одному вопросу, а они задавали  много. Итак, Иван, 8 лет, спрашивает: «Из каких стран пришли волхвы?»

– Я уже немножко сказал об этом. Скорее всего это была Персия, то есть территория современного Ирана. Тогда там атмосфера была несколько иной, там была еще другая религия – зороастризм в основном. Хотя некоторые ученые допускают, что это могли быть люди с территории бывшего Вавилона, то есть это немножко севернее Ирана. Но они откуда-то с восточной территории.

– У Вани есть еще вопрос: «В каком месяце было Рождество Христово?»

– Точно мы этого не знаем, мы знаем только, что Иисус родился, вполне возможно, весной. Это, наверное, многих очень удивит: как же весной, когда мы Рождество празднуем зимой? Но вот ученые, которые исследовали Священные Писания, говорят о том, что некоторые признаки (например, пастухи уже ночевали не в помещении, а со стадом на пастбище), некоторые косвенные указания могут нам показать, что Иисус родился весной.

Тогда возникает другой вопрос: почему же мы празднуем день Его рождения зимой? На самом деле это вообще не так важно, потому что для нас важно праздновать Его день рождения как свой личный праздник. То есть у каждого из нас есть очень любимые люди: наш друг, наши родители, наши братья и сестры. И вот если у них праздник, день рождения – нам приятно дарить им подарки, нам очень приятно отмечать это событие. То же самое с нашим дорогим Господом Богом: мы празднуем момент Боговоплощения, рождения Его как Человека. Это для нас, можно сказать, семейный, личный праздник. Потому что Господь очень близок, и Он очень сильно нас любит.

И когда мы празднуем это событие, то мы опираемся уже не на точную дату, потому что день нам все равно неизвестен. Мы опираемся на традицию, которая пришла из глубокой древности. В Римской империи как раз период празднования сатурналий и некоторых других религиозных традиций совпадал с этими зимними днями. Особенно это совпадало с днем рождения нового солнца, как говорили. То есть вы знаете, что у нас в эти дни происходит завершение сокращения светового дня; световой день будет увеличиваться. И христиане стали праздновать Рождество Христово для того, чтобы противостоять языческим праздникам, потому что во Христе видели Солнце правды (мы так и поем в рождественских песнопениях). Почему Его так называли? Потому что в тот мир, где бывает так много зла, много несправедливости, Христос пришел и засиял как солнце, Он принес свет.

Наверное, многие наши (особенно юные) телезрители признаются, что когда везде выключается свет, становится некомфортно, неуютно, а некоторым даже страшно. Так вот, Христос принес такое замечательное событие в нашу жизнь, когда везде появился свет. И у нас много духовной, внутренней тьмы, темноты в сердце (а это самая страшная темнота, потому что как бы много вокруг ни горело света, если в сердце этот свет не горит, то это кошмар). И вот Христос принес этот свет в сердце каждого человека, тот свет, который никогда не погаснет, если мы сами этого не захотим. Именно поэтому древние христиане стали праздновать событие Рождества Христова в противовес языческой традиции зимой. Так в Церкви и сохранилось с тех пор. Самое главное – не день, когда мы празднуем, самое главное, что мы празднуем это событие; оно становится для нас важным.

– У Вани еще есть вопросы. «Почему первыми пришли пастухи?»

– Наверное, по двум причинам. Во-первых, они находились рядом, ближе всех, недалеко. А во-вторых, может быть, потому, что эти простые люди оказались способны вместить это событие непосредственно, по-детски. Ангелы поделились с ними этой радостью, и пастухи пошли тут же и поклонились, не стали сомневаться, не стали задавать вопросов, а искренне порадовались и пошли увидеть маленького Иисуса.

– И еще Ваню интересует, сколько лет было Богородице, когда Она родила Христа?

– Точно мы этого тоже не знаем, но есть такая теория, что Ей было примерно 15-16 лет. Она была довольно юная. Нам сейчас это кажется совсем удивительным, у нас еще школу не заканчивают в это время. Но в древности на Востоке, когда не было таких долгих процессов обучения в школе, когда люди, собственно, очень часто и не жили так долго, как мы теперь (особенно люди простые, а Богородица все-таки была не из какой-то особенной, аристократической семьи), девочки довольно рано выходили замуж. И примерно 15-16 лет – это тот возраст, который допускают для Нее как возможный на момент рождения Иисуса Христа.

– Сколько нового я сама узнаю!

«Почему родился Иисус Христос? Почему Вифлеемская звезда?»

– Я уже ответил на вопрос, почему родился Иисус Христос. Потому что Господь очень любит нас и очень хочет нас спасти, избавить от того зла, в плену которого мы находимся. А мы с вами знаем, откуда пленяет нас это зло, откуда появляются у нас мысли, когда мы кому-то завидуем, когда жадничаем, когда не слушаемся родителей, когда понимаем, что это неправильно, но продолжаем капризничать. Эти мысли берутся из нашего сердца, из нашей головы. Чтобы победить то зло, которое сидит внутри каждого из нас, Господь и пришел, чтобы стать очень-очень близким и дорогим для каждого из нас.

Второй вопрос: почему Вифлеемская звезда? Так выбрано. В Ветхом Завете есть упоминание о звезде Иакова, которая, возможно, является как раз пророчеством, символом того, что будет знамение избавления как некое небесное явление. Ну а сама по себе Вифлеемская звезда – это, думаю, тема отдельного размышления, мы обязательно еще поговорим на эту тему.

– Еще один вопрос звучит так: «А если я все знаю про Рождество, что мне спросить? И тут же спрашивает: почему Иисус не родился во дворце?»

– Это прекрасный вопрос. Это очень важно, что Он не родился во дворце, потому что Иисус пришел в этот мир не как какой-то земной царь или вельможа. Он пришел в этот мир как самый обычный человек. Более того, Он получил даже, может быть, меньше, чем самые обычные люди. На момент рождения Иосиф и Мария пришли на перепись в родной город Вифлеем, где постоянно они, судя по всему, не жили, и им не нашлось места в гостинице…

И, как гласит библейское Предание, Он родился в хлеву, то есть там, где пастухи прятали на какое-то время скот. Да и первой Его люлькой стали ясли, то есть кормушка для скота. Он пришел в этот мир как самый простой, обычный человек, без каких-либо регалий, без особого внимания, потому что Он не ищет славы человеческой, Ему не нужно, чтобы Его боялись, не нужно, чтобы Его хвалили. Он пришел сюда для того, чтобы показать, как сильно любит людей. Поэтому Он пришел как самый бедный, простой человек. И эта бедность, которую мы видим в Иисусе, показывает нам, что мы не должны судить о чем-то по внешним признакам. Главные ценности, которые есть у человека, всегда должны быть внутри, в его сердце, но никак не исчисляться количеством домов, машин, денег или игрушек.

– Наши вопросы не закончились, поэтому, надеюсь, мы встретимся с Вами еще раз и продолжим беседовать на эту тему.

Ведущая Марина Ланская

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 30 мая: 00:30
  • Пятница, 31 мая: 05:30
  • Суббота, 01 июня: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы