Учимся растить любовью. Помогаем ребенку открыть таланты

21 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
"Помогаем ребенку открыть таланты" - тема новой беседы в студии с православным психологом, специалистом по раннему развитию детей Марией Паршенковой. Больше двадцати лет Мария помогает детям в развитии их сильных сторон и консультирует родителей, в том числе и по этому вопросу. Вместе с ней будем разбираться, как обнаружить таланты в ребенке и не зарыть их, а взрастить.

– Давайте начнем с определения, что такое талант. Действительно ли он есть у всех? Мы, как верующие люди, опираемся на евангельский текст и понимаем, что таланты есть у всех. Но очень часто родители, глядя на своих детей, думают: «Как-то он у меня без талантов». А бывает другая крайность, когда родители думают: «Он у меня талантлив во всем». Соответственно, адекватной оценки талантов своих детей нет и помочь развить таланты очень сложно. Так есть ли таланты и как их развивать?

– Само слово «талант» и наличие каких-то талантов, которые родители могут озвучить, поднимает родительскую самооценку и кормит родительскую гордыню. Что такое талант? Это умение что-то делать хорошо, замечательно, может, даже лучше других. Но далеко не всегда, может быть и по-другому:  это то, что оценено как новый результат, как новый или высококачественный продукт. Например, и в раннем, и в дошкольном возрасте все много рисуют, но далеко не все рисуют хорошо. Кто-то рисует просто для того, чтобы проявить себя, а кто-то действительно таким образом выстраивает диалог с миром и не может жить без кисточки.

– А как же удовольствие от деятельности? Не является ли то, что ребенок чем-то занимается с повышенным удовольствием, тоже признаком того, что это его талант?

– Тут все неоднозначно. Да, интерес проявляется как раз в тех видах деятельности, в которых мы успешны. Но если нет первого навыка (мы первый раз не дали кисточку, не научили ребенка сначала макать ее в воду, а не сразу в сухую краску; в этот момент ребенок может на нас совершенно жутко раздражаться), то тогда ребенку никак не научиться рисовать. Этот момент ознакомления с деятельностью эмоционально может быть не очень приятным и вызывать у ребенка протест. Если ребенок может оказаться потрясающим спортсменом, но момент, когда его ставят на лыжи, для него дискомфортный, то тут родительская мудрость подскажет, когда после получения навыка проявится талант. Когда я уже что-то умею, начинаю это делать и вижу, что у меня получается, то появляется удовольствие. Но насколько это удовольствие скажется на том, что это станет моей профессией в жизни, а не всего лишь хобби или какой-то маленькой радостью?

– Как же тогда помочь таланту проложить свою дорогу? Кисточку нам легко дать в руки ребенку − он скорее всего попробует рисовать. Если это ему понравится, он себя в этом проявит. А как быть, например, с музыкой, танцами? Я уж не говорю о точных науках. Как понять, что у ребенка именно к этому способности? Ведь не увидишь в детстве, что он будет гениальным инженером-конструктором? Или увидишь? На что вообще родителям обращать внимание и что предлагать своим детям, чтобы они что-то попробовали, приобрели те самые навыки, которые помогут потом определиться, нравится им эта деятельности или нет?

– В первую очередь маме с папой надо взяться за руки, подойти к зеркалу и спросить: на кого же похож их малыш? Мы родители. А что мы умеем? А что умеют наши бабушки и дедушки, чем мы можем гордиться? Потому что такую науку, как генетика, еще никто не отрицал. Если это семья, допустим, талантливых художников, которые умеют видеть мир через эту призму, то мы можем подозревать, что у ребенка будет талант именно в изображении мира. Но это не всегда будет рисование: может, это будет музыка или фотография.

Бывают родители, которые потрясающе одарены интеллектуально. Как раз такое было на одной из моих консультаций, когда пришли такие родители, тонкие душой. Они жаловались на то, что у их ребенка (дошкольницы, которая потом пошла в первый класс) очень завышена планка. Они говорят: «Нам кажется, что у нее синдром отличницы. Мы этого не хотим. Мы этого боимся». Им самим − и папе, и маме − было тяжело в жизни с этим. Я отвечаю: «Вы разве хотите, чтобы ваш ребенок стал глупее, чем он есть? Если вы так интеллектуально одарены, то создайте ей условия, когда она будет трудиться над своим талантом». Для нее как раз математический кружок, школа логики или еще какие-то интеллектуальные задачи будут интересны. Но нужно не забывать о том, что есть и другие стороны жизни.

Действительно, очень сложно в раннем возрасте распознать талант математика или понять, что ребенок готов заниматься флейтой всю свою жизнь и быть потрясающим флейтистом либо это только его удивительный интерес к этому инструменту в данный момент. Что нужно сделать родителям? Родителям нужно создать такие условия, в которых у ребенка был бы набор различных навыков. Это можно даже представить в виде картотеки: набор разных карточек. Здесь я рисую, а вот здесь попробовал себя в гончарном деле, один раз посетив мастер-класс, а здесь я решаю какие-то интересные задачки и проверяю, складываются у меня отношения с математикой или нет. Таким образом, необходимо, не боясь быть поверхностными в интересах ребенка, предоставить ему широкий спектр возможностей попробовать себя в разных делах. Но при этом чутко наблюдать сердцем, где может быть то самое его дело.

– Тут у родителей, которые заняты развитием своих детей, часто возникает проблема: они понимают, что нужно пробовать и предоставлять выбор, ведь если мы ребенку этого не покажем, он и не узнает о существовании такого разнообразия альтернатив проявления себя. Но некоторые родители позволяют своим детям прыгать из кружка в кружок, пробуя себя. Другие, наоборот, считают: если ты уже что-то выбрал, то теперь нужно окончить, например, музыкальную школу или идти в спортивную школу, нужно серьезно заниматься выбранным делом и достигнуть успеха. Так ли это?

Мне бы показалось, что это логичное рассуждение, если бы я не знала примера взрослых людей, которые, окончив музыкальную школу, подходят к музыкальному инструменту и откровенно его ненавидят. Точно так же с любым другим предметом. Мне известен также пример, когда человек, всю жизнь занимаясь математикой, потом уходит в журналистику. Это мой личный пример.

– Я даже знаю примеры родителей, которые серьезно профессионально занимались в детстве музыкой и именно по этой причине отдают своих детей не в музыку, а в спорт. Хотя, может, это будет маленький музыкант. Это очень сложно и неоднозначно, но в нашем диалоге выпало одно лицо, о котором мы обязательно должны сказать, − это педагог и наставник. Ведь в руках одного специалиста музыка – это чудо Божие, а в руках другого – мука и наказание. Нужно внимательно посмотреть на того человека, который учит вашего ребенка и дает ему опыт. Если у человека горят глаза, болит душа за это дело, если он сам искрится, то за ним пойдут все дети, за редким исключением. А если сам человек воспринимает это как некую отработку времени, то тогда и детям трудно зажечься. Этот огонь должен быть изначально.

Безусловно, мы говорим о том, что есть труд, и развитие любого таланта без труда – это воздушный шарик. За любым проявлением таланта стоит огромный труд. Обратите внимание на любых талантливых художников и писателей, которые говорят, что их труд – это мука. Они все социально не очень комфортные люди и не желают общаться с другими, потому что  проживают эти муки своего творчества. Этот момент, конечно, очень важен. Но тут важно найти ту самую аккуратную грань между желанием ребенка профессионально расти и просто его интересом, природными возможностями этим заниматься. Я надеюсь, родительское чуткое сердце подскажет им: ребенок с удовольствием идет в музыкальную, спортивную или художественную школу либо мечтает о чем-то другом.

– Насколько я понимаю, проявления таланта могут быть настолько разнообразными, что с выбором профессии могут быть проблемы. Мы можем прозевать способность человека, например, быть хорошим психологом. Я сейчас хочу привести пример из записи одной передачи. Мы общались с многодетной семьей, в которой самый последний ребенок оказался с синдромом Дауна. Кроме синдрома Дауна, у него множественные нарушения, поэтому ребенок вряд ли будет себя проявлять в каких-то серьезных науках. Но зато его родители утверждают, что как только эта девочка появилась в их семье, у них прекратились ссоры и склоки. Ни братья с сестрами, ни родители между собой не ссорятся. Потому что теперь у них есть примиритель. Она находит очень важные и нужные слова в тот момент, когда это нужно домочадцам. Она умеет вовремя помолчать и обнять. Она умеет вовремя грамотно дать такой совет и сказать такое слово, которое всех помирит. Это, конечно, удивительно! Наверное, бывают и такие таланты, которые потом могут найти себя в такой модной профессии, как медиатор или конфликтолог.

– Профессий много, они бывают разные, и человеческих талантов невообразимое количество. Не надо бояться прогнозировать профессию ребенка. Надо довериться ребенку в этом отношении и понимать, что он должен идти своим путем. Ведь зачастую многие взрослые сами не могут до конца определиться со своей профессией либо, наоборот, в профессии находят какую-то локальность, без конца обучаются и совершенствуются. Я сама очень люблю учиться, готова учиться днем и ночью и узнавать что-то новое в своей профессии. Не надо жестко прогнозировать, кем будет ваш ребенок, и бояться, что у него не будет куска хлеба. Как правило, основные страхи бывают такого плана: у тебя не будет профессии, ты не сможешь заработать. Ваш ребенок сможет заработать, если его душа будет болеть за это дело, если это дело станет интересным и нужным другим и он будет признан как специалист.

– Очень просто давать советы, когда дело касается чужих детей. Мне, например, легко говорить подругам: «Оставьте своего ребенка в покое. Он разберется сам». Но очень сложно сказать это самой себе, когда речь идет о своих детях. Мне кажется, эти самые родительские страхи часто мешают той задаче, о которой мы сегодня говорим, − развитию талантов ребенка. Так ли это? В чем заключаются эти страхи и откуда они берутся? Почему мы иногда парализуем творческое начало своего ребенка своими собственными страхами?

– Возможно, тут как раз срабатывает система жизненных ценностей родителей. Родителям-математикам не так важно рисование, для них музицирование – пустая трата времени. А родители-музыканты считают, что надо музицировать, а борщ варить совершенно необязательно. Система ценностей родителей сформирована в их детстве. А время у нас подвижно: оно течет, приходят иные времена. Базовые ценности остаются, но их приложение может быть совершенно разным.

Современные движения даже не медиаторства, а просто волонтерства предполагают огромную работу души. И это тоже определенный талант − эмоционально сопереживать и желать быть полезным другим людям. Ведь наш талант сам по себе не имеет никакой ценности до тех пор, пока он не станет ценным для окружающих нас людей. Иначе картины художников так и пылились бы на складах, а музыку все играли бы только для себя. Поэтому родительский страх, что ребенок не имеет таланта или что он в этом  не состоится, скорее всего из детства самих родителей. Я сама хотела учиться играть на скрипке, но так как мне говорили, что у меня нет ни слуха, ни голоса, то я подошла к воротам музыкальной школы, постояла, развернулась и ушла, о чем сейчас, конечно, очень жалею. И страх моих родителей, что я посвящу свою жизнь музыке, прошелся и по мне. Поэтому надо верить в своих детей, несмотря ни на что, быть внимательными, чуткими к их проявлениям и радоваться даже маленькому проявлению их таланта. Нарисовал ребенок кошку с четырьмя лапами − это уже хорошо: это лучше, чем с тремя, это значит, что будем рисовать.

− А как же все-таки понять, в какой момент мы можем позволить ребенку сменить деятельность? Я слышала, что есть такой способ, который рекомендуют многие психологи, − достичь какого-то результата. Вы говорили об овладении навыком: это сложный процесс, поэтому пока ребенок не освоил азы, ему, разумеется, не будет это нравиться. То есть ему надо дать приобрести и освоить эти навыки и только после этого предоставить выбор: уходить из этого кружка или оставаться там. Какие вообще могут быть критерии? Я в некоторой растерянности по этому поводу.

− Главный критерий в этом − наш собственный ребенок. И, конечно, мы с ним разговариваем. Когда он говорит: «Я хочу в этот кружок», мы задаем вопрос: «А почему ты туда хочешь?» − «Я хочу чему-то научиться, чего-то достичь». Мы даем ребенку возможность посещать этот кружок, ребенок говорит: «Все, я больше не хочу». Мы снова вступаем с ним в диалог: «А почему?» Не всегда причина сразу выйдет на свет Божий: возможно, придется несколько таких бесед провести и поговорить с ребенком. Возможно, момент достижения цели родителем и ребенком понимается по-разному. Родителям, может быть, важно, чтобы картина ребенка висела на выставке, для них это достижение результата. А ребенку достаточно научиться рисовать ту же кошку, чтобы все поняли, что это кошка, а он считает, что достиг результата.

Конечно, нужно посмотреть на тех специалистов, которые в этот момент находятся рядом с ребенком. Можно немножко отсрочить уход ребенка из кружка или студии, договорившись с ним: «Давай ты месяц еще позанимаешься, а потом мы снова вернемся к этому разговору». И тогда будет понятно: это сиюминутное желание ребенка уйти по какой-то причине (может, он с друзьями поссорился в этом кружке и не хочет из-за этого ходить туда) или действительно тот момент, когда ребенок исчерпал себя в этой деятельности и хочет что-то новое и интересное. Возможно, это новое у него уже есть на примете и он знает, чем займется.

− А быть в диалоге с преподавателем, тренером, наставником − насколько это важно? Поможет ли он оценить, есть ли перспектива у ребенка, занимается ли он с удовольствием? Ведь если человек вовлечен в совместную деятельность непосредственно вместе с нашим ребенком, наверное, он лучше понимает перспективы ребенка и искренность его удовольствия.

− Да, конечно. Педагог − это тот человек, который видит ребенка в совершенно ином виде деятельности, в отличие от нас, родителей. И, общаясь с педагогом, мы как раз можем узнать много нового, интересного о собственном ребенке, даже то, чем можем гордиться. Педагог, как специалист, может оценить не только желание ребенка, но и его способности в этом деле. Мы все знаем множество примеров, когда способностей мало, но есть огромное желание, − и достигаются результаты. Либо наоборот: огромные способности, но нет желания, воли, характер совершенно другого склада. Тогда, конечно, лучше ребенку чем-то другим заняться. Потому что мы, как правило, всегда можем вернуться к точке, от которой ушли и продолжить (если это не касается каких-то очень серьезных видов спорта).

− Мария, у меня возникает такой вопрос: дело в том, что ребенок, бывает, действительно чем-то здорово увлечен, например, он целыми днями, с утра до вечера, что-то конструирует и больше ни на что не хочет отвлекаться. Тут у родителей возникает мысль: наверное, у него есть талант к инженерным решениям и, может, из него что-то получится в этой области. Тем не менее им хочется, чтобы ребенок, кроме этой деятельности, увлекался еще чем-то. И они вместо того, чтобы развивать его в этой области, начинают отвлекать ребенка. Правильно ли это?

− Вопрос на самом деле открытый, все зависит от того, насколько ребенок действительно увлечен этой деятельностью. Если очень увлечен, то оставьте его в покое, дайте возможность насладиться этой деятельностью. Не надо ребенка, который занимается техникой, тащить на балет: не будет от этого радости ни вам как родителям в процессе просмотра балета, ни ребенку. Пользы не будет, и ничего, кроме раздражения, у ребенка это не вызовет. Дождитесь того момента, когда вашему ребенку это будет важно, нужно и интересно. Не торопитесь. Родители очень часто торопятся, почему-то боясь что-то упустить. Не надо, не торопитесь, всему свое время.

И, конечно, тут играет роль такое понятие, как «гармонично развитая личность». В свое время и в психологии, и в педагогике это был некий транспарант, что мы воспитываем гармонично развитую личность, все создаем для того, чтобы ребенок был гармонично развит. Но давайте посмотрим на себя: гармонично ли мы развиты? Но это не значит, что мы не успешны. Ребенок − это не мультиинструмент, который должен петь, рисовать, читать стихи, конструировать и делать что-то еще. У него тоже могу быть свои локальные интересы. И тут как раз наша задача − создать ему возможности для реализации этих интересов, а не отрывать его от них чем-то другим.

− И все-таки у меня остается вопрос, как мне кажется, важный и его нужно рассмотреть, − это фиксация на собственном таланте. Предположим,  у человека действительно есть талант, он себя в этом нашел, этим занимается, родители это поощряют; вот такая идеальная ситуация сложилась. Кстати, достаточно распространенная. Но при этом иногда кажется, что этот жизненный путь родители предлагают ребенку как единственно возможный. Да, они создают все условия, чтобы он занимался любимой деятельностью; да, они не отвлекают его ни на что другое − ребенок развивается в своей деятельности, но если вдруг что-то идет не так (предположим, спортсмен получает травму), его жизнь оказывается полностью разбита. Потому что больше он в своей жизни ничего не видел, не знает и никем другим себя не ощущает, кроме как спортсменом, например. Есть ли тут возможность родителям каким-то образом подстраховаться и не сделать так, чтобы у ребенка вся жизнь строилась вокруг собственной реализации?

− Да, Вы затронули очень болезненную тему, о которой не думают в тот момент, когда ребенок проявил свой талант, когда он совершенствуется, успешен и эта успешность признана другими. Что могу тут сказать? Давайте вернемся к раннему (дошкольному) возрасту ребенка. Если в тот период вы дадите ребенку возможность попробовать себя в совершенно разных видах деятельности; если в вашем доме будут краски, пластилин; если вы будете учиться радоваться голубому небу и потом находить его на картинах; если в тот момент вы уделите как можно больше внимания именно разностороннему опыту ребенка, тогда в дальнейшем в жизни ему (даже глубоко на подсознании) будет легче искать себе иные варианты жизненного пути.

Самый яркий пример – это как раз профессиональный спорт, занятие которым сейчас начинается в очень раннем возрасте, уже в 30 лет у человека заканчивается его профессиональная деятельность − и куда идти дальше? Замечательно, когда спортсмены открывают в себе дар педагога и становятся потрясающими тренерами; когда они начинают волонтерскую деятельность, открывают в себе дар сопереживания или становятся спортивными психологами и помогают другим ребятам комфортнее чувствовать себя в этой ситуации. Но когда речь идет именно не о таланте, а о некой одаренности, то для нас, как для специалистов-психологов, это всегда маленький флажочек: «Внимание! Точка опасности − возможен перекос». И тут, конечно, нужно очень аккуратно работать с ребенком и видеть, кроме того, в чем он суперуспешен, в чем еще замечателен. Пусть маленькая спортсменка замечательно печет с бабушкой пирожки – это тоже важно в жизни.

− Ну что ж, Мария, спасибо Вам. Опять мы с Вами побеседовали, мне кажется, очень конструктивно. Опять я для себя извлекла массу полезного из нашей беседы. Надеюсь, нашим телезрителям эта беседа помогла расставить все точки над «i» или, по крайней мере, задуматься над этой важной темой. Еще раз благодарю Вас.

− Спасибо. А я хочу пожелать: пробуйте себя в любом возрасте, пробуйте петь, рисовать, танцевать, несмотря ни на что. Потому что тогда ваша жизнь и жизнь ваших детей заиграет новыми радостными красками.

Автор и ведущая Марина Ланская

Записали Таисия Зыкова и Наталья Богданова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 06 марта: 08:05
  • Четверг, 11 марта: 00:30
  • Пятница, 12 марта: 05:30

Анонс ближайшего выпуска

Пагубные привычки - то, от чего каждый родитель стремится оградить своих детей. Но, очевидно, многие семьи не справляются с этой задачей, ведь число курящих и употребляющих алкоголь подростков не уменьшается. В этом вопросе особенно важна профилактика. В чем она должна состоять, расскажут врач по гигиеническому воспитанию Мария Анатольевна Семенова и протоиерей Максим Плетнев, руководитель епархиального координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​