Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Наиболее значимыми событиями в истории Церкви, конечно, всегда были Вселенские Соборы, на которых утверждались и закреплялись догматы веры или, другими словами, вероучительные истины. Происходило это всегда, когда единству Церкви угрожали различные ереси и лжеучения. И чтобы уберечь Стадо Христово от пагубного их влияния, созывались Соборы, утверждая истинное исповедание веры, сохраняя его в чистоте и непорочности. Подобное событие произошло и у нас в Москве, в 1948 году, которое было приурочено к торжествам по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. И сегодня в нашей программе мы представляем специальный выпуск Журнала Московской Патриархии, посвященный этому знаковому событию.
***
Итак, с 8 по 19 июля 1948 года в Москве в рамках Церковных Юбилейных торжеств, посвященных 500-летию автокефалии Русской Православной Церкви состоялось Совещание глав автокефальных Православных Церквей. На него прибыли Предстоятели и представители 10 Поместных Церквей, т.е. на нем была представлена большая часть всего Вселенского Православия. И, как и прежде, перед ними стояла задача высказать Православную позицию в отношении тех непростых вопросов, которые ставила перед ними историческая действительность, что и было сделано и закреплено в резолюциях Совещания.
Итак, рассмотрим те вопросы, которые стояли на повестке дня Совещания 1948 года … «Какие же это вопросы, до сего времени не так остро требовавшие разрешения, а теперь вставшие пред лицом Православной Церкви во всей своей значительности и остроте? - говорится в речи Святейшего Патриарха Алексия, - Первое. Все мы, каждый в пределах своей поместной Церкви, чувствуем проявление особой активности со стороны Ватикана. Путем политических интриг и исключительно мирскими средствами римское папство старается повсюду разложить православное единство. Вместо мирной и кроткой, в духе Христовом, церковной проповеди, папство развивает чрез свои многочисленные разветвления пропаганду, прибегая при этом к созданию преднамеренно ложного или соблазнительного осведомления о положении Православных Церквей. Помимо такой недуховной и нецерковной деятельности имеет место насильственное отторжение от Православия православного населения».
В итоговой резолюции по данному вопросу мы, в частности, читаем следующее: «Совещание Предстоятелей и Представителей Православных автокефальных Церквей определяет, что Римская курия во главе с епископом г. Рима на протяжении ряда веков …под влиянием чисто человеческих мотивов, извратила истинное евангельское учение, полученное от Господа через святых апостолов. Презрев категорическое повеление Отцов VI Вселенского Собора, — «храните неприкосновенную нововведениям веру, преданную нам от самовидцев и служителей Слова, богоизбранных апостолов», римские епископы нарушили чистоту учения древневселенского Православия новоявленными догматами: о «Filioque», непорочном зачатии Божией Матери и, в особенности, совершенно антихристианским учением о главенстве в Церкви папы и его непогрешимости».
«Вся история папства вопиет перед правосудием Божиим за извращение папистами новозаветного учения о Церкви Христовой, – говорится далее в резолюции. – Из мистического тела Христова, из «столпа и утверждения истины», «Церковь Бога Живаго» (1 Тим. 3, 15) превращена папистами в земную политическую организацию. В течение многих веков и до наших дней папизм кровавыми войнами и всякого рода насилиями стремился обращать православных в католичество или прямо, или через унию».
Среди документов принятых на Совещании Глав Поместных Церквей сохранилось еще ОБРАЩЕНИЕ К ХРИСТИАНАМ ВСЕГО МИРА, принятое 17 июля 1948 г. Зачитаем лишь 2 фрагмента из этого документа: «На нас, служителей Православной Церкви, производит жуткое впечатление тот факт, что поджигателями новой войны являются чада христианского — католического и протестантского — мира. Мы глубоко скорбим, что вместо голоса мира и христианской любви из крепости католицизма — Ватикана… мы слышим благословения новой войне и хвалебные гимны атомным бомбам». (…)
«О, как было бы радостно и спасительно, для всего человеческого рода, - говорится в другом месте этого документа, - если бы папский Рим… заплакал бы голосом пришедшего в себя блудного сына, вернулся бы в Отчий дом и познал бы, что дух христианской веры и истинной Церкви Христовой отвергает искания первенства и власти, и что истинное христианство имеет дух смирения, послушания и жертвенности». Таким образом, документы Совещания, выражая сожаление и надежду на перемены к лучшему констатируют, какова суть деятельности римо-католической церкви и указывают на ошибочность ее учения и догматов.
Догматы являются как бы границами, за пределы которых выходить не допускается, их можно еще сравнить с буйками на море, заплывать за которые опасно для жизни. Так же точно опасно нарушать догматическое учение Церкви, и поэтому святые отцы VI Вселенского Собора провидя огромный вред для Церкви от догматических нововведений, «Совершенно решили ниже прибавляти что-либо, ниже убавляти» в отношении тех святых догматов, какие установлены Вселенскими Соборами. А в «Послании Патриархов Восточной Кафолической Церкви о православной вере» 1723 года говорится: «Наши догматы и учение Восточной Церкви еще издавна исследованы, правильно и благочестиво определены и утверждены Святыми и Вселенскими Соборами: прибавляти к ним или отнимати от них что-либо не позволительно».
На Совещании глав Поместных Церквей был также рассмотрен вопрос об отношении к экуменическому движению. Во всех трех докладах, прозвучавших на эту тему, была одинаково оценена сущность экуменического движения, как далекого от религиозной духовности и преследующего цели определенного политического направления. А в резолюции по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь» сказано: «Принимая во внимание, что: целеустремления экуменического движения, выразившиеся в образовании «Всемирного Совета Церквей» с последующей задачей организации «Экуменической церкви», не соответствуют идеалу Христианства и задачам Церкви Христовой, как их понимает Православная Церковь. Экуменическое движение, в современном плане работы «Всемирного Совета Церквей», не в пользу Церкви Христовой и слишком преждевременно отвергло уверенность в возможности воссоединения Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви; Свременное нам экуменическое движение не обеспечивает дела воссоединения Церквей благодатными путями и средствами. И в заключении сказано, что «все Православные поместные Церкви, участники настоящего Совещания, принуждены отказаться от участия в экуменическом движении, в современном его плане».
***
В завершении программы хочется сказать, что всем нашим зрителям будет полезно ознакомиться с материалами, опубликованными в данном журнале. Здесь Вы найдете ответы на актуальные вопросы церковной действительности: отношение к римо-католической церкви с ее искажениями догматов и антиправославной деятельностью; а также что собой представляет сегодня экуменическое движение и «Всемирный Совет Церквей». Надеемся, что представленные материалы помогут сформировать на вышеупомянутые вопросы верный взгляд, т.е. взгляд на основе Соборного Церковного решения, как было всегда в истории Церкви: вставала проблема, созывались Соборы и принимались решения на основании учения Церкви и евангельских идеалов. И таким образом ограждали народ Божий от пагубного влияния ересей и лжеучений.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!