Учимся растить любовью. "Пасха, дети, карантин"

23 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
"Пасха, дети, карантин" - так звучит тема нашего очередного выпуска. Гостья программы - Лариса Федоровна Маркова, педагог и этнограф, руководитель студии "Сударушка" при Православном семейном доме "Васильки". Лариса Федоровна расскажет, какие народные пасхальные традиции были у наших предков и что из этого можно позаимствовать, чтобы занять себя и детей в дни празднования Светлого Христова Воскресения.

– Сегодня мы будем говорить о том, как праздновать Пасху в условиях самоизоляции.

Лариса Федоровна, студия «Сударушка», руководителем которой Вы являетесь, работает при православном семейном доме «Васильки». Знаю, что Вы занимаетесь и с родителями, и с детьми. Надеюсь, сегодня Вы поделитесь с нами русскими традициями, которые изучаете, и расскажете, какие из этих традиций мы можем привнести в нашу сегодняшнюю жизнь. Отдельно хотелось бы сделать акцент на том, какие из этих традиций можно воплотить в жизнь в условиях карантина, в тяжелое время, в котором мы сейчас находимся, чтобы праздник стал настоящим. Праздновать его мы будем еще долго – все-таки Пасху отмечаем сорок дней.

Какие русские пасхальные традиции объединяли всю семью и были ли они? Насколько я знаю, Рождество было семейным праздником, а Пасха несколько отличалась. Расскажите об этом подробнее.

Лариса Федоровна Маркова, руководитель студии «Сударушка» при православном семейном доме «Васильки»:

– Каждая традиция, а тем более пасхальная, отличалась от других. Если на Рождество колокола звонят, все небо звонит, начинаются колядки после храмовой службы, то на Пасху все немного иначе. После Великого поста идут дни Страстной седмицы, каждый из которых называется Великим, и после них невозможно сразу радоваться. Это становится понятным для всех, кто переживает Страстную седмицу по-настоящему, в храме.

Пасхальный праздник какой-то тихий, несмотря на то, что солнце играет. (Бабушки говорили, во время Великой Отечественной войны немцы их спрашивали: «Откуда вы знаете, что Пасха?» – «А у нас солнце играет».) Весь мир замирает. Радость очень внутренняя, глубинная. Конечно, волочебники обходили дворы с особыми волочебными песнями, и их одаривали яичками, но это было чуть позже, обязательно после того, как иконы пронесут. Причт наряжался, брали фонарь, какие-то атрибуты и ходили поздравлять всех прихожан  с Пасхой, с чудотворными иконами входили во дворы. Конечно, одаривали друг друга яйцами, бывало такое, что садились за стол. То есть радость заходила в дома, в крестьянские дворы.

Только через неделю начиналось настоящее празднование, называлось это Красная горка. Красная – потому, что все были очень красивые. Девушки надевали самые красивые одежды. Ставились качели. Если ранняя Пасха и было холодно, то качели устанавливались на повети (поветь – часть избы, под одной крышей с общей, но это уже считался двор, там хранилось сено), где в первые пасхальные дни качались дети.

– Раз качели устанавливали традиционно в доме, в избе, то и сейчас, если мы не можем выходить на детские площадки, можно такие пасхальные, праздничные качели установить у себя дома?

– Конечно. Мне кажется, это было и в нашем с вами детстве. В проеме двери. Это может быть турник, на котором подтягивались мужчины, куда сейчас можно повесить качели. Но чем отличались те качели? Они украшались лентами, бумажными цветами. То есть это были особые качели. Вообще есть качельные частушки; и была особая игра, для которой шили попинуху, и шили ее, кстати, весь пост. К сожалению, у меня попинухи нет, есть только лоскутный мячик. Она немножко отличалась, шилась из отдельных мешочков, которые связывались друг с другом, потом попинуха наполнялась и была немножко тяжелее. Ее кидали на определенных словах, и человек на качелях должен был ее отбить. Если он не отбил (или, наоборот, отбил, а тот человек поймал), должен был слезть с качелей, уступив место. То есть череда устанавливалась с помощью игры с попинухой. Эти игры описаны в книге «Традиционные народные праздники». В ней написано и как шить попинуху.

Сегодня, особенно в условиях карантина, можно найти ветки (сейчас еще обрезают деревья), помыть их и поставить в воду, как это было принято на Руси. Потому что Пасха – это все-таки символ преображения души, святости. А вот эти зеленые клейкие молоденькие листочки, которые распускаются на ветках, – как сама распускающаяся жизнь. К Пасхе эти ветки распускались, и их украшали всем тем, чем дети занимались все предпасхальное время, все семь недель Великого поста.

– А чем же они занимались?

– Есть такая пословица: раскинулся мост на семь верст. Это семь недель Великого поста до Пасхи. Главный православный хлеб – это, конечно, пасхальный кулич. Но есть предшественники пасхального кулича. В каждую неделю Великого поста отдавалось время маленькой трапезе. Первые – конечно же, жаворонки.

– Красивые жаворонки у нас в корзинке.

– Да. Есть жаворонки из дрожжевого теста и из кислого (ржаного теста), они тоже здесь представлены. Дети меня спрашивают, зачем жаворонкам глазки. Одна бабушка в экспедиции сказала: чтобы жаворонки видели, куда лететь.

Если детей спросить, когда наступает весна, они скажут: первого марта. Нет. Потом скажут: когда тает снег. Нет. Когда же начинается весна? И вдруг такой робкий ответ: когда птицы прилетают. Действительно, весна наступает, когда прилетают птицы. Именно поэтому дети выбегали с птичками и пели: «Жаворонок, жаворонок, вот твой брат, люли-люлюшеньки...» Дети подкидывали жаворонка, ловили и после трехкратного пения съедали его.

Говорят: «На сорок мучеников сорок птиц прилетают, сорок пичуг на Русь пробирается». Когда рассказываю детям про этот праздник, всегда показываю икону сорока Севастийских мучеников, всегда говорю про этих удивительных мужчин, и никогда у детей не было безразличного отношения к этим сорока твердым мужчинам. Я не боюсь им говорить о том, что эти воины стояли в ледяном озере около бани. Один из них все-таки поколебался и пошел в баню; его лицо никогда не рисуют, и мы не знаем его имени. Но человек, который был в охране, сторожил их, занял его место, и он всегда изображается только-только снявшим одежду. Сколько лет я уже об этом говорю, и меня поражает, как трогает это детей – ни разу не было безразличного отношения к этому отряду воинов, которые так мужественно всё перенесли.

– Вы сейчас сказали о том, как традиция помогает начать разговор с детьми о святых. Психологи знают, что с детьми нельзя напрямую говорить ни о каких сложных вещах. Рождение, смерть, любовь – об этом мы всегда говорим языком сказки. В психологии есть термин «охранительные мифы», без этого детское сознание не может воспринять серьезную информацию. Мне кажется, когда мы, начиная с тетёрок, жаворонков, переходим к совершенно одухотворенным темам, говорим о мучениках, о святых, ребенок воспринимает это гораздо лучше. Мне хочется на этом сделать акцент, чтобы наши зрители понимали, насколько такой символический язык может сыграть правильную роль в воспитании ребенка, взращивании его подлинной духовности.

Итак, пост идет. Что мы еще делаем?

– Дальше начинается Крестопоклонная неделя. В деревне детки все-таки строго постились. В хорошей полной семье Псалтирь вычитывалась постом за один день! Крестопоклонная – особая неделя. Все начиналось, безусловно, с храма и продолжалось после. Крестики, которые пекли накануне, освящались в храме, потом приносились домой, и начинались детские обходы дворов. «Середина поста, середина креста!» Печеный крестик, который дети получали, они должны были сломать пополам – пост переломился.

Если семья была небольшая, то крестиков выпекалось по количеству человек в семье: каждому по крестику. В один крестик вкладывалась монетка. Крестики освящались, приносились домой и раздавались (их трясли в решете). Кому попадался крестик с монеткой, тот должен был первым сеять, первым бросить горсть зерна в землю. Если крестик с монеткой попадался младенцу, то тогда папа или мама обязательно рукой младенца должны были бросить первую горсть зерна.

За Крестопоклонной следует неделя Иоанна Лествичника, когда пекут лесенки. Дети знали, кто такой Иоанн Лествичник, о чем он говорил, хотя это очень трудная литература. Честно скажу, я до сих пор перечитываю «Лествицу», и каждый раз открывается что-то новое и сложное. Детям как-то нужно об этом сказать, что это лестница восхождения к Богу, лестница добрых дел, добрых помыслов. Бабушки рассказывали, что по этой лестнице ангелы спускаются к душам праведников, а души праведников по ней поднимаются наверх. Вот такая удивительная простота в словах. Каждая ступенька – не сложное богословское понятие, а по простоте душевной.

Дальше начинается Неделя Марии Египетской.

– Да. Что же делали в эту неделю?

– На этой неделе делали вот такие лепешки, которые у меня здесь представлены. В лепешке – три зернышка: по числу хлебов, которые получила Мария Египетская, уходя в пустыню. Даже этим малым напоминанием ребенку говорилось о Марии Египетской, о том, как можно уйти в пустыню без всего.

Стояние Марии Египетской. Дети вряд ли могли стоять в силу возраста, но они все равно должны были знать о Мариином стоянии. О Марии Египетской детям рассказывали, без этого не обходился ни один дом.

В эту неделю выпадает еще Похвала Божией Матери, Суббота Акафиста. Совершенно трогательная служба, когда подходят к каждой иконе Божией Матери. На Леушинском подворье отец Геннадий Беловолов продолжил традицию (может, это благочестивая традиция, а может, где-то взято – не знаю, бабушки мне никогда об этом не рассказывали): они выпекали пряники, освящали их на литургии и после литургии раздавали верующим. Постные пряники, на них написаны символы Богородицы. А это восьмиконечная звезда – звезда Божией Матери.

Дальше – необычные вербные херувимы. Мне они очень нравятся. В традиции их скорее всего не было. Галина Львовна Дайн в своей книге описывает этих херувимов, что это, видимо, пластика реставраторов; это видно по тому, как они сделаны. Но как их любят дети! Вербные херувимы тоже украшают наше пасхальное древо. Итак, мы его украсили и птичками, и лесенками, и звездами, и тетерочками, повесили лепешки и вербного херувима.

Благовещенская просфора – удивительная просфора, она выдается только в Благовещение. Люди верили, что она обладает особой силой. Ее давали тому человеку, который будет засевать хлеб. В Пензенской губернии, например, эта просфора после Благовещения хранилась на божнице, потом человек ее разламывал, ел и с молитвой шел засевать хлеб.

Вообще наши предки всё делали с молитвой, обязательно после молебна, крестного хода. Если церкви не было – после домашней молитвы, причем домашняя молитва была достаточно долгая. Мы можем сказать детям: давайте сделаем птиц, херувимов, крестики. Но самое главное – мы должны передать смысл, и в этом я вижу свое предназначение. Потому что научить детей делать то, что перед нами сейчас лежит, – очень просто, но передать смысл, какой вкладывали в это наши бабушки, – самое главное. А бабушки нам много рассказали. И самый большой университет – это наши экспедиции.

– Что же делать тем, кто провел пост со своими детьми не так, как должно, не успел все это изготовить или даже не знал, что можно так осмысленно проводить с детьми это время? Не просто читая адаптированную детскую духовную литературу, но и через такие увлекательные занятия говорить о Боге, о вере из недели в неделю. Сейчас, когда уже наступила Пасха, можем ли мы наверстать упущенное и что-то сделать, чтобы подарить своим родным, близким, чем-то украсить наше дерево?

– Пасхальное дерево обязательно должно быть украшено яйцами; это символ жизни, символ возрождения. Яйца на дерево вешали не деревянные, не настоящие, а выдутые. Вот у меня выдутое яйцо. Как правило, оно выдувается с двух сторон, обмазывается клейстером и обклеивается маленькими лоскутками. Я специально принесла с собой вот такую детскую работу. Лоскутки – это самое простое, что найдется в каждом доме. Обмазать яйцо клеем ПВА (если нет, сварить клейстер) и подождать, чтобы оно высохло. Главное – оставить дырочку сверху. Туда опускается небольшая спичка, посередине которой привязана ниточка. Внутри яйца спичка поворачивается и становится перекладиной, так яйцо можно подвесить. Это самая простая конструкция.

В завершение мне хочется прочитать диалог двух людей:

– Думаю, настоящая их жизнь не была сказочной.

– Я бы сказал, что сказка была их настоящей жизнью.

– Значит, они мечтали, пока другие жили?

– Они жили так, как другие могли только мечтать.

– Прекрасно! Надеюсь, что мы будем не только мечтать, но и воплощать эти традиции с помощью таких энтузиастов, этнографов, специалистов, как Вы. Я очень рада, что Вы трудитесь в нашем городе. Неоднократно была на Ваших мастер-классах, это всегда удивительно интересно. Уверена, что мы не раз еще встретимся в рамках нашей передачи. Большое спасибо за участие.

Автор и ведущая Марина Ланская

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 26 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 08:05
  • Четверг, 02 мая: 00:30

Анонс ближайшего выпуска

Тема выпуска - "Безопасность детей в Сети". Гость студии - общественный деятель Андрей Анатольевич Афанасьев, руководитель проекта "На распутье.ру", автор книг "Дети интернета, что они смотрят и кто ими управляет" и "Основы выживания в сети. Краткий курс для детей и родителей". Поговорим об основных опасностях Интернета, о том, каким образом детям преподносится запрещенная информация, и как происходит вовлечение в незаконную деятельность.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать