Аудио |
|
Скачать .mp3 |
22 марта 1795 года в городе Романове Ярославской губернии, в семье благочестивых и богобоязненных Ивана Григорьевича и Анны Ивановны Путиловых родился сын Александр. Когда мальчику было десять лет, старшие братья его -Тимофей и Иона — оставили мирскую жизнь и поступили в Саровскую пустынь. Пример их, вероятно, подействовал на младшего брата, который еще в детском возрасте почувствовал призвание к монашеской жизни. Следующие 10 лет были исполнены различными испытаниями, и вот к концу 1815 года созрела в Александре решимость покинуть мир. И отправился он в Рославльские леса, где уже подвизался его старший брат Тимофей, будущий старец Оптиной Пустыни Моисей. Александр же, выдержав 4-х летний искус, принял постриг с именем Антоний. С этим именем он и вошел в историю русского старчества и известен сегодня всем православным христианам как преподобный Антоний Оптинский. О нем рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию.
***
В этой книге, вышедшей в свет в издательстве Введенского мужского монастыря Оптина пустынь, представлено житие замечательного подвижника преподобного Антония (Путилова) — насельника Оптиной пустыни первой половины XIX века. В основу издания положена книга иеромонаха Климента (Зедергольма) – «Жизнеописание настоятеля Малоярославецкого Николаевского монастыря игумена Антония». Агиограф сумел передать удивительные черты характера игумена Антония, главной из которых является особенное смирение, а смирение -это единственный способ получить, или, как говорят, стяжать, Божественную благодать — основное условие нашего спасения для вечной жизни. Преподобный своим милосердием, верой, надеждой и любовию напоминает нам о Божественном милосердии, вере, надежде и любви.
В предисловии, написанном монахиней Евфимией (Аксаментовой), мы читаем следующее: ««Лицемерие — хуже неверия», — говаривал в свое время великий оптинский старец преподобный Амвросий. И действительно, в неверии есть своя, пусть и ограниченная, но все же правда, своя прямота и открытость. Эта правда бывает отчаянной, бывает ожесточенной, косной или неудержимой в своей гордыне, но вполне понятной, узнаваемой — ее можно почувствовать, так сказать, прочесть в человеке. Лицемерие же — душевная проказа не всякому глазу приметная. Лицемерие, не выражая открытого неприятия веры, не ищет и подлинно глубокого в ней, довольствуется личиной благочестия, маской служения добру и может привести к катастрофическим последствиям — окончательно отравить и погубить душу как своего теплохладного носителя, так и тех, кто оказался наивно очарован таким актерством.
Иноки золотого века Оптины хорошо знали цену и подлинному благочестию, и тому, с какой твердостью должно блюсти себя от соблазна усвоить дух благочестия притворного. За полушутливыми афоризмами старца Амвросия стояла тысячелетняя мудрость Церкви. Преподобный Антоний (Путилов), родной брат знаменитого оптинского настоятеля преподобного Моисея, являл собой образец той нелицемерной, почти детской простоты, в сокровенных глубинах которой таились настоящие богатства духовной опытности. Не многие из современников преподобного могли оценить по достоинству эту простоту. И действительно, чтобы разгадать тайну такой человеческой личности, надо, по слову преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, иметь с нею «сходство добродетелей», любить смирение с такою же благоговейной силой. А это подвиг, и немалый.
Однако, как отмечает матушка Евфимия, и для людей внешних, а подчас и совершенных ненавистников веры, Господь открывал душевную красоту своих избранников. Так, Константин Леонтьев, известный русский публицист, религиозный мыслитель и дипломат писал о преподобном Антонии: «Это был такой добрый, такой "любовный", кроткий человек, что покорял своим обращением самых строптивых людей. Я знал коротко одного петербургского литератора, человека по характеру гордого, закоснелого атеиста, ненавистника религии и Церкви, который, уважая и любя отца Антония лично, только у него одного изо всех встречавшихся ему духовных лиц целовал с любовью и почтением руку. И делал он это сознательно, говоря, что этот Антоний "единственный поп, которого он чтит и любит"».
Эта запись, возможно, имеет отношение к периоду, когда преподобный с 1839 по 1853 годы настоятельствовал в Малоярославецком Никольском монастыре, — времени достаточно тяжелых испытаний для болезненного старца - любителя безмолвия. Преподобный Антоний не ощущал в себе ни малейшего призвания к настоятельству и тяготился этим, подчиняясь лишь воле правящего архиерея; по долгу положения, хлопоча о монастырских делах, он обязан был появляться в свете, стал известен тогда и, опять же невольно, приобрел себе многих почитателей. Господь по прошествии этих тринадцати мучительных лет настоятельства благоволил возвращению старца в Оптину, но Малоярославцу мы, по словам матушки Евфимии, обязаны тем, что узнали преподобного Антония не только как смиренного послушника своего родного брата.
Можно догадаться, как чувствовал себя преподобный в монастыре уездного города, братство которого, как лоскутное одеяло, было «скроено» из нескольких вакансий других, упраздненных обителей — такой состав сулил долгие, кропотливые труды по установлению дисциплины и мира внутреннего. Но перед глазами тогдашних малоярославецких богомольцев было и другое — был удивительный, редкий подвижник, пустынник, несколько лет подвизавшийся в уединении, наконец, скитоначальник Онтины. Люди потянулись к доброму и кроткому игумену, обладавшему подлинным духовным опытом, стали просить его поддержки, искать его совета. Время сохранило для нас переписку старца. Редкая преданность Божьей воле - вот духовный аромат его бесхитростных, самобытных назиданий. Аромат чистой, нелицемерной души.
Как отмечает монахиня Евфимия, Оптина Пустынь дала Русской Церкви не только примеры классического подвижничества — она подарила нам и образцы замечательной агиографии. Ее ревностным воспитанникам, таким как архимандрит Леонид (Кавелин), архимандрит Агапит (Беловидов), иеромонах Климент (Зедергольм), архиепископ Иувеналий (Половцев), монах Порфирий (Григоров), мы обязаны тем, что можем держать сегодня в руках действительно бесценные книги — с любовью, с научным тщанием собранные житийные материалы о старцах, их переписку. Имя иеромонаха Климента (Зедергольма), перу которого принадлежит представленное вам «Житие преподобного Антония (Путилова)», на слуху у читателя, знакомого с оптинским духовным наследием.
Отец Климент был очень образованным иноком и искренним подвижником, он послужил обители своими трудами по переводу древних творений святых отцов, много собрал материалов об оптинских подвижниках. Со страниц написанных им жизнеописаний во всей своей неподражаемой красоте и открывается перед нами дух нелицемерного благочестия оптинских преподобных отцов. И великая милость Божия заключается в том, что составляли их тот, кто и сам был напитан этим духом, не приукрашивал повествование о старцах и не вносил откровенной лжи. Впервые жизнеописание игумена Антония (Путилова), написанное иеромонахом Климентом, лично знавшим старца, было издано в 1870 году в Оптиной пустыни. Оно-то и было положено в основу этого нового издания.
***
Современные насельники Оптиной пустыни, исследуя историю родного монастыря, справедливо отмечают, что Оптина остается «наиболее жаркой свечой», возжженной русскими людьми, и свет этой свечи имеет для нас, шагнувших в XXI век, значение неоценимое. При общем для всех видимом и осязательном упадке веры и благочестия, в те времена, по словам издателей, «было много великих святителей, много достойных иереев, замечательных и даром слова, и высокою жизнью, много отшельников и иноков, ревновавших идти путем древних преподобных отцов». В их ряду стоит и прп. Антоний Оптинский. Своею жизнью старец Антоний доказал, что в любое время возможно истинное монашество. Удостовериться в этом вы сможете, открыв настоящую книгу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 30 марта
День ангела. 30 марта
Церковный календарь 30 марта. Родительская суббота. Преподобный Парфений Киевский
Евангелие 30 марта. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист
Читаем Апостол. 30 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!