Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Слава Богу, показавшему нам житие мужа свята и старца духовна, преподобного Сергия в земле нашей Рустей». Так начинает свое сказание, блаженный Епифаний о житии преподобного, спустя 26 лет после его смерти. Велико значение святого Сергия как верного служителя Святой Троицы в истории Русской Церкви, русского подвижничества, просвещения и нравственного воспитания русского народа. Около семидесяти монастырей было открыто преподобным, его учениками и учениками его учеников. А родился великий печальник и заступник земли Русской от добрых и богоугодных родителей Кирилла и Марии, память которых Святая Церковь совершает сегодня. Об избраннике Божием прп. Сергии и о его родителях говорит архимандрит Наум (Байбородин) со страниц книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется – «Земной ангел и небесный человек».
***
Вниманию читателя предлагается книга известного в России и далеко за ее пределами духовника и старца, год назад почившего архимандрита Троице-Сергиевой лавры, отца Наума (Байбородина). По словам митрополита Астраханского и Камызякского Никона, «старческая деятельность отца Наума пришлась на очень сложный период, когда многие входили в церковную жизнь из, образно сказать, выжженной духовной пустыни, имея долгий опыт безбожной и греховной жизни. Сейчас это время называется периодом «возрождения Церкви», но тогда, в начале становления всего строя церковной жизни, почти на каждом шагу возникали трудности и препятствия, случалось множество нестроений, ошибок и падений. Люди имели ревность и энтузиазм, но во многом были слепы в вопросах веры, немощны и неустойчивы в духовной жизни. Господь даровал помощь этим людям в лице духовника, который своим словом утешал и наставлял их».
По мнению владыки Никона, «главной силой в наставничестве отца Наума был его личный пример. Он дал нам живой образ монаха. Он не советовал ничего, что бы не делал сам. Это касалось и общей уставной жизни в монастыре, и внутренней, молитвенной. Многие отмечают, что за время нахождения в Лавре отец Наум никогда не пропускал утреннего братского правила. Даже уже отягощенный немощами он продолжал следовать своему многолетнему обычаю. При возгласе на начало молебна в Троицком соборе он уже стоял в своей стасидии, напротив раки с мощами преподобного Сергия. В Лавре старца можно было встретить всегда в полном монашеском облачении, и всё в его поведении было образом монашеского устроения: как он разговаривал с монашествующими, как с мирскими, как он молчал, даже то, как он вкушал пищу – всё было примером сдержанности, умеренности, строгости. Для многих один только пример его жизни остался в памяти как образец, к которому следует стремиться».
По словам издателей, отец Наум учил, что «всякий человек для своего спасения должен пройти путь очищения и освящения - через исполнение заповедей, пост и воздержание, через чистую, целомудренную жизнь и особенно через непрестанную молитву и достойное причащение Святых Христовых Таин. Архимандрит Наум говорил, что нужно не только оставить страсти и избегать явных грехов, но и умом, мыслями соблюдать себя в святости, отгоняя греховные, нечистые и суетные помыслы и непрестанно вознося к Богу молитву Иисусову. Образцом такой истинно богоугодной жизни и примером для всех нас он считал преподобного Сергия Радонежского. Но, как отмечал отец Наум, значение преподобного Сергия велико не только как учителя святой жизни, но также как духовного вождя и защитника нашего Отечества Российского.
Преподобный Сергий положил начало возрождению национального самосознания русского народа, а основанная им обитель Святой Троицы стала духовным центром Руси. Об этом батюшка Наум говорил почти в каждой своей проповеди, особенно подробно обрисовывая события 1380 года на поле Куликовом и рассказывая о помощи преподобного Сергия во время войны с французами в 1812 году. Он советовал всем изучить житие Преподобного, знакомил православных людей с судьбой мощей преп. Сергия после закрытия в 1919 году святой Лавры. В первую часть этого сборника вошли лучшие проповеди отца Наума, произнесенные им в дни памяти преподобного Сергия, его святых родителей, преподобных Кирилла и Марии, а также Радонежских святых. Во второй части сборника даны все подробные материалы о событиях, упоминаемых отцом Наумом в его проповедях.
И вот, что в частности батюшка говорил в одной из проповедей: «Мы прославляем великого угодника земли Российской преподобного Сергия. Он столп и утверждение истины, он светильник, который воссиял с древних времен для всех нас, он близкий нам по духу, он дорог нам, он всегда с нами. Милость Божия, говорит списатель его жития премудрый Епифаний, когда в какой-либо стране, в каком-то народе сияет святостью праведник Божий: он подает всем пример, указывает путь к евангельской жизни, путь примирения с Богом, путь, возводящий в жизнь вечную. И преподобный Сергий воссиял в бывших тогда здесь дремучих лесах как великий светильник и угодник Божий». А, кроме того, мы прославляем и родителей преподобного Сергия - святых преподобных схимонахов Кирилла и Марию.
Как отмечает отец Наум в следующей проповеди, «ежедневно Церковь прославляет святых праведных Иоакима и Анну, ибо они родили и воспитали Пресвятую Богородицу. И родителей Иоанна Крестителя, начальника покаяния и крещения, Захарию и Елизавету мы прославляем. Так же, с любовью, почитаем родителей преподобного Сергия. Господь пришел на землю даровать нам освящение, даровать обожение, вечную жизнь. Это великая милость, братья и сестры, - говорит старец, - что Господь призрел на Свой народ. Потому что было время, когда из-за разврата, беззаконий, неправд, убийств Дух Святый не обитал среди людей (см. Быт. 6,3). И послал Господь всемирный потоп. А потом Он Сам на землю пришел и даровал нам такую великую милость, что мы можем обращаться к Нему как к Отцу в молитве: Отче наш, Иже ecu на небесах, до святится имя Твое... (Мф. 6. 9 13; Лк. 11, 2-4). И призываемся мы, напоминает отец Наум, к богообщению.
Мы должны помнить, - говорит он, - как жил и трудился преподобный Сергий, как он возлюбил Господа, как родители его здесь проводили жизнь свою в трудах. Преподобный Сергий воспевается как «земной ангел и небесный человече». Он действительно воспринял великую благодать, но прежде много боролся со страстями, был искушаем демонами. Причем искушения необходимы каждому, ибо чрез них мы показываем Богу свою любовь, упование, веру, и Господь определяет, какую кому дать благодать. Много праведников, мучеников, много разных святых, и есть великие святые, и к ним мы причисляем преподобного Сергия.
Мы торжественно празднуем и прославляем преподобного Сергия, великого угодника, и его благочестивых родителей. Господь их избрал, потому что жили они и поступали по евангельским заповедям. Ничего лишнего в доме у них не было, имелась специальная горница, молельня, сохранно лежали Евангелие, Псалтирь и другие духовные книги, летописи. Как сами родители любили молитву, пост, тишину, любили принимать странников, много трудились, так и детей приучали к труду, молитве в церкви и дома, перед обедом читали Третий и шестой час, и все сопровождалось молитвой. С юных лет преподобный Сергий возлюбил церковь и пребывал в ней, молился. И в семьях наших, по мнению старца, - так должны воспитывать своих детей, чтобы они любили церковь, с малых лет в ней пребывали, рано приучались к молитве, молились Богу, любили Его. И, конечно об этом, - отмечает батюшка, - надо обращаться с молитвой к преподобному Сергию, преподобным Кириллу и Марии и подражать их житию».
***
Восхваляя Радонежского чудотворца ученик его блаженный Епифаний Премудрый говорил: «Этот преподобный отец наш просиял в Русской земле как пресветлое светило среди тьмы и мрака… Как благоухающая роза, как золото среди праха, как серебро, семикратно очищенное, как драгоценный камень и бисер, как изумруд и сапфир. Как … нерушимый город, как неподвижная стена и как твердое забрало. Как крепкий и верный сын, как церковное основание и непоколебимый столп. Как пресветлый венец и как корабль, наполненный духовным богатством, как земной ангел, как небесный человек». Сияло и ныне сияет особым небесным светом имя Сергия, игумена Русской земли, о котором любил рассказывать в своих проповедях архимандрит Наум (Байбородин). Избранная часть этих проповедей представлена на страницах этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Михаил Дудко. 23 апреля 2024
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Этот день в истории. 24 апреля
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Евангелие 24 апреля. Воскреснет брат твой
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!