Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В ночь с 17 на 18 марта 1996 года, на Крестопоклонной седмице произошло поднятие честных останков святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского. После мощи святителя были установлены в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя для поклонения верующих, а 18 марта стал днем чествования святого архипастыря. Жизнь святителя Луки была всецело посвящена служению Богу и ближнему. И что особенно важно, он жил и подвизался на нашей земле, в наше время. Потому именно сейчас, когда очевидно духовое оскудение общества, когда в глазах многих обесценено самое сокровенное - вера, надежда, любовь, - мы особенно пристально должны всмотреться в житие святителя. Оно представлено на страницах книги, которая вышла в свет в издательстве Введенского мужского монастыря Оптина пустынь.
***
Житие священноисповедника Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, почитаемого сегодня практически всем христианским миром, наверное, менее всего нуждается в предисловии. Народная любовь к нему равносильна той горячей и благодарной любви, которую испытывают верующие к великим угодникам древности — святителю Николаю или великомученику Пантелеймону. Рака с мощами святителя, находящаяся в Троицком соборе города Симферополя, давно уже стала местом исцелений и непрекращающегося паломничества, а уж переизданий его жизнеописания и вовсе не счесть. И все же издание, которое сейчас мы держим в руках, по словам монахини Евфимии (Аксаментовой), заслуживает особого, серьезного и внимательного прочтения, ибо содержит ряд весьма важных аспектов, которые в основной массе книг о святителе Луке просто отсутствуют.
Как отмечает матушка Евфимия, Господь судил архиепископу Луке пройти долгий жизненный путь. Настолько долгий, что он вместил в себя огромный отрезок русской истории — от правления императора Александра II до самодурства Никиты Хрущева. От Русско-турецкой войны до Русско-японской, революции, Гражданской войны, двух мировых. Судьба этого удивительного иерарха и выдающегося ученого настолько многогранна, самобытна и насыщена событиями, что ее с лихвой хватило бы на несколько человеческих судеб. И если бы перед церковными историками была поставлена задача на примере всего одного жития дать объемную характеристику периода гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке, то житие священноисповедника Луки, наверное, подошло бы для такой цели как никакое другое. Получился бы портрет эпохи репрессий в самых сочных красках, запоминающийся, не оставляющий равнодушным ни читателя-христианина, ни человека далекого от вечных духовных тем.
В одной из публикаций архимандрита Дамаскина (Орловского) есть высказывание о том, что Церковь имеет влияние на общество не только и не столько тогда, когда открывает обществу христианские идеалы, но когда являет миру «реальных носителей» этих идеалов. И это действительно так. То научение и то просвещение, которое получает человек, воочию увидевший Божьего праведника или услышавший живое слово, исходящее из его совестливого и мужественного сердца, ни с чем несравнимо по силе благодатного воздействия на душу. Что же касается наших новомучеников и исповедников веры, то тут мы, поколение христиан 20-21 веков, оказываемся обладателями неоценимого сокровища: Церковь предлагает нам сегодня жизнеописания, основанные не на эмоциях, пусть и самых благородных, и не на «фактах», которые невозможно проверить, а на объективном и всестороннем исследовании корпуса всех возможных и доступных архивных документов. Таково и предложенное вашему вниманию «Житие святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого)», написанное архимандритом Дамаскиным (Орловским).
По мнению монахини Евфимии, существует несправедливое, недостаточно прочно укоренившееся в сознании людей суждение, что правда далеко не всегда необходима. Что объективное знание способно всего лишь надмевать, а любой критический анализ такой тонкой гуманитарной сферы, как, например, человеческое страдание в годы репрессий, — ни много ни мало — грех против закона любви. Но на деле можно со всею ясностью убедиться в обратном. Научный подход агиографа-профессионала не только не умалит подвига действительно святого человека, но сделает его, что называется, более зримым для нас. Этот подход более отчетливо оттенит характеристики подлинной святости и не позволит нивелировать достоинство мученика или исповедника, поставив их в один ряд с теми, кто, несомненно, заслуживает сострадания, но увековеченным в святцах быть не может.
Как говорит монахиня Евфимия (Аксаментова), знание наиболее полной картины жизни святого, включающее в себя и его заблуждения, и досадные ошибки, а подчас и случаи нравственных падений, способно не разрушить, но еще более укрепить веру в великое и всепобеждающее милосердие Создателя, любящего творение Свое. Поэтому в предложенном «Житии» читатель увидит не только бесстрашного пастыря и самоотверженного врача, любящего семьянина и строгого ревнителя устава, страдальца, выдержавшего пытку «конвейером», и блестящего ученого, остроумно парировавшего кощунственные колкости безбожного окружения... Увидит не только подвижника редкой силы духа и веры, но и человека способного заблуждаться. Увидит не только знаменитого архиерея, собиравшего на свои проповеди полные храмы, но и человека, рядом с которым было непросто.
Читая житие, мы увидим, например, какие сомнения испытывал епископ Лука, когда ему предстояло сделать выбор: продолжать церковное служение или полностью уйти в хирургию, где всё обещало ему блестящую карьеру. Или, как он, будучи бессребреником, ходил в залатанных подрясниках и делился последним с нуждающимися. При этом, в канонических вопросах святитель мог проявить такую жесткость и принципиальность, что был неудобен не только для безбожных властей, но и в кругу своих - церковной иерархии, оправдывавшей свою пассивность и малодушие непростыми реалиями эпохи. Словом, читатель увидит живого, невыдуманного, небезупречного, но с недремлющей совестью человека, у раки мощей которого мы не только можем теперь попросить себе чуда телесного исцеления, но и дара гораздо более ценного — решимости следовать велениям совести.
Но, как отмечает отец Дамаскин, «исповеднический подвиг, — это не гладкое шествие по широкой дороге, зачастую он связан с колебаниями, отступлениями и даже падением. В конце концов, важным является не то, с какими трудностями, остановками, разного рода зигзагами и отступлениями от прямого пути двигался человек к вечной цели, а как он завершил свою жизнь. В Древней Церкви христиане были более открыты и не боялись говорить о себе правду, близость к Богу для них была куда важней, чем то, как они выглядят в глазах других людей. В наше время постоянное соприкосновение с пронизанным гордостью и лукавством миром все менее вызывает желание открывать правду о себе и о своих нравственных колебаниях. Мир стал сильней, а христиане слабей. Только немногие, такие, как праведный Иоанн Кронштадтский или священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), позволяли себе, как бы принося себя в жертву, широко открывать свое сердце перед людьми».
Прошли годы, стремительно пролетели десятилетия, и Церковь наша, чей клир в XX веке был практически весь уничтожен, а большинство храмов взорвано и поругано, снова живет полнокровной жизнью: совершаются великие и благодатные таинства, звучит слово проповедников, разносится благовест колоколов... Чудо это стало возможным лишь благодаря той высокой цене чести и бесстрашия, которую заплатило малое стадо новомучеников и исповедников. Не испугавшиеся окончить свою земную жизнь в безвестных могилах, не оговорившие на допросах своих единоверцев, отрекшиеся двоедушия и неправды, они, праведники-одиночки, среди которых был и ученый-архиерей, и простой церковный сторож, — виновники нашего благополучного сегодня.
***
Жития новомучеников и исповедников Российских, написанные нашим ведущим агиографом, доктором исторических наук архимандритом Дамаскиным (Орловским), всегда будут стоять в особом ряду среди житийных текстов. Также выделяется из общей массы изданий популяризаторского характера и Житие святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого). Имя этого незаурядного ученого и подвижника известно и любимо во всем христианском мире. Путь человеческой души к святости - путь трудного выбора, непростых решений, он подчас исполнен и ошибок. Издательство выражает несомненную надежду, что именно эта книга откроет для думающего читателя и подлинный драматизм личного пути, и подлинную глубину христианского подвига святителя Луки.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 20 апреля 2024 года
Выписывайте и читайте «Православную газету»!
Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим
Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин
РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!