У книжной полки. Протоиерей Константин Островский. Жития святых

22 мая 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

На протяжении более двух веков одной из наиболее почитаемых книг на Руси был сборник житийных повествований святителя Димитрия Ростовского. Над его составлением святитель Димитрий трудился в течение двадцати лет своей жизни, до самой кончины собирая новые, дополнительные материалы о жизни святых. Полное собрание этого труда насчитывает 12 томов, которые неоднократно переиздавались. Но сегодня мы предлагаем вашему вниманию не многотомное издание святителя Димитрия, а более краткое его переложение, предназначенное для детей. Автор этого житийного сборника - протоиерей Константин Островский.

***

Эта книга, вышедшая в свет в издательстве Синопсисъ, - наиболее полное на сегодняшний день собрание переложенных для детей житий святых и повествований о православных праздниках и иконах Богоматери на русском языке. Написана она была в 80-х годах прошлого века алтарником одного из московских храмов для своих детей. Теперь этот алтарник — протоиерей Константин Островский, — благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии, настоятель Успенского храма г. Красногорска. А дети отца Константина, конечно, давно выросли, и двое из них сами стали священниками, а один — епископом.

В 80-е годы нельзя было даже мечтать об издании такой книги в России, но произошла «перестройка», цензурные ограничения исчезли, и уже в 1991 году сокращённая версия книги под названием «Жития святых для детей» вышла тиражом 55 тысяч экземпляров, а в 1996 году переиздана тиражом 20 тысяч экземпляров. Затем сборник был значительно расширен и под названием «Жития святых, изложенные в сокращении по святителю Димитрию Ростовскому» выдержал 4 издания. Теперь он ещё дополнен большим количеством житий святых Русской Православной Церкви, живших в XX веке, по большей части новомучеников и исповедников Российских. Книга написана простым языком, доступным детям, но без подделки под детскость. В этом, по-видимому, одна из главных причин её неизменной популярности среди читателей.

Как отмечает автор, в этой книге особенно много житий святых мучеников и исповедников. Мученики — это люди, принявшие страдания и смерть за Христа, в том числе умершие в заключении. А исповедники — те, кто приняли страдания за Христа, проявили твёрдость в исповедании православной веры, но не были убиты мучителями. Кроме мучеников и исповедников Церковь знает и другие чины святых. Это святители, то есть святые архиереи; преподобные — мужчины и женщины, принявшие монашество, то есть отказавшиеся от семейной жизни и целиком посвятившие себя на служение Господу. Праведные - это миряне, исполнившие заповеди Божии о любви к Богу и ближним и достигшие святости, не принимая монашества. Есть и блаженные, понёсшие ради Христа подвиг юродства, то есть принявшие на себя вид безумных, из-за этого терпевшие насмешки и издевательства, но при этом обличавшие людские пороки, утешавшие страждущих.

О многих и многих святых рассказывает труд святителя Димитрия Ростовского, который, как говорит автор, обращаясь к юным читателям, было бы очень хорошо когда-нибудь прочитать. Но это не так легко: двенадцать больших томов и рассчитан он скорее на взрослых, чем на детей. Поэтому отец Константин и выбрал жития некоторых святых, сократил их и немножко переделал для детей. Святитель Димитрий Ростовский, зная, что после его смерти будут появляться новые святые, завещал дополнять его «Жития». Так и было сделано. Между прочим, житие самого святителя Димитрия вы тоже найдёте в этой книге.

В этом сборнике все даты в заголовках статей указаны и по юлианскому, и по григорианскому календарю (по новому стилю). И начинается сборник с Новолетия, которое мы празднуем 1 сентября по старому стилю, 14 сентября по новому. Здесь автор в частности пишет: «Слава Богу! Он даровал нам время для спасения. Создав человека, Бог поместил его в раю — месте, исполненном Божественного света и благодатной теплоты, чтобы человек непрестанно радовался о Господе. Но когда первые люди Адам и Ева согрешили — не послушались Бога, они лишились общения с Ним и лишились рая. По всей земле расселились люди, их стало много, а грешить они не перестали, всё холоднее и пасмурнее становились сердца их. Это первое время жизни людей было похоже на осень.

А за осенью наступает зима, время, когда всё живое замирает, и кажется, что уже никогда не будет на деревьях зелёных листочков и никогда не запоют в ветвях птицы. Так и люди отпали от Бога, сердца их покрылись ледяной коркой греха, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Господь Бог на землю, и вот она растленна, и по милости Своей захотел Он её очистить. И как весной тают снега, идут дожди, и земля омывается водой от всякой нечистоты, так Господь совершил великий потоп и во времена праведного Ноя очистил землю от греха, и для людей наступила весна Ветхого Завета.

Как за весной следует лето и кончается церковный год, так при конце всех времён родился от Девы Марии Спаситель мира Христос. И как летом ярко светит солнце, и тепло, и земля приносит плоды, так и мы живём при ярком свете Христова учения, согретые Его благодатью, и должны приносить духовные плоды веры во Христа, надежды на Бога и любви к Богу и ближнему. Так, многочисленный духовные плоды приносили Господу святые, о которых рассказывает автор. Взять к примеру, настоящий день, 22 мая. В этот день Святая Церковь чтит память святых: пророка Исайи, святителя Николая, преподобного Иосифа Оптинского. Многие века разделяют этих святых, и каждый из них по-своему служил Господу. Пророк Исайя, пренебрегая всеми опасностями, проповедовал волю Божию еврейскому народу и много пророчествовал о Иисусе Христе.

Святитель Николай был архипастырем в Мирах Ликийских, где и окончился его жизненный путь. И по отшествии святителя к Богу, его мощи положили, городе, где он служил. Но когда турки разорили область Ликийскую и захватили Миры, они забрали жителей в плен и опустошили Божии храмы. И тогда мощи святителя были перенесены в Бари, где и прибывают по сей день. А преподобный Иосиф Оптинский в 24 года оставил мир и пришёл в Оптину пустынь, где стал келейником великого старца Амвросия. И исполнились на нем слова: «с преподобным - преподобным будешь». В течение тридцати лет был он «правой рукой» преподобного Амвросия, возрастая духовно рядом с ним, и со временем сам стал одним из столпов и светильников Оптиной Пустыни. Более подробные рассказы об этих и других святых вы найдете на страницах книги.

***

Кто такие святые? Как пишет протоиерей Константин Островский, «в сердце каждого человека добро борется со злом, и мы, конечно, должны стараться помогать добру, хотеть, что-бы оно победило. Эта победа даётся нелегко и не сразу: светлые состояния души сменяются тёмными, греховными; мы стараемся исправиться, жить по заповедям Божиим, но опять у нас что-то не получается, однако мы продолжаем бороться со злом, и эта задача, надо сказать, на всю жизнь. Нужно только быть мужественным, не отчаиваться, и тогда Бог обязательно победит в наших сердцах, освободит их от зла, а свободный от зла человек и называется святым. О том, как люди и в глубокой древности, и во времена, близкие к нашему, боролись со злом в своих душах и силой Божией побеждали его, рассказывает составленный святителем Димитрием труд «Жития святых». Который в свою очередь вдохновил отца Константина к созданию этой книги.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать